«Место силы» русских художников

Фотопрогулка по музею-усадьбе Абрамцево.
«Фома» продолжает цикл фото-прогулок. Попрощаться с золотой осенью мы решили в усадьбе Абрамцево, которая к тому же 10 октября праздновала свое 97-летие в статусе музея: в советские годы усадьбу национализировали и превратили в памятник культуры.

Через дорогу от нас — ворота усадьбы. Автобус привозит к остановке очередную группу посетителей. «Ребята, мы будем гулять по усадьбе два часа, так что, если вам надо покурить, курите сейчас, потом у вас не будет возможности», — говорит преподавательница стае грубоватых студентов колледжа, которые тут же достают сигареты и, не отходя от своей сопроводительницы, торопливо затягиваются на два часа вперед.


Абрамцево. Главный усадебный дом

В усадьбе время замирает, и все подчиняется ее неспешному и умиротворяющему ритму. От находящегося поблизости Хотьковского монастыря время от времени доносится колокольный звон. На еще зеленую траву падают, медленно кружась в воздухе, золотые листья, по аллеям прогуливаются пожилые пары, мамы с колясочками — и даже многочисленные группы школьников и студентов перемещаются от здания к зданию на удивление тихо и неспешно.


В 1938 году напротив усадебного дома построили лечебный корпус, а теперь здесь проводятся выставки, посвященные русским художникам, которые творили в Абрамцеве в XX столетии.


Абрамцевская усадьба не представляет собой чего-то необычного: это небольшой участок земли и две деревеньки рядом. Тем не менее усадьба дважды входит в культурную жизнь Москвы — благодаря своим владельцам. В середине XIX века здесь гостили Тургенев, Гоголь, а в 80-90-е здесь жила и творила практически вся Третьяковская галерея — Репин, Васнецов, Врубель, Нестеров, Серов, Коровин и другие художники. Нам предстоит проделать длинный путь по следам жильцов и гостей Абрамцева, путь от главного усадебного дома до жемчужины усадьбы — церкви, в создании которой приняли участие самые знаменитые русские художники рубежа веков.



Аксаков и его удочка

В середине XIX века усадьбу приобретает уже пожилой писатель Сергей Тимофеевич Аксаков. Здесь он вместе со своей семьей проводит летнее время, как он пишет, «забывается сном, сотканным из воспоминаний» и подолгу бродит с удочкой.


Сергей Тимофеевич Аксаков


В Абрамцеве Аксаков пишет книги о рыбалке и охоте. Эти книги высоко оценил его молодой современник И. С. Тургенев, будущий автор «Записок охотника». Кстати, ровесник старших сыновей Сергея Тимофеевича, Тургенев войдет в семью Аксаковых и наряду с Н. В. Гоголем, Ф. И. Тютчевым и другими писателями станет частым гостем в абрамцевской усадьбе.




Комнаты в Усадебном доме, посвященные работе и жизни Аксакова и его семьи








В Абрамцеве Аксаков также пишет свои мемуары под названием «Семейная хроника».


В семье Аксакова было 14 детей. «Удивительно, но такая большая семья принесла Сергею Тимофеевичу только одну внучку», — рассказывает нам наш экскурсовод. Зато старшие дети — Константин, Иван, Вера — прославились как литературные и общественные деятели, славянофилы.


Таким Гоголя вы еще не видели!


Нужно очень постараться, чтобы в этом молодом и модном франте узнать черты такого знакомого всем Николая Васильевича Гоголя. А ведь именно так он выглядел, когда впервые приехал в усадьбу к Аксаковым!

Аксаков даже не ожидал: он никак не мог соотнести этого человека и автора «Вечеров на хуторе близ Диканьки», которыми так восхищался. В своей книге «История моего знакомства с Гоголем» Аксаков пишет: «Наружный вид Гоголя был тогда совершенно другой и невыгодный для него: хохол на голове, гладко подстриженные височки, выбритые усы и подбородок, большие и крепко накрахмаленные воротнички придавали совсем другую физиономию его лицу; нам показалось, что в нем было что-то хохлацкое и плутоватое. В платье Гоголя приметна была претензия на щегольство. У меня осталось в памяти, что на нем был пестрый светлый жилет с большой цепочкой. У нас остались портреты, изображающие его в тогдашнем виде, подаренные впоследствии Константину самим Гоголем». Гоголь держался на расстоянии, вел себя неприветливо, небрежно и как-то свысока — «чего, разумеется, не было, но могло так показаться», — пишет Аксаков. И естественно, такие манеры никому не понравились.



«Почему он тут такой нарядный? — переспрашивает наш экскурсовод. — Ему здесь 23 года, он молодой, да еще к тому же провинциал. Ну а вы посмотрите на свои фотографии! Я вот смотрю на свои молодые фотографии и говорю: “Боже мой! Ну разве можно было так одеваться?” Все мы через это проходим».




Гоголь все же был хорошо расположен к семье Аксаковых, дружил, вел с ними многолетнюю переписку, а в последние годы жизни нередко останавливался в абрамцевском имении, где больному Гоголю была отведена отдельная комната с мезонином, самая теплая.


Комната в усадебном доме, посвященная Н.В. Гоголю



Усадьба просыпается
После смерти Сергея Тимофеевича Аксакова усадьбу у наследников покупает молодая чета — Савва Иванович и Елизавета Григорьевна Мамонтовы.

Елизавета Григорьевна, Савва Иванович Мамонтовы с сыном Андреем

Мамонтовы — выходцы из достаточно просвещенной и образованной купеческой среды, из среды промышленников. Савва Иванович продолжал дело отца — строительство железных дорог, но ему всегда хотелось и чего-то еще.

Мамонтовы оказываются в Абрамцеве после крестьянской реформы, а это время идеалистов, ведь интеллигенции открывается народный мир. Встает вопрос о судьбе огромного пласта людей, возникает желание помогать и обустраивать жизнь народную.

Однажды в соседних деревнях началась эпидемия. Стремясь помочь людям, Мамонтовы приглашают сюда доктора, сами пытаются оказать больным посильную помощь. В это же время у них возникает желание основать лечебницу, затем школу, а при школе ремесленные мастерские — столярные, резческие, керамические, мастерскую женских рукоделий. Так постепенно в Абрамцеве складывается культурный поселок.

«Все это было в русле глубокой и осмысленной благотворительной деятельности Елизаветы Григорьевны, хозяйки усадьбы, — рассказывает наш экскурсовод. — Заботясь о своей семье и обустраиваясь здесь, она начинает заниматься и исправлением нравственного облика крестьян: она хочет, чтобы в их быт вошло творчество, чтобы у них развивался вкус. Художественно-столярная мастерская положила начало Абрамцевскому колледжу, который до сих пор сохраняет прежние традиции столярного и гончарного производства».


Елизавета Григорьевна Мамонтова


Кабинет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.


Кабинет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.


Кабинет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.


Кабинет Елизаветы Григорьевны Мамонтовой.

Мамонтовы очень хорошо дополняли друг друга: Елизавета Григорьевна более мягкая, склонная к духовной жизни, к общественному служению и благотворительности, а Савва Иванович — энергичный и артистичный, его с детства привлекал театр, музыка, а впоследствии он активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил знакомства с художниками.

Путешествуя по Франции и Италии, Мамонтовы знакомятся с выпускниками Российской академии художеств — Антокольским, Поленовым, Репиным, Васнецовым и многими другими. И, конечно, пригласили их к себе в Абрамцево. Поэтичная русская природа, открытый воздух — и художники увидели в имении Мамонтовых большие возможности для художественной жизни в России. Они приезжали и образовывали, как говорили сами, большую «дружественную семью».


Слева направо: Андрей Мамонтов, И. С. Остроухов, С. И. Мамонтов, Шура, Е. Г. Мамонтова, Н. В. и Е. Д. Поленовы, К. Д. Арцыбушев, В. А. Серов. Абрамцево, 1887

Когда Мамонтовы приехали в Абрамцево, усадьба находилась в плохом состоянии, ведь Аксаковы покупали ее, когда были уже в возрасте, им не было тесно в одном доме. Но молодые Мамонтовы начинают активно обустраивать это место, и домики, которые мы теперь можем увидеть в Абрамцеве, — совместная работа Мамонтовых и их друзей-художников, которые в поисках национального стиля решают обратиться к прошлому.







Так в 80-90-е годы Абрамцево превращается в творческий заповедник, где художники в летнее время живут, вдохновляются и работают, в том числе и над материалами к своим будущим картинам.


«Мастерская», картина В. Д. Поленова


В. М. Васнецов, Абрамцево. Яшкин дом




Зарисовки пейзажей к картине «Видение отрока Варфоломея» Нестеров писал, поселившись в деревне Комяково недалеко от Абрамцева. В молодые годы художник продал свою картину Третьякову, а позднее нарисовал ее повторно. Авторское повторение хранится в Абрамцеве.




Пейзажные этюды к картине «Аленушка» В. А. Васнецов писал на берегу реки Вори в Абрамцеве и у пруда в соседней деревне Ахтырке.


Валентин Серов оказался в Абрамцеве в раннем возрасте, очень полюбил семью Мамонтовых, привязался к Елизавете Григорьевне и даже называл ее «второй мамой». Его картина «Девочка с персиками» — портрет Веры, дочери Мамонтовых. Она была написана в Абрамцеве, и, поскольку ее никто не покупал, Серов оставил картину в этом доме в знак благодарности. А в Третьяковскую галерею картину поместили уже в советские годы.


Мамонтов очень ценил М. А. Врубеля, всячески продвигал его, поскольку считал по-настоящему талантливым.


Врубель, попав в Абрамцево, в высшей степени увлекся работой над керамическими изразцами для печей. Он полностью окунулся в это ремесло и подолгу проживал здесь. Все печи в абрамцевской усадьбе украшены керамикой Врубеля.




Эскиз Врубеля к росписи Владимирского собора.


Эскиз Богоматери для Кирилловской церкви в Киеве.


В красной гостиной Мамонтовых хранится скатерть, на которой гости Абрамцева оставляли автографы. Сначала они писались мелом, а затем прошивались женской рукой. Нам удалось разглядеть подписи Арцыбушева, Поленова, Васнецова.


Один из общих проектов художественного кружка — домашний театр. Все работали над эскизами декораций и костюмов, над постановками, играли в спектаклях. Например, Васнецов в спектакле «Снегурочка» сам играл Деда Мороза.


И. С. Остроухов. Программа спектакля «Снегурочка»


Подпись: В. М. Васнецов. Мороз. Эскиз костюма к постановке «Снегурочка»


В. М. Васнецов. Палаты царя Берендея Эскиз декорации к спектаклю «Снегурочка»



Церковь. Пик творчества


А мы продвигаемся вглубь усадьбы и приближаемся к долгожданной части нашей экскурсии — к усадебной церкви. Это еще один общий проект абрамцевского кружка, который еще больше сблизил и сдружил его участников.

Мамонтовы и их гости приезжают в Абрамцево по весне, накануне Пасхи. Но в это время речка Воря разливается, и жители окрестных деревень лишаются возможности попасть в ближайшую церковь. Поэтому у Елизаветы Григорьевны возникает мысль о строительстве усадебного храма — и художники с удовольствием берутся за ее реализацию, изучают традиции церковной архитектуры, материалы, разрабатывают проекты, эскизы. В этой церкви они оставили частичку своей души, и храм стал для них знаковым проектом, в котором они реализовались именно как церковные живописцы. В работе помимо художников принимали участие также сами Мамонтовы, родные и друзья художников, дети.



Работы Васнецова над проектом храма.






Эскизы сына Мамонтовых Андрея для храмовых орнаментов. Андрей был талантливым юношей, однако сильно заболел и умер в возрасте 20 лет.


Ключ от храма в кабинете Елизаветы Григорьевны Мамонтовой

Храм, освященный в честь Спаса Нерукотворного, был построен по проекту Васнецова. Здесь гармонично сочетаются элементы разных традиций — и псковской, и новгородской, и ярославской, и ростовской, и владимирской.








Образ Спаса Нерукотворного Поленов написал на керамике. При определенном положении солнца зубчики проходят прямо по голове Христа и символизируют терновый венец.

«Святые на иконах представлены именно так, как видели их художники.

Многие авторские иконы написаны на медных листах, и, когда на них попадает солнышко, — рассказывает нам смотритель абрамцевского храма, — такое ощущение, что все иконы оживают и что свет идет изнутри».




Иконостас выполнен по проекту В. Д. Поленова и навеян путешествием Поленова по Палестине.


Главная храмовая икона — образ Спаса Нерукотворного. Написана И. Е. Репиным.


Князь Федор с сыновьями Константином и Давидом. Икона написана Е. Д. Поленовой, сестрой В. Д. Поленова


Сергий Радонежский. Икона В. Васнецова.


Богородица с Младенцем В. Васнецова. Это эскиз к иконе, которая находится во Владимирском соборе в Киеве, в росписи которого принимали участие Васнецов, Нестеров, Врубель, сын Мамонтовых Андрей и другие.


Николай Чудотворец Николая Неврева.


Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Девочки в темнице накануне пыток, Написала жена Репина Вера.


Слева направо — святые Кирилл и Мефодий, княгиня Ольга, князь Владимир, иконописец Алипий, летописец Нестор, Алексий Митрополит Московский. Написал В. Д. Поленов.


Паникадило — проект В. Д. Поленова.


Клиросы выполнены по эскизам Васнецова, который разработал их за один день, увидев принесенные детьми садовые и лесные цветы.


Плащаница: шитье золотой и шелковой нитью. Начинала вышивать Вера Мамонтова, а заканчивали женщины абрамцевского кружка. Выполнена по эскизам Васнецова. Оригинал, написанный акварелью, находится в Третьяковской галерее.


Барельеф святой главы Иоанна Предтечи — работа М. Антокольского.


В храме находится первая печь Врубеля, поставленная в усадьбе.


На полу — мозаика с изображением райского сада в исполнении Васнецова. Серая часть — обычная мраморная крошка, а остальные камни — белые, черные, желтые — из речки Вори, которая протекает неподалеку. То есть это подручный материал, который участники абрамцевского кружка собирали сами.

Оконные проемы выполнены по эскизам сына Мамонтовых Андрея.Оконные проемы выполнены по эскизам сына Мамонтовых Андрея.


Когда Андрей умер, его похоронили у северной стены храма и над могилой поставили часовню. По просьбе матери, которой хотелось быть ближе к сыну, здесь оставили окошко. По одному из эскизов Андрея она сделала на окошке росписи.

В наши дни в храме в течение года проводятся всего три службы с литургией: первая — на Светлой седмице в праздник иконы Божией Матери Живоносный Источник, вторая — в праздник Петра и Февронии 8 июля (в память о семье Мамонтовых), третья — в престольный праздник храма — Спаса Нерукотворного 29 августа.
Автор
Баринова Дарья, МАКОВЕЙЧУК Юлия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе