Кто почем

Газета ВЗГЛЯД составила топ-5 самых дорогих русских художников


2 мая был установлен очередной рекорд на художественном рынке: знаменитая картина норвежского экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик» была продана на нью-йоркском аукционе Sothеby’s за 119 млн 992,5 тыс. долларов. Газета ВЗГЛЯД выяснила, кто из ныне живущих отечественных художников ценится наиболее высоко.


Принципы и закономерности, по которым формируется стоимость произведений изобразительного искусства, – вещь загадочная; по крайней мере, никакая исчерпывающая формализация в этом случае, похоже, невозможна. Показательно, что мнения экспертов на этот счет отчасти расходятся. Очевидно, что одним из ключевых факторов является реноме художника, но дать общий ответ на вопрос о том, от чего оно зависит и как складывается, не так-то просто. Художественный критик Михаил Боде отмечает, что ценовая планка определяется не только качеством произведения и репутацией автора, но и статусом того, кто это произведение продает, т.е. «маркой» и именем галереи или коллекционера. А искусствовед и куратор Андрей Ерофеев признает, что отношение к художнику, диктующее цены на его работы, – феномен во многом иррациональный и базирующийся на интуиции. Решив ограничиться сухими фактами и наиболее достоверными оценками, газета ВЗГЛЯД составила список самых дорогих ныне живущих русских художников. Все они являются представителями старшего поколения и живут за рубежом – в США или во Франции.

Илья Кабаков, «Жук» (1982). Самая дорогая картина ныне живущего российского художника. В 2008 году она была продана с аукциона Philips de Pury & Co почти за 6 млн долларов

1. Илья Кабаков


Уроженец Днепропетровска, бывший москвич, а ныне – житель Нью-Йорка, 78-летний Кабаков издавна фигурирует в искусствоведческих летописях как классик московского концептуализма и слывет едва ли не главным представителем современной русской живописи на Западе. Этот художник занял эксклюзивную нишу «советского гения», мастера, способного показать реальность через призму совершенно особого социального и эстетического опыта. Корпус его работ включает как картины, так и большое количество трехмерных объектов и инсталляций; средства, которыми пользуется Кабаков, чрезвычайно разнообразны.


Среди рулевых арт-процесса, с которыми он сотрудничал, были такие знаменитости, как, например, Жан-Юбер Мартен – один из самых известных в мире кураторов. Особо тесных контактов с галереями художник в последнее время не поддерживает, но на западном рынке осталось некоторое количество его работ, вывезенных еще в советский период, и время от времени они выставляются на крупнейших аукционах. Цены на его картины нередко достигают 500 тыс. евро и более. Хрестоматийный ценовой рекорд, связанный с именем Кабакова, – картина «Жук», написанная в 1982-м и проданная в 2008-м на аукционе Philips de Pury & Co почти за 6 млн долларов.


«Илья Кабаков всегда, начиная еще с советских времен, был лидером в нашем искусстве, – говорит Михаил Боде. – Многие помнят существовавшее в 1970-е годы объединение «Сретенский бульвар», названное так в связи с местонахождением мастерской Кабакова – там собирались художники, которым предстояло стать самыми видными представителями отечественного концептуализма. Все иностранные кураторы и искусствоведы прежде всего наносили визит именно Кабакову, и он, пожалуй, раньше всех стал известен на Западе». Знаток современного искусства Иосиф Бакштейн считает Кабакова последним великим русским художником. «Общаясь с Кабаковым, понимаешь, что этот человек говорит с миром на «ты», как поэт Иосиф Бродский», – формулирует Бакштейн свое видение этой личности.

Эрик Булатов, «Слава КПСС» (1975). Работы Булатова продаются не меньше чем за 500 тыс. евро

2. Эрик Булатов


78-летний Булатов, родившийся в Свердловске и тоже вошедший в круг ведущих московских концептуалистов, биографически довольно тесно связан с Кабаковым – достаточно сказать, что в свое время они вместе работали в издательстве «Детгиз». Работы Булатова принадлежат к той же ценовой категории, что и работы Кабакова: они, как правило, не продаются меньше чем за 500 тыс. евро. Как отмечает Андрей Ерофеев, в настоящее время цены на Кабакова даже менее стабильны, чем цены на Булатова. Вхождение Булатова в высшую ценовую «лигу» состоялось в середине 2000-х. Продажу своих произведений художник организует преимущественно приватным образом. Среди самых известных его работ – цикл картин, отражающих советские реалии. На этих полотнах можно увидеть плакат «Слава КПСС!», Леонида Ильича Брежнева на фоне знамен и доминирующий над уличным пейзажем портрет Ленина.


«Булатов работает на пересечении двух тенденций – метафизического искусства 1960-х и концептуального искусства 1970-х, – рассказывает о Булатове Андрей Ерофеев. – Как человек 1960-х он привязан к формату картины, это один из лучших российских живописцев. Особенность его манеры в том, что он рисует не предмет, а свет, который его обтекает».

Олег Васильев, «Высокая вода» (2006). Картины этого художника стоят порядка 200–500 тыс. евро

3. Олег Васильев


80-летний Олег Васильев, уроженец Москвы и житель Нью-Йорка, – давний друг Эрика Булатова. Он работает в реалистической манере, часто приближающейся к фотографическому реализму, и следует за своими соратниками с некоторым отрывом: его картины стоят порядка 200–500 тыс. евро. Взлет интереса к Васильеву произошел около десяти лет назад и был связан с интересом американской аудитории к фотореалистическому стилю. Приобретение работы Васильева – редкая удача для коллекционера: ранних работ на рынке осталось не так много, а в настоящее время художник пишет мало.

Оскар Рабин, «Храм Флора и Лавра» (1964). Средняя цена на его картины – порядка 200–300 тыс. евро

4. Оскар Рабин


84-летний Оскар Рабин, живущий в Париже, – представитель традиционного экспрессионизма, продолжающий стилистическую линию 1930-х годов. Больше всего ценятся его работы, написанные до отъезда из России. Самые известные его картины опять-таки отражают советский быт: на них можно увидеть газету «Правда», рубль и бутылку «Столичной». Средняя цена на его картины – порядка 200–300 тыс. евро. Свои картины художник продает сам.


«Живопись Рабина показывает базовые, непарадные элементы советского быта, – поясняет Андрей Ерофеев. – Рабин – представитель нонконформистской культуры, и этот политический аспект был важен для его карьеры. Кроме того, его творчество нравится людям постольку, поскольку им вообще больше нравится модернизм, чем современное искусство, ведь Рабин – продолжатель традиций модернизма в новом времени».

Олег Целков, «Двое с топорами» (1996). Цены на его работы поднялись лишь в последнее время; сейчас они удерживаются приблизительно на уровне 150 тыс. евро

5. Олег Целков


Экспрессионистское творчество 77-летнего Олега Целкова, живущего в Париже, тоже наследует модернизму начала XX века. Цены на его работы поднялись лишь в последнее время; сейчас они удерживаются приблизительно на уровне 150 тыс. евро.


«Живопись Олега Целкова – очень специфическое искусство, отчасти близкое к эмалям, – комментирует Андрей Ерофеев. – Изображает он обычно каких-то странных хохочущих персонажей, показывая как бы образ явившегося, присутствующего здесь и сейчас хама. Он долгое время не был востребован и даже бедствовал, но постепенно в него поверили. Это произошло не случайно, Олег Целков – выдающаяся личность».


Остается констатировать, что в плане цен даже топовым отечественным художникам далеко до ведущих западных коллег, таких как Джефф Кунс, Такаши Мураками или самый дорогой из ныне живущих художников Дэмиэн Херст, чья работа «За любовь Господа» была не так давно продана за рекордные 118 млн долларов. Как считает Михаил Боде, дело здесь в недостаточной мировой интегрированности русского искусства и в том, что русских художников не курируют и не продают самые могущественные арт-деятели вроде Чальза Саатчи.


Шанс посоперничать с западными чемпионами продаж, возможно, выпадет тем отечественным художникам, которые сейчас делают первые шаги или уже закрепляют свой статус самых перспективных представителей младшего поколения. По словам председателя секции критики в Творческом союзе художников России Александра Евангели, перспективность бывает разного рода. Есть художники с большим творческим потенциалом, но с не очень ясными рыночными перспективами, есть те, кто хорошо адаптирован к отечественному рынку, а есть кандидаты на заметные рыночные позиции за рубежом. Среди молодых художников, которые могут сделать неплохую карьеру на Западе, можно назвать Александру Сухареву – единственного представителя России, попавшего в этом году на главную европейскую выставку современного искусства Doсumenta. В России хорошие шансы на светлое будущее имеют лауреат премии им. Кандинского Таисия Короткова и номинант этой премии Анна Желудь, а также лауреат «Инновации» Андрей Кузькин. В отличие от многих ровесников и старших товарищей, чье место на рынке уже определено и чей «потолок» более или менее ясен, эти художники упоминаются экспертами как еще растущие, но уже востребованные.

Взгляд

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе