Художники дошли до точки

В Эрарте устроили «Checkpoint»


В Эрарте решили вернуть вкус к живописи — новая выставка «Checkpoint» отправляет газообразный контемпорари-арт обратно к холсту. По словам куратора Владимира Потапова, еще десять лет назад такая живопись считалась моветоном.

— Современное искусство в нашей стране еще очень молодое, но на протяжение всей его небольшой истории оно почти не обращалось к живописи. А когда обращалось, то эти произведения были на самых далеких аутсайдерских позициях. Девяностые и нулевые не дали нам ни одного знакового имени.

Изменения нахлынули внезапно — за последние несколько лет все поменялось. Наверняка дело в новом постперестроечном поколении, которое выросло и стало диктовать свои правила.

Тогда, в конце восьмидесятых, современное искусство с грохотом обрушилось на Россию, нахально обосновавшись с хозяйским видом — в пику всем обидчикам, членам официальных союзов. Стерильные колбы с заспиртованными традициями без сожалений вынесли на помойку. Населению, правда, не сказали, но оно в долгу не осталось — до сих пор регулярно отплачивает всяческим художникам кафкианскими судебными эксцессами. Эпоха поменялась, а зрители не заметили.

В девяностые было не до медитации за холстом — воздух свободы щекотал нос, буря и натиск демократической вседозволенности приглашали на улицу. Отныне требовалось быть мгновенным, чтобы выстреливать в медиа, а следовательно, существовать. Дискурс, свежевыжатый из Запада, отрицал дистиллированную живопись как таковую.

Название нынешней выставки «Checkpoint» — в переводе на русский простой звучит как «контрольная точка маршрута». По убеждению куратора выставки, настало время остановиться и зарегистрировать новый процесс: живопись начала возвращаться.

— На самом деле эта небольшая экспозиция — продолжение моей ранней работы. Первая называлась «От противного», на той выставке я собрал около 50 современных художников. «Checkpoint» — это уже лучшее из лучшего, избранные произведения молодых живописцев самых последних лет. Все они имеют прочные позиции внутри контемпорари — без них не обходится почти ни одна значительная выставка или биеннале современного искусства, — рассказал «Известиям» Потапов.

«Лучшие из лучших» представляют не только себя, но и разноцветный срез современности: здесь подобраны все стили, которыми сочится эпоха, — от примитивизма и неоэкспрессионизма до фотореализма и традиционной техники. «Первобытные» почеркушки-животные Тимофея Караффа-Корбута, атомные взрывы-кляксы Александра Погоржельского и благородные полотна недавно увенчанного лаврами Strabag Award Егора Кошелева. На одной из его картин под названием «Встреча на митинге» одухотворенные хипстеры в античных туниках обнимаются на фоне камуфляжной зелени, скроенной из формы ОМОНа. Древняя Греция, эпоха Возрождения и современная Россия слились воедино — где еще такое увидишь.

Олег Кармунин

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе