Художественно-политическая альтернатива

Йозеф Бойс в Московском музее современного искусства В Московском музее современного искусства открылась выставка немецкого художника Йозефа Бойса. Проект «Призыв к альтернативе» проходит в рамках перекрестного Года России — Германии. Решение привезти Йозефа Бойса в сегодняшнюю Россию выглядит не только культурным, но и социально-политическим. То, о чем говорил художник в своих работах, разумеется, актуально во все времена во всех странах. Но в условиях сегодняшней политизации художественной практики в нашей стране бойсовский призыв к расширению искусства до масштабов самой жизни выглядит весьма актуальным.

В советские времена Бойс был явным политическим противником, выступавшим против капитализма Восточной Европы. Но и сейчас сторонником нового капитализма его не назовешь. У Бойса своя политическая система, идеалистическая, отчасти вспоминающая утопию французской революции. Свобода духовной жизни, равенство перед законом, братство в экономике и искусство как главная альтернатива существующей действительности. Нынешняя ретроспектива — попытка показать весь сложный путь художника, начавшийся с ранения в Крыму в 1944 году. Со знаменитой истории о его чудесном спасении татарами, обмазавшими его жиром и завернувшими в войлок, войлок и жир стали любимыми материалами художника, объекты из них в изобилии выставлены в экспозиции. По словам куратора выставки Ойгена Блуме, выставка стремится показать «художника на пути к политике, которую он хотел изменить через искусство».

Почти шпалерно развешена графика Бойса, по большей части тиражная (он придавал тиражности особое значение, видя в этом возможность для распространения своих идей). Видео с документацией акций. Здесь и проект «Я люблю Америку, Америка любит меня», во время которого Бойс жил в одной клетке с койотом, пытаясь сблизиться с культурой индейцев. И история с мертвым зайцем (акция «Как объяснить картины мертвому зайцу») — заяц для Бойса стал важным символом свободы, «послом» придуманного им фиктивного государства Евразии.

Две большие инсталляции. «Трамвайная остановка», сделанная для Венецианской биеннале 1976 года из литых фрагментов, — обреченно-пугающее, пессимистическое отражение видения будущего и саморазрушения человеческой жизни. И «Конец XX века» с разбросанными кусками базальта — часть проекта «7000 дубов», стартовавшего на «Документе 7» в 1982-м. Эта, наверное, самая известная акция Бойса, в процессе которой каменные глыбы предполагалось заменить живыми деревьями, как раз и говорила о том, что человек может и должен взять судьбу в свои руки и вмешаться в историю, преобразовать мир с помощью художественной, а в данном случае художественно-экологической, практики. Экология вообще занимала большое место в жизни Бойса. В 1979 году он стал одним из основателей Партии зеленых, первой экологической партии Европы, и даже баллотировался в бундестаг.

Так что вся жизнь художника по сути была альтернативой — тысячам других жизней, существующему режиму, законам, правилам. А название экспозиции отсылает к манифесту Бойса, опубликованному в газете Frankfurter Rundschau в 1978 году. Оригинал текста можно также получить на выставке, а вот соглашаться с ним или спорить — это тоже альтернатива.
http://weekend.rbcdaily.ru/2012/09/14/story/534428

http://weekend.rbcdaily.ru/2012/09/14/story/534428

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе