Картинный жест

Кризис жанра

В галерее Шилова состоялась церемония передачи Москве картин одноименного художника. Свои работы художник по-прежнему обменивает на недвижимость. 

В официальном пресс-релизе галереи было сказано, что Шилов передает городу десять картин. На протяжении церемонии передачи звучали числа "шестнадцать" и "тринадцать". Неразбериха с цифрами сопровождает "самый молодой московский музей" с самого открытия. В 1997 году пресса писала, что Шилов передал Москве 300 работ и получил особняк на Знаменке. Потом объем дара существенно увеличился. По самой свежей информации, в 1997 году Шилов отдал 695 картин. А на церемонии передачи новой партии работ первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин сообщил собравшимся, что в распоряжении Москвы ныне около 900 картин Шилова. 


Обычно бывает так: на строительство, скажем, дороги выделили 15 млрд руб. Дорогу не закончили, но деньги испарились. А вот картины Шилова, напротив, прирастают. Впрочем, это можно объяснить следующим образом: церемонии передачи, регулярно устраивающиеся в галерее, суть ритуалы, скрывающие постоянный приток работ в здание. 

На нынешней церемонии Владимир Ресин назвал Шилова хорошим подрядчиком и таким образом определил вассальную зависимость художника от правительства Москвы и лично от мэра Юрия Лужкова. Получается, что художник Шилов разумно управляет вверенной ему территорией в двух шагах от Кремля и даже пополняет ее плодами своих неустанных трудов. В качестве ответного комплимента другой докладчик назвал Ресина хранителем московской старины. Иосиф Кобзон спел Шилову "Многая лета". Илья Резник прочел длинное стихотворение, заканчивающееся так: "Два слова — "Александр Шилов". В них столько мира и любви!" Шилов в ответной речи поблагодарил всех собравшихся — а на церемонии присутствовала самая разная публика — и особо отметил, что для "людей с ограниченными возможностями" в галерее есть специальные приспособления. Наиболее эмоционально выступил председатель комиссии Московской думы по культуре Евгений Герасимов. Он заставил зал кричать "Ура!" в честь дня рождения города, который в благодарность за картины подарил художнику одно из самых лучших мест в центре. 

Практика магического обмена искусства на недвижимость в России распространена шире, чем об этом принято говорить. В некоторых вполне современных галереях, например, сохраняется практика удержания одной или нескольких работ художника после прошедшей выставки — своеобразная плата за постой. Московские музеи часто делают выставки с расчетом принять что-нибудь в дар. Но галерея Шилова — особый случай. Она стала местом для тех, кому не по зубам залы передвижников в старой Третьяковке и соцреалистов в новой. Интересы этой части населения, безусловно, важно учитывать. Но непонятно, стоило ли делать в самом центре города музейный треугольник, одной из вершин которого наряду с роскошными и просторными галереями господ Шилова и Глазунова оказывается и ГМИИ имени Пушкина, давно жалующийся на тесноту. 

На церемонии Владимир Ресин, обращаясь к художнику, заявил: "Нам надо создать еще много площадей, чтобы вы могли показать свои произведения". Если правительство Москвы выполнит эту угрозу, то разрыв между культурой по версии московских чиновников и культурой, основанной на любых видах интеллектуальной деятельности, станет еще шире. 

Валентин Дьяконов

Коммерсантъ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе