Государство — это "Мы"

Советская эпоха на выставке в галерее Люмьер


В Центре фотографии имени братьев Люмьер проходит выставка "Мы. Люди страны. Лучшие фотографии XX века", на которой показывают портретные фотографии, созданные за 70 лет существования СССР. Помимо фотографий, публиковавшихся в журналах, здесь можно увидеть ранее никогда не печатавшиеся работы классиков советской фотографии и ныне здравствующих знаменитых фотографов. С подробностями — РАИСА ИНАЛОВА.

Жанр "лучшие фотографии" обыкновенно сулит зрителю сборную летнюю выставку, легкую и по замыслу, и по осуществлению. "Мы" — тот самый случай. Расхожая советская тема изящно обыграна на богатом фотоматериале из запасников галереи, предоставляя зрителю вдоволь побродить среди хмурых стахановцев и знойных выпускниц образца какого-нибудь 1978 года. 

Тема школы, особенно двух ее самых важных церемоний — первой линейки и последнего звонка — раскрыта полностью. Бесконечные фотографии советских детей кажутся раскадровкой какого-то неизвестного фильма: вот задумчивая отличница рядом с хулиганом, вот испуганный первоклассник, рядом красивая учительница у школьной доски. Выпускницы в недопустимо укороченных юбках, победно позирующие на фоне школьных стен, напоминают о том, что переживать по поводу распущенных нравов молодежи было актуально во все времена. К слову сказать, фотографии в "Братьях Люмьер" позволяют времена четко разграничить. Уже через несколько минут начинаешь безошибочно узнавать эпоху, не глядя на подписи. Снимки 1910-х годов разительно отличаются от снимков 1930-х, 40-е ни за что не перепутаешь с 60-ми, а те же короткие юбки выпускниц, очевидно, могли появиться только в 1970-е.

Юному зрителю, который считает, что советское время и советская фотография — это какой-то заповедник суровой комсомольской морали, будет интересно, например, увидеть снимок "Разговор по существу", на котором полностью одетый мужчина беседует с одетой в купальник дамой. Юмор на грани пошлости тоже отражает эпоху и ее нравы — наравне с помпезными парадными портретами колхозниц и доярок.

В совершенно ином свете смотрятся среди жанровых зарисовок репортажные фотографии с фронта. Например, знаменитый "Комбат" Макса Альперта, на котором запечатлен поднимающий солдат в атаку младший политрук Алексей Еременко, погибший через несколько секунд после того как был сделан снимок. Это один из самых знаковых образов войны — воплощение патриотического подъема и символ жертвы, которую принесли миллионы людей. Однако на выставке "Комбат" скромно висит в ряду других небольших фотографий, и в глаза бросается то, как профессионально он сделан. Банальность выражения "ухватить мгновение" здесь приходится в самый раз, это банально великий снимок, который был сделан в те времена, когда для пользования фотоаппаратом надо было прилагать такие же усилия, как для наводки артиллерийского орудия.

Ценность портрета в эпоху цифровой фотографии и социальных сетей почти потеряна — мы "ухватываем" просто-таки все моменты своей жизни, хоть сколько-нибудь достойные запоминания. Полезно в связи с этим иногда вспомнить, что так было не всегда, и у многих людей собственная фотография была, как жизнь, только одна.

РАИСА ИНАЛОВА

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе