Голливуд про авангард

Анна Толстова о проекте Питера Гринуэя и Саскии Боддеке в Манеже

"Нет ничего более отвратительного и тупого в искусстве, чем Голливуд и соцреализм",— заявляет Питер Гринуэй. Но ведь Хичкок — тоже Голливуд, да и авангард порой не так-то просто отделить от соцреализма...

Фото: Maarten Kools/Мартен Коулс

"Только не надо мне читать лекций про русский авангард!" — этой фразой Питер Гринуэй отвечает практически на все вопросы. А вопросов в связи с полиэкранной мультимедийной инсталляцией "Золотой век русского авангарда" Питера Гринуэя и Саскии Боддеке возникает много. Почему выбраны именно эти персонажи? Кандинский, Малевич, Родченко, Эйзенштейн, Мейерхольд — предсказуемый и затасканный набор. Почему не выбраны другие, например Хлебников? Правда ли, что "Черный квадрат" Малевича — как смысловой и композиционный центр инсталляции — будет вписан в любовный треугольник "Маяковский и Брики"? И не слишком ли это голливудское решение? Многое в описании героев, набросанном Гринуэем для кастинга русских актеров, поражает глубиной проникновения в предмет. Вот, скажем, о Маяковском: "Красивый, наглый, бабник, популярный поэт — скорее Филип Ларкин, чем Элиот". Или вот о Филонове: "Был главным образом под влиянием французского кубизма или итальянского футуризма... Нечто вроде раннесоветского Босха или Брейгеля... Умер так же, как и жил — от аскетичного экстремизма, от голода в блокадном Сталинграде". Сталинград, Ленинград — один черт. В целом же история нашего авангарда, судя по гринуэевским наброскам, незатейлива: возник около 1910-го под влиянием французов и итальянцев, закончился под влиянием Сталина в 1932-м, после 1932-го — сплошной соцреализм. "Только не надо мне читать лекций про русский авангард!"


Фото: Maarten Kools/Мартен Коулс

Инсталляция "Золотой век русского авангарда" объявлена главным событием российско-британского года культуры. Ранее Гринуэй, последний рыцарь живописи в Европе, предпочитал работать с другими "золотыми веками", с тем же голландским, оживляя в мультимедийных tableaux vivants "Ночной дозор" Рембрандта, "Брак в Кане Галилейской" Веронезе или "Тайную вечерю" Леонардо. Гринуэй называет это "прикладным искусствоведением" — впрочем, чем, как не искусствоведением или историко-культурной эссеистикой, были его "Контракт рисовальщика", "Зед и два нуля", "Чрево архитектора" или "Дитя Макона". Фильмография Гринуэя показывает, что его искусствоведческие интересы связаны главным образом с двумя темами: первую, вслед за Николаусом Певзнером, можно обозначить как "английскость английского искусства", вторая — маньеризм и барокко. Русский авангард тут ни при чем, да и вряд ли "Черный квадрат" может увлечь художника, влюбленного в живопись венецианцев, Рубенса и Веласкеса. "Это полотно, черное, бесцветное и нецветное, двумерное и безэмоциональное", как сказано в гринуэевском синопсисе, оказывается "черной дырой", где сгинут "все восторги и вызовы, артефакты и люди этого невероятно богатого и плодотворного периода в искусстве и культуре", но "оно же символизирует сопутствовавшие этой эпохе энергию и оптимизм". Оптимистическая трагедия в голливудском стиле с колониальным привкусом, поставленная Питером Гринуэем и Саскией Боддеке, обречена на сравнения с другой мультимедийной и полиэкранной инсталляцией о русском авангарде, показанной в Москве несколько лет назад. Речь о фантастически тонкой работе Уильяма Кентриджа "Я не я, и лошадь не моя". Что-то подсказывает, что сравнения будут не в пользу англо-голландского дуэта.


Фото: Maarten Kools/Мартен Коулс

Кураторы манежной выставки Ольга Шишко и Елена Румянцева готовят к проекту большую образовательную программу "Проекции авангарда", которая растянется на весь год с перерывом на летние каникулы. В апреле-мае ожидаются доклады знаменитых искусствоведов и теоретиков культуры вроде Филиппа Серса, Раймона Беллура и Жан-Клода Маркаде, мастер-классы, спектакли, кинопоказы, перформансы — приедут The Chameleons Group,— концерты, в частности Дмитрия Курляндского и Александра Маноцкова. Расписание осеннего семестра пока не составлено, но известно, что с лекциями о русском авангарде выступят Джон Боулт и Юрий Цивьян. Только не надо читать их Питеру Гринуэю!

"Золотой век русского авангарда". ЦВЗ "Манеж", с 15 апреля по 18 мая

Анна Толстова

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе