Будущее — это концепция: искусство в эпоху индустрии 4.0

Новая международная биеннале «‎Искусство будущего»‎ в МАММ представляет работы, созданные с использованием новейших технологий и наталкивающие на размышления о будущем, которое, кажется, уже наступило
AES+F. «Турандот 2070». 2020.
Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва


Фестиваль «Искусство будущего / Art for the Future»‎ в Мультимедиа Арт Музее, Москва‎ — новый элемент в сети биеннале современного искусства. Ядром биеннале стало цифровое искусство, отражающее тенденции индустрии 4.0, или четвертой промышленной революции, связанной с развитием искусственного интеллекта, технологий виртуальной и дополненной реальности, блокчейна. Кроме того, масштабная экспозиция, расположенная на восьми этажах музея, представляет технобиологические, роботические и кинетические инсталляции, интерактивные объекты, спейс-арт.


В ряде проектов полноправными соавторами художников выступают нейронные сети, которым не отказано не только в интеллекте и творческих способностях, но и в наличии алгоритмического бессознательного. Так, в одном из самых впечатляющих проектов биеннале, «‎Сны машины»‎ дуэта Gray Cake (Катя Пряник, Саша Сереченко), нейросеть, основываясь на сюжетах человеческих сновидений, производит и показывает собственные сны. Коллектив teamLab представляет бесконечно изменчивый и уникальный в каждое мгновение визуальный ряд, сгенерированный нейросетью и демонстрирующий цветение и увядание цветов. Однако назревает вопрос, доступна ли в действительности машине, работающей с массивами готовых данных, интрига грезы, выдумки, самой жизни с ее непредсказуемостью и неповторимостью?



teamLab. «Жизнь и увядание в текущий момент вечности II». 2019.
Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва


В эпоху, когда искусственный интеллект выступает художником и куратором, композитором и мыслителем, HR-специалистом (на биеннале об этом, к слову, рассказывает Симон С. Никиль в видео «‎Слоновий сок»‎) и соперником человека в сетевых играх, мы уже почти не удивляемся его способности учиться у нас тем или иным навыкам. Теперь же настала пора человеку учиться у искусственного интеллекта, что демонстрирует Дмитрий Кавка в ироничной графической серии «‎Гуглонатюрморты»: художник создает композиции из несочетаемых предметов, подражая генеративному творчеству нейросетей.

Некоторые из участников биеннале обращаются к теме коммуникации. Так, Алексей Борискин и Юлия Вергазова обнаруживают, что отвергнутая людьми система световой связи Li-Fi находит «‎отклик» у растений. А Джейк Элвес, в свою очередь, занимается‎ изучением и проблематизацией межмашинной коммуникации: в его работе «Замкнутый цикл‎» две нейронные сети ведут бесконечный диалог, в котором изображения и текстовые комментарии подстраиваются друг под друга.


Эд Форниелес. «Финилиар». 2019. Инсталляция.
Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва


При столкновении с некоторыми объектами, представляющими собой искусственные жизнеформы, испытываешь чувство легкой тревоги, знакомое по фильму Стэнли Кубрика «2001: ‎космическая Одиссея»‎. Кинетическая скульптура лондонского арт-коллектива Random International ощетинивает свои зеркальные «‎чешуйки»‎, реагируя на приближение и движение зрителя, а змееобразные робосущества Екатерины Попович («‎Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя»‎) и Натальи Алфутовой («‎Самозаклинатель»‎) внимательно сканируют тебя глазами-камерами.

Многие проекты, представленные на биеннале, выполнены художниками в сотрудничестве с учеными и, собственно, художниками-учеными. Две эти ипостаси объединяет, например, Константин Новоселов, художник и физик, лауреат Нобелевской премии, реализовавший в тандеме с Кейт Доуди медитативную медиаинсталляцию «‎Пятый порядок хаоса»‎ на основе математической модели квазикристаллов. Ростан Тавасиев при содействии астрофизика Сергея Попова разработал проекты трансформации планетарных туманностей, а скульптор Энтони Гормли совместно с профессором астрономии Приямвадой Натараджан создал VR-инсталляцию «‎Лунатик»‎, позволяющую совершить 15-минутное путешествие в открытый космос и прогулку по лунной поверхности, испытав действие иной, отличной от земной, гравитации. Новейшие технологии, таким образом, позволяют осознать свое присутствие в масштабе планеты, галактики, Вселенной.


Екатерина Попович. «Если долго смотреть в бездну, бездна начинает всматриваться в тебя». 2019.
Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва


Сменить привычный ракурс и оптику на биеннале возможно не только в процессе внеземных путешествий. Так, в работе Анны Толкачевой «‎Новый Завет. Новый интерфейс»‎ текст Евангелия от Матфея сводится к набору тегов, соответствующих наиболее часто встречающимся в тексте словам. Мозг современного человека, пользователя социальных сетей, натренированный воспринимать не только нарративы, но и комбинации слов, легко считывает смысловую иерархию текста.

Биеннале удивляет непривычными видами искусства. Отдельные залы, например, напоминают центры киберспорта: посетители сидят перед мониторами и орудуют джойстиками, играя в авторские видеоигры. Работа в «‎жанре» видеоигры позволяет художнику выразить все то же, что и с помощью более традиционных медиумов‎. Короткие художественные игры — или цифровые поэмы — Маргариты Скоморох и Юлии Кожемяко настраивают игрока на эстетическое созерцание и восприятие, а не на борьбу и достижение целей, а пространство «‎бродилки»‎ Ярослава Кравцова создано по мотивам работы Маурица Корнелиса Эшера «‎Относительность».‎


Вид экспозиции. Справа - the Network Анны Ротаенко.
Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва


Не обошлось, разумеется, и без NFT — главного тренда современного арт-рынка. Но хотя в создании криптоарта успели опробовать себя многие экспоненты (в частности, AES+F, Nonotak Studio, Павел Пепперштейн, Аристарх Чернышев), на биеннале представлен только один такой объект — короткое мультипликационное видео Филипа Колберта о разрушении Музея Гуггенхайма гигантским лобстером. Кроме того, NFT-изображения, привязанные к токенам, загружаемым в реальном времени на электронные маркетплейсы, служат материалом для работы Даниэля Каногара «‎Измельчитель».

Экспозиция в здании на Остоженке, 16 дополнена виртуальной выставкой на цифровой платформе artforthefuture.art, которую каждый может посетить со своего электронного устройства. Среди онлайн-экспонатов — веб-проекты, видеоигры, мобильные приложения, эффекты дополненной реальности в Instagram (некоторые из них, правда, функционируют лишь на новейших моделях смартфонов).


«Нейронный зоопарк» Софии Креспо и «Самозаклинатель» Натальи Алфутовой.
Фото: Мультимедиа Арт Музей, Москва


И все-таки, несмотря на множество инновационных, визионерских, расширяющих горизонты восприятия проектов, биеннале рисует в целом предсказуемо привычную картину будущего, хорошо знакомую нам по произведениям научной фантастики: Земля оказывается погребена под горами мусора, человечество влачит существование под гнетом тоталитарной машины, и единственный выход из этой антиутопии — в освоении киберпространства и далекого космоса. «‎Будущее — это еще одна концепция», — изрекает нейросеть Балабоба‎ (цитаты Балабобы, наряду с высказываниями Иоанна Златоуста, Ильи Кабакова и других, дополняют экспозицию), и эта концепция оказывается непреодолимо устойчивой. Хочется думать, что грядущие биеннале будут способствовать выходу за пределы привычных концептуальных рамок образа будущего 


Мультимедиа Арт Музей, Москва‎ (МАММ)
Биеннале «‎Искусство будущего» / Art for the Future
До 3 апреля

Автор
АЛИСА ШАВРИНА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе