Без страха, но с упреком

Анна Толстова о Берлинской биеннале современного искусства


Если формализм последней Венецианской биеннале вам не по вкусу, то вам сюда. В Венеции — эстетика, в Берлине — политика. В Берлине с самого начала, то есть с 1998 года, хватало политики, но 7-я Берлинская биеннале под лозунгом "Забудьте страх" по накалу политических страстей обещает превзойти все предыдущие.


Ведь ее куратором назначен польский художник-активист Артур Жмиевский, ставящий жестокие эксперименты над людьми, своими добровольными сотрудниками, чтобы потом в фото- и видео продемонстрировать фальшь и уязвимость социальных стереотипов, будь то ложная историческая память или лицемерные нормы толерантности. Кураторским манифестом биеннале послужила старая статья Жмиевского "Прикладные социальные искусства", требующая от искусства прямого, а не только символического воздействия на общество.

Первым делом Жмиевский объявил открытый конкурс для художников: всем заинтересованным лицам предлагалось прислать в оргкомитет заявку с материалами проекта, его описанием и обязательным указанием политических взглядов автора. Второй сенсацией стало приглашение группы "Война" на роль сокураторов. В общем, сайт биеннале теперь под завязку забит материалами об анархистских подвигах "Войны", о протестах против фальсификаций на выборах в России и о голодовках в российских тюрьмах, об "Офисе антипропаганды" Марины Напрушкиной и о смертных казнях в Белоруссии, о выставке "Украинское тело" и о закрытом в связи с нею центре современного искусства при Киево-Могилянской академии, о движении "Захвати музей" и тому подобных вещах. А также фотографиями проекта "Искусство освещает политику" и фильмами проекта "Разбивая новости", где художники выступают в роли репортеров.


В программе биеннале — сплошь политические работы и политические акции. Например, "Польская трилогия" израильтянки Яэль Бартаны, вытаскивающей из старых европейских шкафов скелеты антисемитизма: показ видеотриптиха будет сопровождаться конгрессом придуманного Бартаной "Движения за еврейское возрождение в Польше" — вполне реальный съезд фиктивного движения намечен на лето. Или вот колоссальная инсталляция чеха Мартина Зета "Германия избавляется от этого": она сделана из собранных по всей стране книг Тило Саррацина "Германия избавляется от самой себя", направленной против иммигрантов-мусульман и раскритикованной за расизм. Или проект "Государство Палестина" палестинца Халеда Джаррара, изготовившего палестинскую печать и предлагающего всем желающим поставить в паспорт штамп о пересечении палестинкой границы, что обязательно затруднит пересечение границы израильской. Не готовые на такие жертвы ради искусства могут ограничиться отправкой письма с маркой Палестины, которую Джаррар нарисовал, а немецкая почта выпустила тиражом аж в 20 тыс. экземпляров.


Искусства для искусства здесь не найдешь. Акция поляка Лукаша Суровеца "Берлин—Биркенау", с помощью волонтеров засадившего германскую столицу сотнями березок, привезенных из концлагеря "Аушвиц-Биркенау", вроде бы отсылает к легендарному проекту Йозефа Бойса, начавшего сажать свои "7000 дубов" на кассельской documenta 1982 года. Но направлена она, конечно, на то, чтобы немцы помнили не только о бойсовской "социальной пластике". А другой поляк, знаменитый концептуалист Павел Альтхамер, проведет молчаливый "Конгресс рисовальщиков" в берлинской церкви Святой Елизаветы: стены и полы кирхи сплошь покроют бумагой, и любой сможет высказаться тут на любую тему с помощью карандаша или кисти. Почему-то не сомневаешься, что высказываться будут не об отвлеченно прекрасном и абстрактно возвышенном.

Анна Толстова

Коммерсантъ

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе