Апокалипсис и не только под храмом Христа Спасителя

Гравюры Дюрера и его эпохи показывают под землей на Волхонке

В Центре изящных искусств на Волхонке открылась выставка «Альбрехт Дюрер и его великие современники: поиск нового стиля». Это 55 гравюр из трех московских частных собраний - листы Альбрехта Дюрера и художников того времени. Сейчас в Москве Дюрера показывают дважды: в Музее архитектуры можно испытать на себе силу «Пророчеств Апокалипсиса в гравюрах Дюрера и западноевропейских мастеров XV-XVII веков». Одновременность двух выставок случайна, говорит Сергей Стародубцев, выступивший куратором музейной экспозиции и сокуратором нынешней (делали они ее вместе с Григорием Константиновым).


В залах с приглушенным светом по стенам развешаны гравюры, в одном - Дюрер, в другом - «про Дюрера без Дюрера». «Поскольку про Дюрера скучно, возникла концепция показать творчество современников, предшественников и последователей», - комментирует Сергей Стародубцев. По его словам, листов XV века в принципе очень мало и собирать их сложно. В Москве коллекционированием этого периода из известных ему людей занимается человек десять-пятнадцать.

Гравюра в ту эпоху была не только искусством, но и средством передачи информации. Гравюры легко перевозить, вместе с ними нередко кочевали по Европе и композиционные схемы произведений искусства. В центре на Волхонке, например, предъявили рядом «Обрезание» из дюреровской «Жизни Марии» 1503-1505 годов и «Отказ в жертве Иоакиму» из «Жизни Марии» 1510-1515 годов, но уже авторства Маркантонио Раймонди. В центре - принятие младенца в первом случае и отвержение агнца во втором, и там и там вокруг - устремленные к этому самому центру люди, а в глубине стрельчатая арка храма. Раймонди, кстати, композиционным сходством не ограничивался - известно, что он копировал гравюры северного коллеги и даже находчиво воспроизводил на них дюреровскую монограмму.

В отличие от показа в Музее архитектуры здесь нет единого тематического вектора - наряду с «Апокалипсисом» за Дюрера ответствуют «Адам и Ева» (правда, в копии), копия и реплика знаменитой «Меланхолии» и «Пушка». От других художников так же: то сделанный учителем Дюрера Михаэлем Вольгемутом для «Всемирной хроники» Шеделя «Страшный суд», то «Герои римской истории» другого гравюрного авторитета, Луки Лейденского. Диапазон мастеров широкий - и Лукас Кранах-старший, и Мартин Шонгауэр, и мастера не столь именитые.

Эстетика гравюрного дела хорошо видна в разных техниках. Ксилографии дюреровского «Апокалипсиса» выдают жесткие линии. Офорт с полутонами и то набегающей, то уходящей интенсивностью тона живописнее. К слову, Дюрер и Даниэль Хопфер (здесь есть, например, его Джироламо из Сиены с чуть вздернутой бородой, племянник Папы Пия III) были первыми, кто резал офорты на железных досках.

Конечно, поглядеть на Дюрера интересно, хотя «Апокалипсис» его хорошо известен, а, скажем, оттиск «Пушки» имеется в собрании Пушкинского музея. Но почему эти гравюры выставляют одновременно с Музеем архитектуры - и отдельно? Стародубцев проекты разделяет и говорит, с Волхонкой была договоренность показать Дюрера к Году Россия - Германия. Но все-таки это центр с коммерческой составляющей... «Для нас выставка некоммерческая, мы не очень заинтересованы расставаться с этими вещами, но есть некие цены, по которым мы готовы это сделать, потому что существует понятие цены замещения», - отвечает г-н Стародубцев. Впрочем, продается не все, к примеру, лист «Вознаграждение праведных» из «Библии для бедных» 1469 года он отдать не готов, слишком редкий экземпляр.

НИНА ШУМОВА

Weekend

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе