Александр Тышлер. Игра и лицедейство

В залах ГМИИ им. А. С. Пушкина до 17 сентября открыта выставка художника Александра Тышлера



14 июля в ГМИИ им. А. С. Пушкина открылась монографическая выставка Александра Тышлера, художника, чьи работы выделяются яркостью фантазии, театральной экспрессивностью, оригинальностью замысла. Выбрав стиль, Тышлер оставался верен ему вопреки всем обстоятельствам. Последний раз выставка живописца прошла в Москве в 1998 году.

«Тышлер» означает «столяр» на идиш. На этом языке говорили в Мелитополе, где в семье краснодеревщика в 1889 году родился будущий художник. Его биография рифмуется со многими судьбами авангардистов, выходцев из местечек: учился в Киевском художественном училище, занимался в студии Александры Экстер, в составе отряда особого назначения Красной Армии ушел добровольцем на фронт, поступил во ВХУТЕМАС на курс Владимира Фаворского, стал членом Общества станковистов. Но Тышлеру удалось создать собственный мир, мир карнавалов, маскарадов, массовых праздников с волынщиками, шарманщиками, скоморохами, шутами и петрушечниками, который с трудом втискивается в какие-либо рамки и общепринятые определения.

С 1926 года Александр Тышлер в качестве декоратора работал в театре, оформил восемьдесят спектаклей на сценах Москвы, Ленинграда, Минска. С 1941 по 1949 год он главный художник театра ГОСЕТ. Художественный критик Яков Тугендхольд особенностью искусства Тышлера назвал «склонность к игре и лицедейству». Именно на этом мотиве творчества художника остановилась куратор нынешней выставки искусствовед Анна Чудецкая при выборе произведений. Будет около ста пятидесяти работ — живопись, графика, эскизы костюмов и декораций — из собрания ГМИИ им. А. С. Пушкина и частных коллекций.


Александр Тышлер. Игра и лицедейство

 
В залах ГМИИ им. А. С. Пушкина до 17 сентября открыта выставка Александра Тышлера. Альбом произведений живописи, графики и скульптуры замечательного художника из собрания музея выпущен издательством «Кучково поле». Каталог работ предваряют очерк о жизни и творчестве Тышлера, статьи президента ГМИИ Ирины Антоновой и Анны Чудецкой, куратора выставки. Последняя рассказывает о времени возвращения в публичное поле художника, на чье творчество был навешен ярлык формализма, об обстоятельствах, сопровождающих первую выставку А. Тышлера в 1966 году. Именно эту главу из книги с разрешения редакции публикует ARTANDHOUSES.



Игра и лицедейство
Наследие Александра Тышлера в Отделе личных коллекций

Вечером 6 марта 1966 года художница Татьяна Маврина, вернувшись после вернисажа в ГМИИ им. А. С. Пушкина, отметила в дневнике: «Выставка Тышлера в трех больших залах. Прелестно! Народу интересного было много. Много таланта. Много времени. Мало мысли, а руки чешутся. Волшебно и хорошо». А спустя пару месяцев, в июле, поздравляя Тышлера с днем рождения, написала ему в письме: «Вы совершенно удивительный художник! И вот спустя довольно длинное время я Вам это пишу с удовольствием. Чем старше, тем интереснее. Последние работы как‑то соединились с первыми. Ведь прошла целая жизнь! И то, что Вы можете повторять и варьировать, для меня тоже удовольствие. И само Ваше существование на Масловке — чудо».



Александр Тышлер за работой в своей мастерской на Верхней Масловке
Москва
1966
Частное собрание

Действительно, выставка произведений Александра Тышлера в Пушкинском музее в 1966 году стала событием в художественной жизни Москвы. В музее традиционно два-три раза в год проводились показы работ современных художников-графиков. Формально выставка Тышлера в этот ряд вписывалась, но тем не менее радикальным образом отличалась. И не только тем, что кроме графики демонстрировались живопись и скульптура. Это было возвращение в публичное поле художника, на чье творчество был навешен ярлык формализма. Но не стоит просматривать газеты и журналы той поры в поисках публикаций об экспозиции: плотная стена молчания окружила ее, ни одной строчки не было напечатано.



Плакат «Антисемитизм — сознательная контрреволюция. Антисемит — наш классовый враг»
1928
Издание Общества художников-станковистов «ОСТ», Главлит
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Остроту возникшей дискуссии доносят до нас сохранившиеся в архиве музея отзывы. Представлены диаметрально противоположные точки зрения — от хвалебных до ругательных с разной степенью негативности, от ироничного «художник балаганит» до почти доноса: «Это преступление и оскорбление имени советского искусства Советской России». Среди тех, кто выражает радость по поводу выставки и восхищение художником, — Рина Зелёная, Мариэтта Шагинян, Сергей Бархин, Николай Алимов, Александр Глезер и многие другие.



«На быке»
Серия «Цирк»
около 1934
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Отличается от остальных отзывов письмо, подписанное пятнадцатью членами МОСХа — художниками и искусствоведами. Приведем его полностью: «В музее изобразительных искусств открыта большая выставка работ Александра Тышлера. Для людей младшего и среднего поколения это первая встреча с художником, так полно показанным живописными полотнами, рисунками, скульптурой и театральными эскизами. А для многих зрителей и художников это первая встреча с таким своеобразным и оригинальным мастером, во многом, может быть, озадачивающим и тех и других. Исходя из этого, хотелось бы высказать несколько мыслей. Тышлер не прозаик в своем искусстве. Тышлер — фантаст. Цвет в его вещах имеет почти музыкальное звучание. Действительность и театр, реальность и фантастика тесно переплетены в искусстве Александра Тышлера, и в этом его своеобразие и его современность. Захватывающее и сложное находится в самом мироощущении художника, в созданном его воображением собственном мире, красочном и театральном, где он, как режиссер, разыгрывает на крошечной сцене своих полотен то трогательные, то трагические представления. В ряде серий (продавцы, бондари, клоуны и др.) появляется “чаплинская тема” маленького человека. Гимн женщине, любви и красоте звучит в сериях “Женщины с цветами”, “Балаганчик”, “Модницы”, “Кариатиды”. Почти органное звучание в серии “День рождения” — таинственное колебание пламени свечей на головах у стройных, как колонны, изображений девушек, таинственность мрамора лиц. Кто они? Откуда? Из каких воображаемых миров извлек их художник силой своего таланта и заставил нас, зрителей, поверить в них? Рядом с лирикой почти бытовых сцен (“соседи моего детства”) мы слышим грохот шекспировских трагедий. Редко кому удавалось с такой силой воплотить на сцене философский смысл Короля Лира, Макбета и остаться самим собой, в спектакле создать другой спектакль — гимн красоте, фантазии, музыке. Трагичность и гнев звучат в “расстреле голубя” и в “обезглавленном ангеле” — отношение ко всему злу на Земле высказывает современный художник. Вообще работы Тышлера наделены богатством ассоциаций. Поэтому при всей, казалось бы, узости сюжетики вводят зрителя в прошлое, настоящее и будущее искусства. Метафоры и символы его работ — не отвлеченно-академические, а теплые человеческие, основанные на глубине народного искусства, — волнуют зрителя. Александр Тышлер — один из ярких и неповторимых художников многонационального советского искусства».



«Купальщица. Крым»
1927
ГМИИ им. А. С. Пушкина

Письмо подписали пятнадцать человек, в том числе художники Ювеналий Коровин, Евгений Расторгуев, Тамара Гусева, Михаил Курилко, Дмитрий Шаховской, Иван Бруни, Леонид Берлин, Михаил Иванов, Николай Андронов, а также искусствоведы Александр Каменский и Елена Мурина. Несомненно, этот отзыв был написан в поддержку художника, он должен был хотя бы отчасти компенсировать полное молчание прессы. Но, кроме того, письмо имело и другую цель — оно должно было стать одной из «позиций» в ситуации острой конфронтации между чиновниками, ответственными за состояние изобразительного искусства в Советском Союзе, и сторонниками обновления языка этого искусства.

Факт покупки в том же 1966 году Министерством иностранных дел работы Тышлера «Пейзаж Вереи» для подарка Фонтани, подтверждает, что это противостояние имело место на самом высоком политическом уровне. («Мин. иностр. дел приобрело у меня верейский пейзаж. Громыко отвез его в Италию для подарка Фонтани, вот как. Значит, меня делают экспортным художником. Вот до какой (нрзб.) можно дойти. Я бы на месте Фонтани подарил бы пейзаж Третьяковке». РГАЛИ. Фонд А. Г. Тышлера. Письмо А. Г. Тышлера Ф. Я. Сыркиной от 23 апреля 1966 года.)



«Портрет Анастасии Степановны Тышлер / Женский портрет со шпильками», 1926, ГМИИ им. А. С. Пушкина

«Погром», 1925, Частное собрание

Особенность ситуации второй половины 1960‑х заключается в состоянии неопределенности, состоянии размытости границ между разрешенным и запрещенным. Именно в это пограничное поле и попала выставка Тышлера.

Сегодня важно отметить обстоятельства, благодаря которым она смогла осуществиться. Этому способствовала давняя дружба между директором музея Ириной Антоновой и ее однокашницей и по школе, и по институту Флорой Сыркиной. Выставку поддерживал со стороны Министерства культуры еще один их сокурсник — Николай Нерсессов, тонкий знаток живописи, автор книг о французской живописи, занимавший в то время пост начальника отдела музеев и охраны культурного наследия Минкульта. Среди отзывов находим и отклик поэта и художественного критика, члена Лианозовской группы Всеволода Некрасова: «Тышлер — один из лучших наших художников. А где же все эти картины раньше были? И где потом будут? В Париже? А в Москве как же?» Были и такие планы — организовать выставку Тышлера в Париже. Весной того года в Москву приезжал французский писатель-коммунист Жорж Сориа, который посетил художника и отобрал около шестидесяти живописных произведений и более сорока – пятидесяти работ фломастерами, а также скульптуру. Выставка в Париже не состоялась, но возникли доверительные дружеские отношения художника и его семьи с музеем.



«Легенда о девушке-кентавре № 1», cерия «Путешествие»,1970 | «День рождения», 1973
ГМИИ им. А. С. Пушкина

В течение нескольких десятилетий в отделе графики сформировалось значительное собрание работ Александра Тышлера, которое пополнялось и за счет даров, и за счет закупок из мастерской художника, и из других коллекций. Отметим, что несколько произведений поступили от Ильи и Любови Эренбург. В 1994 году, спустя десять лет после смерти Тышлера, узнав об организации Отдела личных коллекций, Флора Яковлевна подарила музею сто сорок пять его произведений, включая живопись и скульптуру. На основе этого собрания в 1998 году была подготовлена выставка к столетию со дня рождения мастера. Сегодня в музее находятся около двухсот пятидесяти его работ, из них сто сорок семь — в Отделе личных коллекций. Это живопись, графика, деревянная скульптура и театральные эскизы. Данное издание посвящено собранию произведений Александра Тышлера в ГМИИ им. А. С. Пушкина, которое продолжает пополняться. Так, одним из недавних поступлений стал лист с изображением клоунессы, пришедший в составе коллекции Абеля Старцева-Кунина.
Автор
Евгения Гершкович
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе