Александр Шилов: «Моя мечта - расти как художник!»

6 октября живописец отмечает юбилей

Мы встретились с Александром Максовичем Шиловым в его кабинете - галерее в старинном особняке на Знаменке. Уникальные барские стулья, шкафы и диваны, гипсовые бюсты и толстые фолианты. С висящих на стенах портретов на меня, словно живые, пристально смотрят незнакомые люди. Встретил юбиляр меня доброй, радушной улыбкой.

Мы встретились с Александром Максовичем Шиловым в его кабинете

Фото: Евгения ГУСЕВА

- Можно я вас буду называть просто Саша? - спросил он, приглашая присесть в старинное кресло.

- Буду счастлив, - ответил я.

И беседа наша понеслась бурным, стремительным потоком. Я словно окунулся в горную речку, котора понесла меня мимо крутых замысловатых берегов Времени.

Александр Мешков: Путь Ваш в художники был тернист и непрост, и все же вы им стали. Что вам помогло?

Александр Шилов: Я - фаталист. И верю, что все предопределено. Мой младший брат уже в 10 лет получил первую премию на всемирном конкурсе детского риснука в Австрии. Представьте себе: раннее утро. Вся наша большая семья - мама, две бабушки, я и мой брат - в одной комнатушке, 13 метров, едва только проснулись. Из черного репродуктора раздаются позывные "Пионерской зорьки", и вдруг мы слышим, как юный диктор говорит, что вот такой пионер Шилов из Москвы стал победителем конкурса. Мы от радости плясали. Портрет моего брата был даже напечатан в журнале "Огонек" рядом с потретом Татьяны Самойловой. Фильм "Летят журавли" тогда стал лауреатом международного кинофестиваля, и это был триумф нашего кино. А у нас был свой триумф. Я тоже любил рисовать и тоже записался в кружок. А мой брат связался с уличными пацанами. Постепенно улица его затянула. Я первое время пытался его образумить и вернуть, но потом понял, что у каждого есть свое предназначение на Земле. А сам настолько увлекся рисованием, что занимался в кружке в две смены. Но поскольку жили очень бедно, а жить за счет бабушек и мамы, которые работали день и ночь, мне было невероятно стыдно, то в 16 лет я перешел в школу рабочей молодежи и пошел работать грузчиком. Но мысль о том, что я так и проживу жизнь на фабрике в телогрейке, приводила меня в ужас. Я мечтал о другой судьбе, хотел быть художником. Я продолжал упорно рисовать, приходя после работы, усталый и сонный. Посплю полчасика, пока руки отойдут от тяжестей, и снова за карандаш. А в Суриковский институт поступил только с третьей попытки.


И беседа наша понеслась бурным, стремительным потоком. Я словно окунулся в горную речку, котора понесла меня мимо крутых замысловатых берегов Времени

Фото: Евгения ГУСЕВА

А.М.: А свой первый гонорар как художника помните? Какова его судьба?

А.Ш.: Будучи студентом, я подрабатывал в церкви, иконы писал. И однажды я получил невероятную сумму - 150 рублей. Я купил маме пальто с меховым воротником. Это было для нее самое большое счастье. Она и не мечтала о пальто. Но я в те минуты, наверное, был более счастлив, чем она. А потом я познакомился с космонавтом, Героем Советского Союза Владимиром Шаталовым, и он пригласил меня писать портреты космонавтов. Потом стал лауреатом премии Ленинского комсомола. Так началось мое восхождение.

А.М.: Современная среда художников - какая она?

А.Ш.: Я не живу в этой среде. У меня нет для этого времени. Смотрите, как проходит мой день. С утра я просыпаюсь, завтракаю и сразу начинаю работать над картинами до обеда. После обеда сразу иду пешочком сюда, в галерею. Это мой второй и любимый дом. Благодарен судьбе за то, что в моей жизни есть эта работа. Она меня держит на плаву, она меня подпитывает и дает силы, чтобы жить. В 1995 году у меня не стало моей дочери. И я не знал, что мне делать: смогу ли я вернуться к тому, чем занимался всю жизнь. Я не думал, что у меня будет галерея. Но жизнь подсказала выход. В то время не все люди могли попасть на мои выставки, и они обращались к правительству с просьбой сделать мои выставки постоянно действующими. Я пришел в Государственную Думу, председателем которой был тогда Геннадий Николаевич Селезнев, и сказал, что я хочу все свои работы подарить стране. (Я почти все свои работы оставлял себе, хотя продать их - проблем не было). И хотя я никогда не был партийным (самое мое высокое партийное звание - пионер, я даже в комсомоле не был), все партийные фракции единогласно на пленарном заседании проголосовали за предложение Геннадия Николаевича создать постоянно действующую экспозицию моих картин, "в связи с их востребованностью у граждан России". Сначала мне предложили три зала в Кремле. Я сказал, что для меня это большая честь, но как туда будет ходить народ? Это ведь режимный объект. И тогда под галерею мне выделили вот этот старинный особняк 1830 года постройки, а не подарили, как пишут некоторые издания. Я отдаю государству 95 процентов своих работ. На сегодня я подарил 952 работы живописи и графики. Кроме того, в галерее проходят концерты мастеров российской культуры, встречи с фронтовиками, портреты которых пишу. Проводим мероприятия и концерты для детей и взрослых с ограниченными возможностями.

А.М.: Но художнику, как мне кажется, тоже надо есть, кормить семью и одеваться. Кто сегодня заказывает картины? Олигархи?

А.Ш.: Пару раз были и олигархи. А так, те, у кого просто есть материальные возможности. Да это естественно: любому художнику нужны средства и мастерскую содержать и краски покупать. Расходы приличные. Но бывают заказы, которые выполняю с удивольствием. Иной раз идешь по улице и просто видишь человека, которого ты хочешь написать для себя. Я иногда просто еду в деревню и нахожу там удивительные лица, простых людей, одиноких стариков, на лицах которых отразилась вся их жизнь и история нашей страны. Посмотрите мои картины и вы найдете там и бомжей и, брошенных инвалидов и одиноких стариков. Я со студенческой юности и до сих пор пишу портреты фронтовиков, людей перед подвигом которых я преклоняюсь. Я пишу портреты священнослужителей от дьякона до Патриарха.


6 октября живописец отмечает юбилей

Фото: Евгения ГУСЕВА

А.М.: При такой занятости хватает времени для личной жизни? Для дружбы? Есть у вас друг, с которым можно поболтать за бутылкой хорошего коньяка?

А.Ш.: Дружба - это очень ответственное понятие. У меня много единомышленников, есть люди преданные мне и проверенные временем. Но самое большое удовольствие для меня - это общение с теми людьми, портреты которых я пишу. С фронтовиками, разведчиками, героями и простыми людьми.

А.М.: А случается так, что вы недовольны своей картиной?

А.Ш.: Постоянно. Жуткое состояние. Оно преследует меня постоянно. Пребегаю утром по залам галереи и вижу: это надо переделать, это надо обязательно исправить... Внутренний голос постянно говорит: Не зазнавайся!

А.М.: (В ужасе, закрыв лицо руками) И исправляете???!

А.Ш.: (вздохнув) Да. Художник должен быть недоволен своей работой. Он должен постоянно учиться и расти. Иногда мне говорят: "Саша! Приходи! Я такую картину написал! Шедевр!" Вот они счастливые люди. Их не мучают сомнения.

А.М.: На книги или театры находите время?

А.Ш.: Вот видите, что у меня на столе? (Показывает альбомы с картинами художников) Вот что я читаю. И даже перед сном, я обязательно посмотрю картины своих любимых художников, чтобы открыть что-то новое для себя. Ведь все великие художники копировали друг друга, чтобы совершенствовать свое мастерство. А вся культурная жизнь -концерты, спектакли -проходят у меня в галерее постоянно.

А.М.: Как члену общественного совета по культуре при Президенте приходилось решать глобальные вопросы?

А.Ш.: Мы не так часто собираемся. Во-вторых, наши решения носят рекомендательный характер.

А.М.: Есть любимые места отдыха на планете?

А.Ш.: А я не могу отдыхать. Приеду куда-то к морю. Похожу, подышу морским воздухом. Все-таки краской дышишь постоянно, и уже через пару дней тянет к картинам. Хожу по музеям, смотрю и учусь у мастеров. В этом смысле Италия мне ближе.

А.М.: Как будете отмечать юбилей?

А.Ш.: Буду отмечать среди своего коллектива, с кем связана моя работа и жизнь. И приглашу несколько своих единомышленников.

А.М.: Как художник вы много добились. А осталась МЕЧТА?

А.Ш.: Расти как художник и не останавливаться.

СПРАВКА КП:

Александр Максович Шилов. Родился в Москве 6 октября 1943 года. Советский и Российский художник-живописец. Портртист. Народный художник СССР. Член-корреспондент РАХ.

"Комсомолка" от все души поздравляет Александра Максовича с юбилеем и желает ему здоровья и творческих успехов!

Александр МЕШКОВ

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе