Вадим Нестеров — «Это просто праздник какой-то!»

Мама «богатенького Буратино».

Выражение «богатенький Буратино» прижилось в русском языке настолько, что даже стало названием индийского фильма 2011 года выпуска.


Меж тем в сказке Алексея Толстого подобных слов нет и в помине. Все, что можно найти у него на эту тему, исчерпывается фразой про «богатеньких и почтенненьких гражданах этого города».


Тогда откуда же взялась эта поговорка?

Знамо дело — из сценария Инны Веткиной, по которому Леонидом Нечаевым был снят великий, не побоюсь этого слова, фильм «Приключения Буратино». Да там и другого хватает: «Ты сам себе враг, Буратино!», «Это просто праздник какой-то!», «Кто хорошо ест, тот хорошо работает — какой помощник для Папы Карло», «Обманула? Запутала?», «А я тут не при чем, совсем тут не при чем!» и мое любимое, сопровождаемое взглядом исподлобья — «Щас в рожу вцеплюсь».


А началось все с того, что один молодой режиссер занялся подделкой документов, но вместо судимости получил всесоюзную славу.

Но начнем сначала.

Девушка по имени Инна и по фамилии Веткина довольно долго искала себя.

Она училась на режиссера во ВГИКе, закончила, но режиссером не стала, сразу же после окончания поступив в Литературный институт имени Горького. Закончила и его, но и писателем тоже не стала, разве что несколько лет проработала литературным секретарем у знаменитого писателя Виталия Бианки.


Потом в 1959 году попала на работу на Центральное телевидение, и там неожиданно нашла себя — руководила отделом сатиры и юмора Литературно-драматической редакции, была одним из создателей культовой передачи «Кабачок «13 стульев»».


А когда в 1968 году было создано творческое объединение «Экран», занимавшееся производством телевизионных художественных фильмов, перешла туда.

И проработала там с первого дня и четверть века.

Трудилась с куражом и азартом, доросла до должности главного редактора сценарной коллегии Студии художественных телефильмов. Иногда, когда некому было поручить, писала сценарии для давным-давно забытых телеспектаклей — «Белая перчатка», «Черный, как я», «Если мы вместе», «Интервью у весны»…


И, скорее всего, так бы и осталась бы в безвестности — кто помнит редакторов, занимающихся творческой текучкой? — если бы не случай. В начале 70-х, в преддверии 50-летия пионерской организации все киностудии страны получили распоряжение — снимать больше фильмов для детей и внести в тематический план постоянный, ежегодный раздел детских фильмов. А «Экрану», кроме того, велели усилить работу с анимацией — поскольку дети очень любят смотреть «мультики» по телевизору.

Студия мультипликационных телефильмов ТО «Экран» была очень хорошей — именно отсюда, например, вышло ядро студии «Пилот». И мультипликаторы придумали прямо-таки гениальный ход. Они решили запустить несколько мультипликационных сериалов по мотивам культовых, как бы сегодня сказали, детских сказок. Ход был беспроигрышный — это смотреть будут по любому.

Так в отечественной анимации появились многосерийные мультфильмы про Незнайку


и Волшебника Изумрудного города.


Третьим проектом должна была стать новая мультипликационная версия «Буратино», и Веткина даже написала уже сценарий 5-серийного мультипликационного фильма.

А дальше… Дальше случилась история, которую невозможно придумать — такое может сочинить только сама жизнь.

Дело в том, что телевизионщики резонно рассудили, что если эти многосерийные мультфильмы будет снимать один режиссер, то закончит тогда, когда нынешние октябрята своими детьми обзаведутся. Поэтому все серии начали снимать одновременно, и у каждой был свой режиссер.

Сами понимаете, главной сложностью было наловить необходимое количество режиссеров.

Поэтому под ружье ставили всех, кого только можно. В частности, был отловлен молодой режиссер Леонид Нечаев, который долго снимал телевизионные документальные фильмы, а недавно, дебютировав в качестве режиссера игрового кино, крепко выручил «Беларусьфильм». Нечаев доснял гиблый проект «Приключения в городе, которого нет», который первый режиссер практически угробил, потратив при этом практически все выделенные деньги.


Леонид Нечаев на съемках фильма «Приключения в городе, которого нет».
Фото: архив отдела экранных искусств Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси


В общем, Нечаева поймали в родном объединении «Экран», выкрутили руки и, не обращая внимания на крики протеста, почти насильно всучили сценарий Веткиной. И знаете, что сделал этот начинающий режиссер?

То, что в Уголовном кодексе именуется «подлог».

Вот как об этом рассказывал сам Леонид Алексеевич:

«Я взял сценарий, почитал, вырвал несколько страничек и под названием «Приключения Буратино» написал: «Двухсерийный художественный фильм для детей». А потом поехал на Минскую киностудию, где снимал свою первую картину. Даю сценарий начальнику и говорю: «В Москве просили, чтобы вы поставили это в план!». Месяца через четыре фильм утвердили. Раньше проще все было между людьми».


Все, конечно, были от такого нахальства в полном шоке. Но потом решили — да ладно, зачем парню жизнь портить, тем более, что белорусы уже деньги на фильм выделили. Как признался сам Нечаев: «Я приехал в Москву, поговорил с Веткиной. Она была в ужасе. Но как-то очень быстро мы с ней договорились».


Инна Ивановна переписала сценарий под художественный фильм, и переписала, кажется, очень неплохо. По крайней мере, композитор Алексей Рыбников, сделавший для фильма саундтрек, в котором нет ни одной проходной песни, вспоминал о работе над фильмом так:


Фото со съемок фильма. Леонид Нечаев в центре на заднем плане.


«Буратино» начался с того, что мне принесли сценарий Инны Веткиной, там же было заложено содержание песен. И так изумительно были раскрыты образы, что я, прочитав сценарий, испугался. Испугался ответственности и перед зрителями, и перед самим собой. Я думал, что если я не смогу написать достойной музыки для самой моей любимой сказки, то я брошу заниматься музыкой совсем. Я забросил все дела и приготовился к серьёзной работе. А получилось всё очень легко».


Часто говорят — «так звезды сошлись». Если вдуматься — сколько же звезд должно было сойтись, чтобы этот фильм стал реальностью! Волшебное преображение сценария Веткиной, невероятная выходка Нечаева, музыка Рыбникова, стихи Энтина и Окуджавы, целое созвездие гениальных актеров, согласившихся сниматься у, практически, дебютанта…

В общем, что тут скажешь, кроме как: «Это просто праздник какой-то!».


А знаете, что самое чудесное? То, что чудо не закончилось.

Вскоре съемочную группу вызвали к высокому начальству — директору творческого объединения «Экран» Борису Хессину. Начальство поздравило с успехом и благосклонно поинтересовалось, какой фильм режиссер хотел бы сделать следующим. Режиссер, давно мечтавший снять в главной роли девочку, ответил: «Про Красную Шапочку».


Начальство милостиво покивало и велело принести сценарий на утверждение. В это время Инна Веткина ущипнула режиссера сзади до синяка, а на выходе прошипела: «Нечаев, ты дурак? Ты сказку читал? Там полторы странички — что там экранизировать?!» Растерявшийся режиссер только руками развел.

Но в тот же день глубокой ночью у Нечаева зазвонил телефон:

«Нечаев, я придумала, — сказала Веткина. — Это будет продолжение истории».


Сценарий «Красной шапочки» они написали за 12 дней. Работали днем и ночью в буквальном смысле слова. Доработались до того, что Веткина однажды попыталась прикурить от водопроводного крана.

Но съемки сорвались — Начаеву навязали съемки «взрослой» ленты «Эквилибрист» и отправили снимать в Киев. Но едва фильм был сдан, Нечаев сразу рванул в Минск — делать ленту под названием «Про Красную Шапочку. Продолжение старой сказки».


Свой второй великий фильм по сценарию Инны Веткиной, точно так же разошедшийся на цитаты.

Один мой приятель, к примеру, охмуряя девушек, просто обожал использовать фразу «Тебя излупят плетками, и ты полюбишь меня как миленькая!».


Этими двумя фильмами Нечаев и Веткина задрали планку детских фильмов-сказок так высоко, что ее падение, наверное, было неминуемым.

Так оно и случилось.

Они вместе сделали еще два фильма — «Проданный смех» и «Сказка о Звездном мальчике», которые получились гораздо слабее.

В 1984 году Леонид Нечаев отказался от нового сценария Инны Веткиной, и начал снимать ленту «Рыжий, честный, влюбленный» по сценарию Георгия Полонского, с которым он сделает три картины.

Инна Веткина попыталась поработать с другими режиссерами, но ее новый проект «Незнайка с нашего двора» потерпел неудачу. Эту очень вольную вариацию на тему сказки Носова начала снимать Ирма Рауш — первая жена Андрея Тарковского.


И. Рауш в роли дурочки в фильме «Андрей Рублев»


Худсовет, посмотрев отснятый материал, пришел в ужас, и режиссера сняли с картины. Доснимал фильм за оставшиеся 4 месяца Игорь Апасян, одновременно переписывая сценарий. Был дикий скандал, в итоге крайней оказалась Веткина, которую обвинили в том, что сценарий фильма был слишком сложен для детской аудитории. Больше в кино она не работала.

В итоге от фильма остались разве что песни «Да здравствует сюрприз!» и «Где водятся волшебники», а нынешние умники в соцсетях называют «Незнайку с нашего двора» «мистико-богословским фильмом, притворяющийся детским» и ищут в нем манихейство и гностицизм.


Братья Торсуевы в фильме «Незнайка с нашего двора»


Инна Ивановна Веткина умерла в 1995 году.

А 12 лет спустя, в 2007 году Леонид Нечаев представил публике фильм «Дюймовочка», снятый по тому самому сценарию Инны Веткиной, от которого он отказался в 1984-м.


К сожалению, фильм оказался неудачным.

Я не знаю, почему.

Может быть потому, что все надо делать вовремя.

И никогда не пытаться заново войти в прежнюю реку.

Автор
Вадим Нестеров
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе