© Flickr. ohhector
Уличный художник, активный гражданин, граффити-критик, бывший участник команды «Зачем», организатор фестивалей и выставок уличного искусства Кирилл Кто рассказал, как использовать public art на благо общества.
В каких случаях нужна инструкция?
— Если вас беспокоят вопросы гражданской позиции
— Если вам есть что сказать
— Если вы видите больше остальных
— Если вас возмущают нарушения правил парковки автовладельцами
— Если вы готовы бороться и говорить
— Если состояние окружающего городского пространства вас волнует и касается
— Если вас оскорбляют испорченные кондиционерами и камерами исторические фасады зданий
— Если научить горожан не бросать мусор под ноги — для вас дело чести
Как начать?
—Подкачайтесь, вам не раз придется спасаться бегством (или обращать в бегство их) от разгневанных владельцев авто или жителей двора, который вы, очевидно, хотите облагородить.
— Станьте уверенными и разбудите свою совесть
— Научитесь иронизировать над потребительской позицией и разобщенностью горожан
— Научитесь общаться с коммунальными службами – в конечном итоге они решают, что закрасить, а что из «искусства» оставить
— Выберите зону действий, не распыляйтесь, системно подходите к проблемам района. Учитывайте и/или обыгрывайте то, что уже написано и сделано – так ваш почерк будет узнаваем, и гармонично вольется в существующий контекст. Также вы можете иронизировать над афишами эстрадных исполнителей.
— Купите себе велосипед. Если вы всё ещё ездите на машине — забудьте об уличном искусстве. Авто хорошо для поездок на дачу, но не для города
— Нарушайте конформистские привычки, будьте свободным, чтобы было не стыдно выражать своё мнение: нужно ездить в метро бесплатно, помогать бабушкам переходить дорогу, уступать место женщинам, не мусорить — начать, словом, с себя
— Обозначайте проблему: если машина припаркована неправильно, можно положить под дворники кирпич, если кондиционер вырос над исторической мозаикой – сделать его еще более заметным для властей и хозяев с помощью соответствующего изображения
— Если творите на улице – не подписывайтесь, пусть это искусство принадлежит народу, городу.
— Не реагируйте на телевизионные новости и ленты Facebook, все насущные темы — вокруг вас, на улице. Используйте только эти новости
— Заигрывайте с рекламой, указывайте на ее недостатки и очевидные нарушения, или вообще на факт уродования городского пространства, баннеры – враги города.
Помните: проекты в street art/public art не решают проблем, а лишь указывают на них, настоящие дела делаются мозолистыми умелыми руками, а не кисточками
Что может пойти не так?
— Вас могут искушать галеристы и бренд-менеджеры, маркетологи корпораций, производящих потребительские товары, — не соглашайтесь. Или умело используйте их
— Коммунальные службы могут привлечь к штрафам — это реальный риск.
— За вами могут погнаться исполненные чувства долга охранники с дубинками, патрулирующие окрестности разъяренные горожане или хозяева гаражей, которые вы пытаетесь облагородить.
— Вас может задержать полиция — будьте готовы провести несколько часов в отделении.
В большинстве случаев люди, а иногда и власти, признают, что были не правы — в этом и заключается ваша очевидная польза.
Фото: Flickr, Thomas Hawk
Успешные примеры
— Центр современного искусства ЦСИ «Винзавод» пригласил известных граффитчиков Кирилла Кто, Пашу 183, Женю 0331с и Виталия 8350 расписать мост на 4-м Сыромятническом переулке. Проект продолжает развиваться — любой человек может при желании добавить свою роспись или надпись.
— Партизанинг — блог об уличном искусстве и общественной деятельности. Задача проекта — отражение и популяризация идеи свободного высказывания или действия, направленного на переосмысление и перестройку городской среды и общества в целом.
Соня Шпильберг
Московские новости