Ярославль, который мы почти потеряли

К сожалению, деревянные дома, придающие старинному Ярославлю особый колорит, наиболее уязвимы, они чаще всего приносятся в жертву новой застройке. Особняки, украшенные наличниками с резьбой, мезонинами, шпилями, башенками, безжалостно сносят, взамен мы получаем здания большей счастью безликие, какие можно увидеть в любом городе. А Ярославль всё более теряет свою неповторимость, свое историческое лицо, которое и привлекает в город множество туристов.

Ещё одна угроза – пожары уничтожают не просто старинные деревянные постройки, но и памятники культурного наследия, находящиеся под охраной. В Ярославле сгорело несколько таких домов, в том числе дом архитектора Поздеева на улице Терешковой.

По всему видно, что в Ярославле происходит борьба между теми, кто хочет снести деревянные дома, освобождая место для нового строительства, и теми, кто отстаивает их сохранность. Очевидно, что пока побеждают разрушители старины. Так дело обстоит сегодня и так было, к сожалению, всегда.

В центральной части города осталось всего с десяток деревянных домов. Кого волнует сохранение старины в городе, помнят, как постепенно снесли большое количество ценных в историческом и архитектурном отношении зданий, свидетелей своей эпохи. Этот перечень был бы слишком большим. Вот один из свежих примеров.

Не так давно «Северный край» выражал обеспокоенность судьбой двухэтажного дома купца Градусова, которому стал угрожать снос. Ни особенность дома, ни его история, ни важность для города этого фрагмента старой застройки не повлияли на решение его снести. Сегодня нет этого дома, вот и вся горькая история.

Помнится, на площади Труда стоял рубленый двухэтажный дом, связанный с именем Николая Некрасова. Тогда все знали, что здесь останавливался поэт, когда приезжал в Ярославль. Но тут вдруг для Некрасова нашли другой приют, в угловом доме на Богоявленской площади (о чём постепенно забыли), а деревянный дом на бывшей Сенной площади поспешно снесли, чтобы не мешал новому строительству.

Несмотря на серьёзные потери деревянной старины, у нас есть что беречь и сохранять и в Ярославле, и в других городах области.

Пример бережного отношения к зодчеству, его сохранению и изучению мы видим в народном музее города Мышкина. Там собрано немало старых сельских строений, размещённых на красивых лужайках в обрамлении естественных вод. Кроме этого там представлена богатая коллекция узорчатых оконных наличников и деревянных предметов быта. Понятно, что собрать, разместить на большой территории и содержать такие экспонаты на одном энтузиазме хлопотно и очень трудно, и то, что это всё-таки сделано, вызывает особое удивление и восхищение.

Экспонаты Мышкинского музея не исчерпывают всё разнообразие народной архитектуры нашей области, поскольку каждый район имеет характерные и отличительные черты. Необходим музей деревянного зодчества под открытым небом и в областном центре. Скорее всего, он должен быть не частный, а государ­ственный, например, как филиал Ярославского музея-заповедника. Вот это было бы настоящим развитием музейного дела.

Для поиска и выявления

экспонатов можно привлечь школьников, как это делали энтузиасты из города Мышкина. Такой интересный поиск стал бы серьёзным и полезным делом для сотен ребят во всех районах области. Под руководством учителей ребята смогут изучать свои посёлки и города и наверняка обнаружат в них много интересных и ценных домов, строений, а некоторые из них смогут получить статус вновь открытых памятников. Эту важную работу можно выполнить в любом случае, независимо от принятия решения об открытии музея.

В смысле сохранения произведений деревянного зодче­ства маленький Мышкин обогнал большой Ярославль. Впрочем, были и у жителей областного центра попытки создать музей под открытым небом.

Ещё лет десять назад историк и краевед Наталья Землянская и архитектор Ольга Островская предложили свою концепцию сохранения исторической среды, в том числе и деревянного зодчества.

Наталья Сергеевна и Ольга Игоревна считают, что будущее в турбизнесе исторических городов за улицами-музеями. Но это должны быть не безжизненные собрания экспонатов, а живые уголки старого города. Они предложили создать в Ярославле несколько музеев под открытым небом в различных районах города. Причём при выборе зон учитывались история района и микрорайона, близость традиционных туристических маршрутов.

В Кировском районе для создания подобного музея выбрали улицу Флотскую, кварталы заповедной части города по Волжской набережной и улицам Волкова, Кедрова, площади Челюскинцев. Особенно благоприятное место для создания такого своеобразного музея – от проспекта Октября и далее по улице Флотской.

В Дзержинском районе тоже есть исторические уголки, достойные внимания. К примеру, бывшее село Норское с его сказами, легендами, связанными со многими знаменитыми личностями, деревни Сурин­ское, Пашуково, Скобыкино, бывшее село Иваньково. Интересен и микрорайон фабрики «Красный перевал» с его промышленной архитектурой и жилыми домами.

В Заволжском районе в заботе и внимании нуждаются старинные, к сожалению, исчезающие слободы Яковлевская, Тверицкая.

Во Фрунзенском районе воссоздание старинных уголков города возможно на улицах Малой Пролетарской и Ямской, в районе ЯПРЗ с посёлком по Московскому проспекту, где сохранились деревянные двухэтажные дома и старинные промышленные здания, Тропинская и Ямская слободы.

Специалисты считают, что наиболее богатые возможности для создания музея под открытым небом – в Красноперекопском районе. Здесь великолепные ансамбли церквей Иоанна Предтечи, Фёдоров­ской Божией Матери, Петра и Павла. На Зеленцовском ручье сохранились ещё дома XVII века. Хоть и в плачевном состоянии, но ещё целы система прудов и Петропавловский парк.

Увлекательны истории домов на улицах Большой Фёдоровской, Малой Пролетар­ской, Московском проспекте. Здесь располагались дома купцов Градусовых, бывшее училище имени Градусова, кожевенный завод, здания кондитерских заведений Масленникова, Петрова. Неподалеку от набережной Которосли жил владелец первого в Ярославле автомобиля Сагассер – прообраза «Антилопы-Гну» из знаменитого романа Ильфа и Петрова.

На взгляд авторов концепции, интересные деревянные дома, сохранившиеся в районе, можно сосредоточить на улице Зеленцовской. И не просто свезти их сюда, а использовать под мастерские, музеи быта жителей Толчковской слободы, восстановить пруды с мельницами. Вполне возможно восстановить и домик Прошлецова с гипсовым заводиком сзади него. В доме № 7 на улице Зеленцовской, принадлежавшем купцу Корытову, можно создать кожевенный двор, а в доме № 15 купца Патеревского – кондитерское заведение.

А как замечательно было бы показать производство полотен, гобеленов, работу мельниц, восстановив предприятия времён Затрапезновых. В здании богадельни у церкви Петра и Павла на первом этаже разместить цех бумажной мануфактуры, показать производство бумаги с водяными знаками. А на втором этаже – светлица с ткацкими станками, в музее сохранился ткацкий станок Жаккарда – начала XIX века. И выпускать на старинных станках скатерти и салфетки по старинным образцам.

Есть предположения, что именно в Ярославле Ильф и Петров подсмотрели не только «Антилопу-Гну», но и контору «Рога и копыта». Неплохо бы пустить в этом районе трамвай начала ХХ века и первый автомобиль Сагассера, прообраз «Антилопы-Гну».

Специалисты предлагают разместить в старинных домах трактиры, гостиницы, восстановить старинные производства, к примеру, карамели ландрин в бывшем кустарном кондитерском заведении Петрова на углу улиц Большой Фёдоровской и Наумова.

В концепции ещё много интересных идей, которые, воплотившись в жизнь, безусловно, украсят Ярославль и привлекут внимание туристов. Предложенное историком и архитектором претворимо при одном условии: сохранении не только исторической среды памятников, но и исторического облика города в целом, утверждения зон музеефикации. Конечно же, необходима проработка концепции экономистами. Продукция мастерских могла бы использоваться не только как сувениры для туристов, но и для самих горожан. А новые мастерские, торговые заведения, гостиницы – это новые рабочие места для ярославцев.

Авторы надеялись, что их предложения найдут отклик у людей, ответственных за развитие туризма в Ярославле, и неравнодушных к старине представителей власти. Увы, пока эта интереснейшая идея так и не воплотилась в жизнь. И мы стремительно и безвозвратно теряем редчайшие образцы городского деревянного зодчества.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе