От элитной жизни до руин: жилые корпуса Ярославской большой мануфактуры выставят в аренду по рублю за метр

Когда-то людям, жившим здесь, готовили кухарки, а гости могли приехать только по записи.
В последние годы существования корпуса населяли асоциальные личности
Фото: Елена Вахрушева


В июне 2022 года Ярославской большой мануфактуре исполнилось 300 лет. О былом ее величии сегодня говорят лишь книги и напоминания в виде разбросанных по району краснокирпичных зданий. Фабрика работает, но многое из того, что делало ее великой в прошлом, исчезает. Мы говорим о некогда престижных жилых корпусах на улице Калмыкова, построенных специально для рабочих. Они были не просто жильем, а роскошным, ультрасовременным местом для своего времени. До сегодняшнего дня сохранились восемь корпусов из десяти.


История этих зданий — это история уважения владельца бизнеса к своим работникам, история любви к своему делу, а также рассказ о всемирной славе. Мы прогулялись по корпусам на Калмыкова вместе кандидатом культурологии, доцентом Ярославского государственного театрального института Вячеславом Лётиным и узнали, как раньше здесь жили и работали люди и почему спустя столько лет процветания они разрушились. А также о том, какую судьбу для зданий приготовили власти.


Если присмотреться, видно полочки и розетки
Фото: Анна Ширяева



Очереди за право работать на престижной фабрике

Саму мануфактуру начали возводить в 1722 году по приказу Петра I. Особый расцвет фабрика получила, когда ею владели братья — купцы Карзинкины, которые выкупили производство в 1857 году. Именно при них расширялась и расцветала не только сама мануфактура (в середине XIX века прядильная фабрика в Ярославле занимает 2-е место в России по количеству веретен), но и пространство рядом с ней. Работать на фабрике было настолько престижно, что рабочие боролись за это право между собой и стояли в очереди, чтобы получить там место.

Специально для рабочих рядом с мануфактурой владельцы фабрики построили корпуса — двух-, трех- и четырехэтажные из красного кирпича. Раньше всё это выглядело величественно и масштабно. По сути здесь была своя микросистема, напоминающая город, и функционировала она практически автономно: здесь можно было родиться, получить образование, работать и даже быть похороненным. Рядом находилось самое старое в Ярославле кладбище — Донское, которое давно уже закрыто. Сейчас место рядом с мануфактурой выглядит удручающе и угрюмо.


У большинства зданий сохранилась красивая кирпичная кладка
Фото: Елена Вахрушева


— Корпуса построены в 80–90 годы XIX века в так называемом промышленном стиле, что было характерно для той индустриальной эпохи. Корпуса представляли собой коридорную систему. На этаже было несколько комнат или камор общей площадью 32 квадратных метра. Они были рассчитаны как на проживание с семьей, так и на проживание по типу общежития. Изначально в комнатах селили по три-четыре человека. Места в каморах были разной степени престижности. Особо ценились места с солнечной стороны у окна. Чтобы получить эти места, нужно было постараться и проявить себя и на производстве, и в дисциплинарном плане. За дисциплиной следили так называемые смотрящие на этажах. Рабочие в каморах должными были быть опрятными, следить за чистотой и вести трезвый образ жизни. А гости могли приходить только с разрешения смотрящих, — рассказывает Вячеслав Лётин.


СПРАВКА

Комнаты неслучайно были такими большими. Это было обусловлено обеспечением особых санитарных норм. Профессиональным заболеванием на фабрике был туберкулез. И, поскольку руководство мануфактуры заботилось о рабочих, им обеспечивались комфортные жилищные условия.


Вот так сейчас всё выглядит внутри зданий
Фото: Елена Вахрушева


Комфорт заключался еще и в том, что на каждом этаже был предусмотрен санузел, что по тем временам было роскошью. На каждом этаже была кухня, которая называлась пищеварка. Для рабочих обеды готовили кухарки. Изначально труд кухарки оплачивался из зарплаты рабочих, у них вычитался 1–2%. Потом кухаркам платили уже владельцы фабрики. Заботясь о здоровье своих сотрудников, владельцы мануфактуры приучали их пить кипяченую воду. На каждом этаже стояла кубовая, где были размещены агрегаты, которые эту воду кипятили. Эти агрегаты проработали аж до послевоенного времени, таким долговечным и прочным было это оборудование.


Когда-то жить здесь было престижно
Фото: Елена Вахрушева



Кто населял корпуса

Корпуса населяли в основном приезжие из Костромской, Владимирской и современной Ивановской областей. Основной состав рабочих были мужчины, ведь изначально это была мужская профессия. И только во время и после Великой Отечественной войны поменялась гендерная определяющая профессии, и ткач стал ткачихой.

— В казармах в этом районе жил основной состав рабочего класса Ярославля. В корпусах тогда проживало 300–400 человек. Социальные условия жизни были признаны даже на мировом уровне, — рассказывает Вячеслав Лётин.


«За 9-й и 10-й корпуса фабрика получила призовую медаль на международной выставке в Париже»
Вячеслав Лётин, культуролог



Здесь впервые появились ясли

Карзинкины владели фабрикой до революции в течение 60 лет. За эти 60 лет здесь создается целая инфраструктура. В поселке вокруг фабрики появляется пять садов для разных групп населения: сад для рабочих, сад для технических служащих, сад при больнице и т.д.

— Оздоровление окружающей среды проводилось масштабно. Делались целые рекреационные зоны, которые позволяли улучшить воздух, — говорит Вячеслав Лётин.

До 1936 года район Красного Перекопа считался пригородом.


Здания заросли травой, а на крыше растут деревья
Фото: Елена Вахрушева


Владельцы фабрики настолько заботились о своих рабочих, что здесь впервые в Ярославле появляется то, что мы впоследствии стали называть яслями. Напротив корпусов сохранилось здание, которое тогда называли колыбельня. Поистине, это мечта любой мамы — ясли по дороге на работу. В этом же корпусе была начальная школа и библиотека. Всё было продумано до мелочей, здания располагались по принципу: корпуса — ясли — проходная.

— В 1908 году на въезде к проходной строится храм Андрея Критского и то, что мы сейчас называем дом культуры. Это было здание, в котором располагались ремесленное училище и читальный зал, который также функционировал как концертный зал. По сути, это и был дом культуры, который выполнял просветительскую функцию. Здесь же на территории была своя больница, своя электростанция, своя хлебопекарня и мелкие сопутствующие производства. Фабрика обеспечивала жизнь, и вокруг нее всё крутилось. Находясь на территории, можно четко увидеть, что все дороги сориентированы на фабричные здания. Здесь впервые поменялись градостроительные приоритеты. В историческом центре Ярославля доминантой города является колокольня храмов. Здесь доминанта — фабричные корпуса, на них открывался вид с Которосли. Здесь башня-часовая была доминантой района, на нее были сориентированы все видовые точки. И уже не храм, а производство было в центре урбанистической среды, — рассказывает Вячеслав Лётин.



Фабрика в период ВОВ и после

По сути, история корпусов делится на две части. Первая ее часть — дореволюционная, вторая — уже послереволюционный советский период, когда фабрика становится национализированной.

Свой след в истории ткацкой фабрики оставила и Великая Отечественная война. Тогда у производства встали женщины, причем, молодые. Мануфактура решала стратегические задачи и превратилась в фабрику технических тканей. После войны уже новому руководителю фабрики предстояло развернуть производство с военной промышленности на мирную. Тогда впервые здесь начинают производить синтетические ткани.


Время и мародеры почти полностью уничтожили здания
Фото: Елена Вахрушева


В советский период жилые каморы были уплотнены. И на 32 метрах проживали уже не 4, а 12 человек. Пространство было разделено перегородками, зачастую из картона или фанеры, а иногда просто мебелью.


СПРАВКА

Не все знают, что большую часть своего знаменитого фильма «Вор» Павел Чухрай снимал в Ярославле. В корпусах Ярославской большой мануфактуры герои фильма — Толян, Катя и Санька снимали комнату.


Здесь по-прежнему проживали рабочие, но они уже селились с семьями. Скученность населения повлекло за собой множество проблем, как со здоровьем, так и бытовых. Это продолжалось до самого конца, вплоть до расселения корпусов. Поэтому они зафиксированы в культурной памяти ярославцев, как рассадник туберкулеза и криминальной среды.


Возможно, именно из этого окна вылезал знаменитый герой фильма «Вор»
Фото: Елена Вахрушева


Много сцен фильма было снято в Ярославле
Скриншот: фильм «Вор», режиссер Павел Чухрай



Почему это произошло?

— Для начала XX века была характерна социальная и санитарная составляющие. Комнаты раз в год белили, окна проветривали с целью дезинфекции. Впоследствии, когда произошло уплотнение населения, никто за этим не следил, никаких гигиенических мер не происходило. Да и население, которое позже въехало, было не самого высокого социального уровня. Расселение началось с конца 60-х годов. Людям давали квартиры в новых домах, в основном — в Брагино и за Волгой, — рассказывает Вячеслав Лётин.


СПРАВКА

Последних жильцов из корпусов Ярославской большой мануфактуры переселили в 2010 году, к тысячелетию Ярославля.


Корпуса стали разрушаться еще в то время, когда в них жили люди. Здесь огромную роль сыграло отопление. Оно было централизованным. Изначально было две системы отопления: водяное и калориферное. Калориферное было устроено таким образом, что теплый воздух подавался из котельной в каналы внутри стен. За счет этого прогревались сами стены, кирпич находился в сухом состоянии и уже теплые стены просушивали и обогревали воздух внутри камор. Когда отопление заменили на паровое, то батареи стали прогревать воздух, а не стены. Кирпич стал впитывать влагу извне, перестал просушиваться, появился грибок, состояние стен ухудшилось, и они стали разрушаться.

— Фабрика продолжает существовать до сих пор, правда, уже не в том масштабе, как раньше. А вот корпуса как памятник истории гибнут. Кто-то, наверное, должен следить за их состоянием, и, возможно, кто-то это раньше делал. Ведь окна первых этажей заколочены, чтобы избежать вандализма. Но тем не менее некоторые здания несколько раз горели, обрушены перекрытия. Как таковых масштабных проектов по реконструкции и реновации не было, — рассказывает Вячеслав Лётин.


Дома строились для удобной жизни рабочих
Фото: Роман Киселев


Статус памятника регионального значения (даже не федерального) жилые корпуса получили в 2012 году. И хоть фабрика худо-бедно продолжает функционировать, дома, за места в которых некогда боролись рабочие, представляют собой жалкое зрелище: выбитые окна, обрушившиеся перегородки, обвалившийся кирпич и мусор — вот что осталось от некогда престижного жилья. Заглянув в разбитые окна, кое где можно увидеть то, что осталось от прежней жизни — например, полки, прибитые к стенам и розетки.



Что с корпусами происходит сейчас


Возле одного корпуса стоит кран, а территория обнесена глухим забором
Фото: Елена Вахрушева


В правительстве Ярославской области рассказали, что зданием по улице Калмыковых, 7 владеет юридическое лицо. Собственник переделал его в жилой дом. Зданием по адресу улица Калмыковых, 8 владеет физическое лицо. В прошлом году собственник обнес его высоким забором, пригнал башенный кран, начались работы, которые оказались не согласованы с властями. Когда градозащитники забили тревогу, департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области нагрянул с проверкой.

— Собственнику выдано задание на проведение работ по сохранению здания и приспособления объекта культурного наследия для современного использования (жилой многоквартирный дом), и разрешение на научно-исследовательские работы. При этом собственник здания привлечен к административной ответственности за проведение работ по сохранению объекта без разрешения, — уточнили в правительстве Ярославской области.

Остальные дома — по адресам: улица Калмыковых, 3, 4 и 6 — находятся в муниципальной собственности. В 2018 году их пытались продать все три за один рубль. Такую цену поддержали и власти, и градозащитники. Всё для того, чтобы новый собственник тратил средства на восстановление. Но желающих не нашлось.

Нынешнее руководство Ярославской большой мануфактуры выступило с идеей реконструировать территорию фабрики в целом, включая заброшенные жилые корпуса. Архитекторы предложили роскошный план, как возродить это место.


Одна из идей проекта реконструкции. Корпуса предлагается использовать не только под производства, но также разместить внутри магазины, кафе, салоны красоты и спортзалы
Фото: Архитектурное бюро DK


Концепция предполагает сохранение исторического облика зданий, так как они имеют статус памятника. После согласования документации по реконструкции в городе назначат общественные обсуждения, чтобы спросить мнения жителей об этой идее.

— Данные объекты недвижимости, согласно охранных обязательств собственника на объект культурного наследия, являются памятником культурного наследия «Комплекс нежилых зданий Ярославской Большой Мануфактуры. Казарма для рабочих». 1870-е г.-1880-е г. регионального значения, находящиеся в неудовлетворительном состоянии, — рассказали в мэрии.

Чтобы реализовать красивый проект возрождения, нужен инвестор. Желающих приобрести эти здания не могут найти год от года. Решили попробовать идею с арендой, на очередном совещании муниципалитета приняли решение установить льготную арендную плату за данные корпуса. Начальный размер при проведении аукциона — один рубль за один квадратный метр.

Ближайший аукцион на право аренды корпусов состоится 28 июля 2022 года.



Реставратор дома — фигурант уголовного дела

Работы по реконструкции дома № 7 проводила ярославская фирма «Техмонтаж» — она же владеет земельным участком под зданием, все квартиры в котором были распроданы после восстановления. В телефонном разговоре с корреспондентом 76.RU сотрудник фирмы подтвердил, что именно их организация занималась реставрацией здания. Но отказался уточнять детали работ, сославшись на отсутствие генерального директора.

— Я не знаю, когда он будет. Может, через две недели, а может, через месяц, — ответил наш собеседник.

Однако гендиректор Вячеслав Меньшиков может не появиться еще дольше. Бизнесмен замешан сразу в двух скандалах, связанных с мошенничеством в особо крупном размере. В феврале 2022 года Меньшикова задержали силовики прямо на совещании в школе, которую строила фирма «Техмонтаж». Меньшикова обвинили в краже 90 миллионов рублей при общей стоимости строительства школы 650 миллионов. Также ему вменяли воровство бюджетных денег в нацпроекте «Экология». Фирма Меньшикова должна была построить очистные сооружения в поселках Каменники и Судоверфь в Рыбинском районе. Правоохранительные органы считают, что во втором случае Меньшиков похитил 19,5 миллиона рублей. В феврале его отправляли под домашний арест до апреля.

— Апелляционным постановлением Ярославского областного суда от 12 июля 2022 года изменена мера пресечения в отношении Вячеслава Меньшикова, обвиняемого в совершении двух эпизодов мошенничества в особо крупном размере, с домашнего ареста на запрет определенных действий на срок предварительного следствия по делу, то есть до 22 августа 2022 года включительно, — рассказали в ярославском областном суде.

Это значит, что Меньшиков сейчас на свободе. Но на него возложен целый ряд обязанностей. Например, своевременно и самостоятельно являться по вызовам следователя или в суд. Кроме того, Меньшикову запрещено общаться с с участниками этих уголовных дел, пользоваться сотовым телефоном, интернетом, электронной и обычной почтой.


СПРАВКА

Фирма «Техмонтаж» в Ярославской области в последние годы выигрывала подряды на строительство детских садов. Например, она возводила сад в поселке Красный Бор на 90 мест, а также строила сад на улице Ярославская на 90 мест. Компания выигрывала контракт на строительство здания прокуратуры Гаврилов-Ямского района и детского сада в Данилове на 240 мест. Также фирма демонтировала аварийную лестницу на Которосльной набережной и ремонтировала чугунное ограждение там же, начиная от часовни Иконы Казанской Божией Матери.

Автор
Анна ШИРЯЕВА
Поделиться
Комментировать