Взгляд изнутри: как работают коммьюнити-центры в жилых комплексах Сити-XXI век

Теория о том, что человеку для комфортной жизни достаточно наличия бетонной коробки, куда он может прийти и изолироваться от внешнего мира, а также современная экономическая ситуация, при которой спрос определяет предложение, а не наоборот, подтолкнули к пониманию, что человеку нужно нечто большее, а именно — комфортная очеловеченная среда. 
Миниполис Самоцветы в Люберцах


В то же время бизнесу необходимо конкурентное преимущество. Зарождающийся в девелоперской практике тренд, когда строительная компания видит в местном сообществе силу и потенциал для развития собственных градостроительных проектов, — это осмысленный ответ кризису в жилищной политике и экономике. В рамках серии публикаций о коммьюнити-центрах совместно с проектом «Соседские центры» UrbanUrban поговорил с Ольгой Володиной, директором социально-градостроительной концепции Миниполис российской девелоперской компании «Сити-XXI век», о том, как устроены коммьюнити-центры Миниполисов и о их ценности для жителей, строительной компании и города.


Ольга Володина
Директор социально-градостроительной концепции Миниполис


— Как появилось понимание, что коммьюнити-центр — нужный элемент инфраструктуры района?

— В 2009 году наша компания разработала социально-градостроительную концепцию «Миниполис». В соответствии с нашей концепцией цикл работы над проектом существенно выходит за рамки того, что делает большинство застройщиков. Мы строим дома, мы управляем ими, занимаемся развитием инфраструктуры, но сверх этого создаем условия для развития местного сообщества. Когда мы поняли, что нам нужен некий инструмент для реализации данной задачи, родилась идея создания коммьюнити-центра, который называется соседский клуб. Сейчас их уже два: в миниполисе Строгинский в одноименном районе столицы и в городе Видное, в миниполисе Радужный. Они работают с 2013 года. В этом году мы открываем еще один  соседский клуб в миниполисе Самоцветы в городе Люберцы.

— Почему вам кажется, что местное сообщество важно?

— Во-первых, представьте, что люди переезжают на новое место, они никого не знают и ни с кем не знакомы, им нужно обустроиться, обзавестись новыми связями, и этот период должен быть максимально комфортным. Во-вторых, людям важно  реализовать свои идеи. Посмотрите, что сейчас происходит в Москве, насколько активным стало московское сообщество появилось много разных интересных проектов, например, проект «Народный парк». 


Миниполис в Строгине
Фотография: Сити-XXI век


— Зачем развитие коммьюнити-центра нужно девелоперу?

— Коммьюнити-центры повышают комфортность проживания  в наших домах, а мы хотим, чтобы проекты были интересны жителям, а жилые комплексы стали востребованными и конкурентоспособными. Также мы хотели задать некий тренд на рынке, чего, собственно, и добились: мы были первыми, кто открыл подобный коммьюнити-центр, следом за нами эту идею подхватили другие девелоперы.
 

Мастер-класс по игре на бразильских барабанах в соседском клубе в Строгине
Фотография: Сити-XXI век


— Ориентируетесь ли вы на западный опыт в организации коммьюнити-центров?

— Безусловно, мы изучили международный опыт, но в данном случае мы не столько использовали какие-то технологии, сколько попытались по-своему этот опыт осмыслить: мы никому не навязывали жесткий безальтернативный сценарий, а постарались вовлечь непосредственно жителей в создание этого клуба, чтобы он был им действительно интересен. Именно поэтому соседские клубы от места к месту несколько отличаются: востребованы и реализуются разные инициативы, всё зависит от конкретного сообщества.

— Получается, что специфика ваших клубов заключается в том, что в развитии клуба участвуют сами жители, и девелопер не навязывает им готовые решения?

— У нас бывает по-разному. Конечно, мы предлагаем что-то интересное сами: людям мало просто прийти в пустое помещение, им необходимо дать какой-то импульс, объяснить, что к чему.

— Можете назвать процентное соотношение: сколько мероприятий устраиваете вы, а сколько — самостоятельные инициативы жителей?

— В Строгино, например, 60% на 40%, где 60 — это жители, а 40 — наша управляющая компания, хотя сначала пропорции были другими. Мы сами очень много предлагали, потом начали появляться единомышленники, у людей появилось доверие к этому проекту, они стали предлагать гораздо больше инициатив. Так, в месяц у нас  проходит очень много инициатив. Во-первых, у нас есть системное расписание повторяющихся из недели в неделю занятий: спортивные направления, образовательные и прочие. Во-вторых, это разовые мероприятия — различные мастер-классы, экскурсии, выездные спектакли. По сути, каждый день у нас что-то происходит, клуб работает с 9 утра до 11 вечера ежедневно.


Урок кулинарии в соседском клубе
Фотография: Сити-XXI век


— Каким образом жители участвуют в создании коммьюнити-центра?

— Например, в Строгино некоторые жители пришли работать в соседский клуб. В основном это молодые мамы, которые сидят дома с детьми, но хотели бы работать. Соседский клуб предоставляет им возможность работать рядом с домом, не отвлекаясь от семьи. Кто-то открывает языковые курсы, кто-то художественную школу, кто-то проводит мастер-классы и так далее. С одной стороны, это возможность самореализации, с другой — возможность обеспечить себе заработок. Эти люди — основа соседского клуба, клуб стал частью их жизни.

— Как можно предложить свое мероприятие?

— Вы приходите к руководителю или  администратору  клуба, рассказываете свои идеи, обсуждаете организационные вопросы и, если предложение действительно интересное и соответствует нашим ценностям, мы включаем его в нашу программу. Но у нас есть определенный фильтр. Мы принимаем в клуб только квалифицированных специалистов, профессионалов и отбор у нас достаточно жесткий, так как мы понимаем, что у клуба есть репутация и ответственность.


День рождения соседского клуба
Фотография: Сити-XXI век


— Были ли какие-нибудь ожидания, предположения, гипотезы по поводу того, как соседские центры будут функционировать, и оправдались ли они?

— Мы думали, что к нам придет больше «возрастных жителей», так как понимали, что есть целая группа людей, которые с одной стороны уже вышли на пенсию и располагают большим количеством свободного времени, с другой — им интересно чем-то заниматься. Мы разработали для них отдельные мероприятия, но оказалось, что бабушкам и дедушкам интереснее  заниматься вместе со всеми: они ходят на йогу в общую группу, приходят с внуками на мастер-классы. Но отдельной возрастной «тусовки» не сложилось. 

Основная аудитория клуба — это женщины и дети, на втором месте — мужчины. При этом мы стараемся развивать именно семейный досуг, когда родители могут проводить время со своими детьми и получать от этого удовольствие. Например, в клубе проводятся совместные тренировки по боксу для пап с сыновьями, и это очень интересная и востребованная история.

— Как территориально организован соседский клуб?

— В каждом миниполисе компания выделяет оснащённое современным оборудованием помещение, минимум 240 м2, в одном из домов района. Помещение включает в себя несколько аудиторий, большой хореографический зал, оборудованный хорошим противоударным паркетом и серьёзной звукоизоляцией, раздевалки с душевыми кабинами, не такими большими, как в фитнес-клубах, но адекватные для людей, которые спустились в клуб в тапочках.

— Правда, спускаются в тапочках?

—Да.

— Есть ли понимание, чего не хватает соседскому клубу для лучшего функционирования?

— Нам сейчас не хватает помещения, поэтому мы будем расширяться.


Танцевальная студия в соседском клубе
Фотография: Сити-XXI век


— Случается, что помещение соседского клуба используют альтернативным образом?

— У нас часто арендуют клуб для проведения семейных праздников, например, дня рождения или свадьбы. В этом году стала популярной опция, когда люди арендует кабинет, чтобы дети занимались с репетиторами. Как правило, набирается небольшая группа детей-соседей, которые учатся в одной школе или классе. Приглашаются педагоги по разным предметам или дети просто делают вместе домашнее задание. Очень востребованная услуга. 

В основном все мероприятия и услуги клуба платные, но они не превышают рыночной цены, несмотря на свой уникальный характер, поскольку у нас нет задачи зарабатывать на проекте, нам важно окупать существующие затраты: коммунальные и эксплуатационные расходы, зарплату педагогов. Наша задача — сделать проект устойчивым и эффективным, а для этого он должен быть финансово независимым. Кроме того, это повышает ответственность жителей друг перед другом. Тем не менее, и мы, и наши жители часто организуем в миниполисах благотворительные мероприятия и акции.

— Вы заметили формирование местного сообщества?

— Да. В начале мы думали, что клубы будут открыты исключительно для жителей наших жилых комплексов, но потом стало очевидно: это не совсем правильно. Мы поняли, что важно не только создавать условия для развития коммьюнити внутри миниполиса, но и интегрировать его в местное сообщество района, тем самым повышая социальную безопасность и качество городской среды. Так, двери соседских клубов стали открыты для всех желающих. В основном, приходят друзья и знакомые по рекомендациям наших жителей — работает сарафанное радио.

Инициативы уже давно вышли за рамки проекта. Например, наши жительницы организовали занятия йогой на открытом воздухе, другими словами, соседский клуб породил внешние самостоятельные проекты, которые работают уже на большую аудиторию.


Рождественские катания членов соседского клуба
Фотография: Сити-XXI век


— Какие есть рабочие каналы распространения информации?

— У нас есть несколько каналов: странички в социальных сетях, афиши и информационные плакаты, которые мы размещаем непосредственно в домах, а постоянные участники получают информацию непосредственно в клубах.

— У вас есть собственная газета?

— Да, она выходит раз в квартал, по крайней мере, на данном этапе регулярность такая. В ней мы рассказываем о жизни миниполиса, интересных событиях, происходящих в районе, новостях управляющей компании, рассказываем об интересных людях, проживающих в миниполисах. Большое участие в создании газеты принимают сами жители: делают репортажи, пишут о себе и о своих соседях, публикуют собственные стихотворения, рассказы.


Праздник в соседском клубе
Фотография: Сити-XXI век


— Помимо соседского клуба и газеты, есть ли другие инструменты развития местного сообщества?

— Работа с сообществом не ограничивается деятельностью клубов, это более широкая история. У нас есть календарь социально-культурных мероприятий, проведение которых уже стало доброй традицией. Например, ежегодный День миниполиса — субботник, где каждый вносит посильный вклад в благоустройство территории: кто-то сажает цветы, кто-то мастерит скворечник. В миниполисе Радужный мы ежегодно проводим конкурс на лучшую клумбу. Технология такая: жители каждого дома представляют проекты клумб своей мечты, экспертное жюри выбирает по одному победителю в каждом доме, которому мы выделяем небольшой бюджет на реализацию этого проекта.

Помимо общественно-полезных у нас проводятся и развлекательные мероприятия. Например, у жителей Строгинского миниполиса есть традиция завершать новогодние праздники встречей на Рождественских катаниях, в этом году они состоялись уже в шестой раз. Катания традиционно проходят в построенном нами спортивном комплексе «Янтарь», на ледовой арене школы фигурного катания «Конёк Чайковской», которая работает под руководством всемирно известной Елены Анатольевны Чайковской. Это мероприятие абсолютно бесплатное и только для жителей: вход строго по приглашениям. В программе праздника предусмотрено катание на профессиональном льду, мастер-классы от профессиональных фигуристов, выступление учеников школы «Конёк Чайковской», традиционное чаепитие с пирожками, анимационная программа и многое другое. Это самый любимый и ожидаемый праздник: уже в начале декабря жители начинают непрерывно спрашивать нас о приглашениях. Аналогичное мероприятие проходит в Радужном, но здесь это уже Рождественские гуляния во дворе на свежем воздухе с соответствующими развлечениями: катаниями на санках, играми, чаепитием. Также мы ежегодно отмечаем День защиты детей и награждаем победителей конкурса «Пятерочка»: награждаем ценными призами школьников, целый год проучившихся на одни пятерки.

Важно добавить, что мы регулярно проводим социологические исследования и внутри клуба, и по каждому из миниполисов. Соответственно, стараемся выявить потребности жителей, зафиксировать изменения, на основе которых анализируем, что мы сделали правильно или неправильно, и думаем, как сделать еще лучше. Судя по тому, что с каждым годом мы получаем все больше положительных откликов, уверены, что движемся в верном направлении. Главное же, чего удалось достичь за эти годы, — создать дружное сообщество жителей, а сами миниполисы сделать территорией развития, где каждый может найти дело по душе и даже свое призвание.

— Расскажите, пожалуйста, историю успеха кого-нибудь их членов соседского клуба. Кому-нибудь коммьюнити-центр помог не только в сообществе, но и в «большой» жизни?

— У нас работает несколько многодетных мам. Одна из них открыла школу изучения французского языка. Дарья —  профессиональный педагог. Она закончила Московский институт иностранных языков, долгое время работал по специальности и была признана лучшим учителем года. У нее очень правильный и интересный подход к обучению, она старается давать много языковой практики. Например, однажды она пригласила в клуб свою подругу-француженку и провела вместе с ней мастер-класс по французской кухне, чтобы у всех учеников была возможность попрактиковаться с настоящим носителем языка.
Автор
Юлия Назарова
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе