«В традициях России всё возводить грандиозно»

Директор Нового института в Роттердаме Гюс Бемер — о том, что архитектура шире, чем прагматичный вопрос, где и как жить.

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Анастасия Семенович

Открытие в эрмитажной части Главного штаба выставки «Архитектура по-голландски. 1945–2000» стало одним из главных событий перекрестного Года России–Нидерландов. С куратором выставки, директором Нового института в Роттердаме Гюсом Бемером встретился корреспондент «Известий» Евгений Авраменко.

— Новый институт в Роттердаме открылся в этом году. Что это за структура?

— Институт возник благодаря слиянию Нидерландского архитектурного института, Нидерландского института моды и дизайна и Института исследований цифровых медиа «Виртуальная платформа». Ключевое слово нашей политики — «инновация». Хотя для многих оно связано главным образом с экономикой, мне кажется, оно затрагивает самые разные аспекты, вплоть до этического. Вообще, многие забывают, что архитектура шире, чем прагматичный вопрос, где и как жить. Она связана с мировосприятием, философией, с проблемой воспитания человека. И мы стремимся создать проекты на перекрестке самых разных аспектов.


Жилые кварталы и культурный центр «Шпильхейс» в Хелмонде П. Блом

— Как вы совмещаете понятия «этика» и «архитектура»?

— Скажем, проект «Биодизайн» объединяет проблемы биологии и творчества. Дизайнеры могут использовать необычные материалы, будь то паучий шелк, ил, грибы или плесень. Здесь более чем уместна тема ответственности человека перед природой.

— В чем уникальность вашего института среди подобных организаций Европы?

— Прежде всего уникальны наши архивы. Если в иных музеях, в том же Монреале, делают упор на цифровые технологии, то мы можем в своих больших выставочных помещениях демонстрировать оригиналы, Это при том, что «цифра» — отдельное и большое направление Нового института.

У нас около 700 тыс. авторских подписных работ: рисунки, макеты, автографы, фото, видео и так далее. Этот уникальный источник информации позволяет проводить серьезные исследования. Также мы интенсивно сотрудничаем с университетами и зарубежными партнерами, участвуем в выставках.


Анастасия Семенович/ИЗВЕСТИЯ

— Почему выставка в Эрмитаже ограничена периодом с 1945 по 2000 год?

— Решение было принято совместно с Эрмитажем. Первоначально мы хотели отразить реакцию архитектуры на травму, нанесенную Второй мировой. Но становилось всё более очевидно: в архитектуре Нидерландов и России много важных аналогий. И это побудило нас проследить процесс до 2000 года — чтобы эти аналогии лучше прояснились.

— В чем же сходство между нашими странами?

— Во-первых, реакция на войну, отразившаяся в архитектуре. Нидерланды и СССР решали одинаковые проблемы: например, строительство массового жилья в условиях послевоенного опустошения. Здесь упомянем социализм, который у нас был, конечно, в куда более мягкой форме, чем в СССР.

В 1980-е правительство Нидерландов вывело архитектуру в рыночную сферу. А значит, гражданин стал свободен в выборе жилья и сам стал влиять на то, как будет выглядеть его жилище. В этом видится сходство с сегодняшней Россией.


Вилла «Русский дворец», Амерсфорт П. Блом

— Каковы современные тенденции архитектуры Нидерландов?

— Еще раз подчеркну влияние рынка, которое привело к разнообразию архитектурных форм. Ситуация, когда стали возможны необычные, а порой и просто невероятные заказы, позволила архитекторам превратиться в утопических мыслителей.

Но в целом сегодняшняя ситуация достаточно сложная. Кризис 2008 года до сих пор ощутим. Сокращаются субсидии на культуру, значительная часть архитекторов оказалась без работы.

— Слышал, у этой выставки есть и практическая цель: усилить рыночный аспект российско-нидерландских отношений в области архитектуры.

— К подобного рода предположениям я отношусь с осторожностью. Сложно, отталкиваясь от выставки, проекта прежде всего художественного, прогнозировать и выводить какие-то формулы. Немало голландских специалистов и так работают в России. Думаю, потенциал развития отношений выяснится позже.


Анастасия Семенович/ИЗВЕСТИЯ

— Как вы воспринимаете Петербург? Он кажется вам «северным Амстердамом»?

— Вполне (смеется). Только южный Амстердам раз в десять меньше. Ну, что же: это в традициях России — всё возводить грандиозно.

Войти в цирк, как в пасть кита

Координаты времени точны: голландская архитектура 1945–2000. От финала Второй мировой, а стало быть, от неизбежного кризиса сознания (мир стал учиться жить заново), — и до событий без малого 15-летней давности. Считается, что полтора десятилетия и отделяют современность от истории: как раз столько должно пройти, чтобы прошлое было осмыслено с оптимальной дистанции.

Правда, экспонаты первого зала эти рамки нарушают. Архитектурные отношения СССР и Нидерландов показаны с довоенных времен, когда голландцы приглашались в сталинскую державу развивать советское зодчество. Уже здесь заметна особенность, которая укрупнится по ходу выставки.

Благодаря то ли природному чувству стиля, то ли врожденной толерантности голландцы умудрялись даже массовое, «поточно-конвейерное» жилье наделить некоторым обаянием. Так что даже безликие, почти по типу бараков строения не несли унижающих их обитателей смыслов.


Проект жилого дома для рабочих в Магнитогорске Й. Нигеман

Голландский дар моделирования представлен во всех масштабах. Начиная от игрушечных макетов мебели, изготовленных труженицами из союза сельских женщин, и заканчивая проектами парков и целых населенных пунктов. Если учесть, что архитектура отражает мировосприятие человека, то здесь есть просто удивительные экземпляры.

«На 15 миль под землю» утописта Вейдевелда — проект комплекса геологических исследований. Взглянув на дату (1944–1945), понимаешь, почему здание на много миль уходит под землю. Как сообщает комментарий, автор «словно прячет комплекс от мира, принесшего людям столько боли и невзгод».


Здание муниципалитета города Алмело Я. Й. П. Ауд, Х. Ауд

А в 1950-е и 1960-е пространство, напротив, распахивается навстречу человеку. Зал «В дороге» повествует о покорении просторов. Представлены проекты дорог, заправочных станций, самолетов. И здесь же другая утопическая фантазия Вейдевелда — грандиозный пирс. Это целый город, возвышающийся над пучиной: с кинотеатрами, ресторанами и музеями.

— Видно, как на определенном этапе изменилась роль зодчего, — сказал «Известиям» архитектор Барт Голдхоорн, консультант выставки и владелец некоторых экспонатов. — Фантазийная работа пришла на смену типовому жилью во многом благодаря рыночным отношениям, наличие денег позволяет заказывать жилище по своему вкусу. Мне очень нравится проект «Вилла КБВВ в Утрехте». Бьярне Мастенбрук получил заказ: построить дом для двух семей. И он сделал так, что два разных дома как бы вторгаются друг в друга, образуя целое.


Здание Европейского центра космических исследований и технологий (ESTE), Нордвейк А. ван Эйк. Х. ван Эйк

На выставке можно увидеть и крайнюю степень архитектурного авторства. Это терракотовые дома-пещеры, навеянные африканскими путешествиями, и здание цирка в виде разинувшего пасть огромного кита. Далеко не все эти смелые проекты были реализованы. Но они, по словам Барта Голдхоорна, «представляют архитектора как волшебника, режиссера феерии».

Все эти формы и фантазии словно раздвигают скромные территориальные границы Нидерландов, придавая им чуть не космический объем. Кто сказал, что только русская душа бездонна? Быть может, нас с голландцами роднит гораздо большее, нежели цвета государственного флага.


Вилла «Масло, сыр, яйца» Д. Ван Вюрком


Проект Круглого театра, Зандворт С. Сутерс

Евгений Авраменко

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе