Центр колокольного искусства в Ростове Великом как хранитель нематериального культурного наследия

Доклад в рамках сессии ИКОМ на фестивале «Интермузей-2017».

Центр колокольного искусства в Ростове Великом
как  хранитель нематериального культурного наследия.

  
I. Вступление

1. Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

В этом списке содержится 429 позиций, среди них только 2 относятся к российской культуре. Тогда, как нам известно, очень много ярчайших явлений, которые могли бы найти в нем место. По моему убеждению, одно из них – ростовский колокольный звон.

2. В моем кратком выступлении я хотел бы подчеркнуть 2 основные мысли с целью показать, что ростовский колокольный звон достоин, того чтобы нам побороться за его место в этом списке: 1-е – сохранность колокольной традиции в России и 2-е – Центр колокольного искусства Ростовского кремля как инструмент, аккумулирующий и популяризующий знания.



II. Основная часть

1. Сохранность колокольной традиции в России

Из всех видов церковного искусства, бытовавших в России многие сотни лет, наиболее разрушенным оказалось колокольное искусство. Во-первых, антиколокольная компания принесла огромные потери, когда в 20-е годы массово стали сниматься и уничтожаться колокола. Затем новая волна при Хрущеве.  Во-вторых, звоны и их исполнение - это устная традиция. В редких случаях она как-то фиксировалась.

Несколько десятков тысяч колоколен и звонниц существовало в России до революции, и только лишь три известных нам подколоколенных  сооружения сохранили свои колокола до настоящего времени: Псково-Печерская звонница, Вологодская Софийско-Успенская колокольня и соборная звонница Ростова Великого. Две – Псково-Печерская и Ростовская, сохранили традицию звона. Первая представляет древнюю – качающийся способ – очепной, а вторая – более позднюю, XVII  века, когда пришел новый стиль – язычный. Это лишь крупицы, мозаика большого полотна, которую мы не восстановим никогда.

Под нематериальным наследием нужно понимать не только сам звон, но и традицию звукоизвлечения, композиционные особенности и приемы.

В Ростове к звонам относились всегда с особым уважением. Желая зафиксировать традицию исполнения и характер звона, в XIX веке ростовский священник протоиерей Аристарх Израилев провел грандиозную работу по изучению соборной звонницы и ее колоколов. Впоследствии появляются несколько работ. Первая – "Ростовские колокола и звоны", напечатанная в Памятниках древней письменности С.-Петербурге в 1884 году. В нее включены описания колоколов, нотные записи, порядок работы звонарей, схема расположения колоколов и веревок. Данный труд отвечает на многие наши вопросы, но есть и спорные моменты. Вторая – Коллекция вилочных камертонов Израилева, изготовленных, по его мнению, в тоны колоколов соборной звонницы, дополняет общее представление о Ростовских колокольных звонах. Мы пытаемся в ней разобраться.

Следующий этап – акустические записи в 1960-е годы, после которых появляется виниловая пластинка, разлетевшаяся по всему миру, и фильм  "Память. Ростов Великий." из цикла "Семь нот в тишине". (фрагмент видео в заключении)

80-е годы соборная звонница в Ростове вновь обращает на себя внимание. Производятся реставрационные работы, появляются музыканты, которые благодаря записям Аристарха Израилева пытаются восстановить традицию исполнения колокольных звонов. Именно в Ростове в мае 1989 году возникает Ассоциация колокольного искусства России, благодаря которой в 90-е годы вновь появился интерес к колокольному звону.

2. Центр колокольного искусства

Сегодняшнее время – очередной этап в истории звонарской традиции. 22 января 2016 года создан  Центр колокольного искусства в Ростовском кремле. Центр – инструмент аккумулирующий, популяризующий и развивающий это искусство. Экспозиция "Колокола и колокольчики", открытая на базе Центра, позволяет своей интерактивной частью, простотой и лаконичностью заинтересовать все больше и больше людей.

В программу Центра входит проведение экскурсий по экспозиции, мастер-классов, колокольных концертов, конференций кампанологов, фестивалей.

Отдельно хочется выделить три направления работы:

– организация Ростовской школы колокольного искусства позволяет пополнять кадры как христианских общин, так и музеев, имеющих колокола. Она сформирована на уже имеющейся базе, в которую вошел весь накопленный материал по Ростовской звоннице и Ярославской школе звонарей. Первый набор 2016 года состоял из ростовских звонарей. В этом году предполагается набрать учащихся из разных регионов России.

– создание ежегодной комиссии по осмотру и изучению колоколов Соборной звонницы Ростова Великого. В нее вошли российские и зарубежные специалисты, в том числе научные сотрудники музея «Ростовский кремль», историки, литейщики, акустики, звукорежиссеры, музыковеды и звонари. Специалисты оценивали состояние колоколов, их креплений, креплений языка, состояние балок. Производилась акустическая фиксация каждого колокола.

С 2001 года Успенский собор и звонница переданы Церкви, а колокола являются фондовыми предметами музея. Существует огромная опасность потерять колокола. Поэтому было принято решение разработать рекомендации по эксплуатации колоколов.

– возобновление традиции Пасхальной звонильной недели в этом году нашло широчайший отклик среди звонарей и настоятелей храмов и монастырей


По моему мнению звоны должны звучать!

Преимущество нашего времени в том, что сейчас есть возможность записать звук, тиражировать. Благодаря фиксации звучания на носитель многие люди могут услышать колокольный звон ростовской звонницы даже не выходя из дома.



III.Заключение

Я вам назвал несколько позиций среди числа многих других, которые, по моему мнению, убедительно звучат для того, чтобы ростовские звоны были включены в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Предлагаю вам проголосовать. Представьте, что вы сейчас решаете судьбу ростовских звонов. Достойны они включения в Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО?

Автор
Василий Садовников
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе