Татищев Погост в Ярославской области. В поисках заботы барина о простых людях.

На обратном пути из Ярославля, уже в сумерках, мой прибалтийский товариз Кац предложил заехать в село Татищев Погост.

Мы свернули с Ярославского шоссе севернее Ростова, у станции Семибратово. По дороге попался указатель на "Музей Баклуши", то есть - ложкарного дела, так как "битьём баклуш" называлось расщепление поленьев на заготовки для деревянных ложек.


Помню, как в 2014 году в печальных пейзажах Ярославщины я восхищался обилием таких вот мелких музеев. Подобное я прежде видел в Прибалтике, и музейчик в каждом селе - это что-то очень бюргерское и цивилизованное... Увы, реальность оказалась прозаичнее: просто в Ярославской области как-то спустили разнарядку - в каждом крупном населённом пункте организовать какой-нибудь тематический музей! В итоге музеев тут теперь и правда огромное количество, но большинство из них мало кто видел открытыми. Показательно, что на викимапии указатель музея баклуши отмечен, а сам музей - нет.

Татищев Погост оказался совсем небольшим селом, по виду скорее деревней, но с роскошным храмом посередине. Как и у всякого, наверное, выходца с Урала, у меня название села вызывает когнитивный диссонанс: вокруг Татищева Погоста должны быть поросшие пихтой увалы, тихая речка со скалами у берегов да далёкие трубы заводов... Но когда псковский дворянин Василий Татищев закладывал Пермь и Екатеринбург, его фамилия существовала уже не первый век - Татищевы происходили от одной из ветвей Рюриковичей и разные ветви этого рода проникли во все конца Необъятной. В 1618 году ростовский воевода Юрий Татищев отличился в Московском осадном сидении - последнем крупном бое Великой Смуты, закрепившем её итог: Россия проиграла - но выжила. Год спустя Татищев получил в поместье село Погост-на-Луте, из названия которого фамилия хозяев постепенно вытеснила название реки.


Всё, что осталось ныне от их усадьбы - это Сергиевский храм. Его центральная часть в виде огромной ротонды была освящена в 1810 году, а трапезную и колокольню к ней пристроили в 1851-м. Но обе стороны имеют необычные детали - изогнутые колонны входа и главку в виде царской короны:

Самым известным из ярославских Татищевых был Дмитрий Павлович Татищев, известный дипломат начала 19 века, и на ветхом кладбище у алтаря - его могила (1845):


Внутри у храма, пишут, красивое гипсовое убранство, но мне его увидеть не довелось. Да и в упадке этот храм не с советских времён, а дольше. Дмитрий Татищев умер бездетным, а его племянник - молодым. Осталась лишь племянница Мария Эйхлер, и Эйхлеры владели тут землёй до самой революции. Землёй, а не усадьбой, так как барский дом в Татищевом Погосте не в наши дни рассыпался от бесхозности, не при Советах был разобран на кирпич для коровников, и даже не в 1905 году сожжён восставшими мужиками. Усадьба погибла в 1832 году при обстоятельствах весьма своеобразных...


В 1820-х годах Дмитрий Татищев на свою голову переселил сюда несколько десятков крестьян из другого имения - Вичуги в Ивановской области. Крестьяне оказались староверами, да не просто староверами, а редкого Аристова согласия.

1800 году в Федосеевском согласии, этом радикальном крыле беспоповства, затеял дискуссию с духовенством петербургский купец Василий Аристов, который считал, что надо больше радикальности! К 1810 году, поняв, что федосеевцы его доводом не внемлют, он понял - и эти продались Антихристу! Радикалы из радикалов, аристовцы отрицали любые контакты с государством, воинскую службу считали смертным грехом, и полностью отказались от института брака. Единственным "храмом" аристовца была одинокая медная иконка, которую каждый носил за пазухой и молился в уединении. Смерть же у аристовцев не считалась горем - ведь при таких строгих нравах было очевидно, что каждый аристовец попадает в рай!

В общем, другие крестьяне Татищев Погост обходили стороной, а в 1832 году один из аристовцев решил отомстить барину-еретику за переселение без спроса и поджёг село. Пожар уничтожил большую часть изб и барскую усадьбу. Восстанавливать имение Дмитрий Павлович задумал из кирпича, да только что-то затянулось, и не построили в Татищевом Погосте ни каменных изб, ни нового дворца. Однако эскизы "образоцовой" (то есть серийной) каменной избы сохранились у местного старожила Брусенина, и в 1910 году кто-то из его потомков построил весьма необычный для русской глубинки дом:


Искали Образцовый дом мы долго, пока не догадались спросить дорогу у местных по фотографии из Жёлтого путеводителя. Стоит дом у речки на высоком берегу, за деревьями примерно на одной линии с вот этой сосной, которая в свою очередь хорошо видна с моста:

Внизу ещё один довольно странный дом - образец уже современного творчества:


С холмов видна заповедная ярославская даль:


Автор
Субъективный путеводитель
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе