Талант, толерантность, технология

На вопросы «РР» ответил главный архитектор Барселоны и один из самых известных урбанистов современности Хосе Асебильо Марин

Удобный мегаполис — это возможно?

Мегаполис не рождается из соображений удобства. Мегаполис основывается на идее, что большая городская масса обладает большей эффективностью. Отчасти это верно, но… Я думаю, что в ближайшем будущем мы продемонстрируем преимущества маленьких и средних городов. Качество жизни в них будет выше: эти микрополисы смогут лучше осуществлять все функции города и предоставлять жителям больше возможностей. И все же мегаполис и удобство — понятия вполне совместимые. Манхэттен является хорошим примером того, как удачно сочетаются большой размер города и качество городской жизни.

Оправдала ли себя стратегия Ле Корбюзье «город — машина для жилья»?

С начала XXI века город является в основном социально-технологическим предприятием. Именно технологии имеют здесь первостепенное значение. Талант, толерантность и технология — это те условия, которые мы считаем необходимыми для создания нового творческого городского сообщества.

Как формируется правильное современное градостроительное мышление?

Сейчас более 50% населения земного шара живет в больших городах. Это значит, что именно город несет ответственность за стабильность всей планеты. В центре нового урбанистического сознания должен стоять именно актуальный экологический дискурс. Это значит, что всем городам, и особенно глобальным, придется отказаться от чрезмерной эксклюзивности. Знаковая архитектура должна раствориться в очень многообразном, но все же типовом строительстве. Мы должны обратить особое внимание на формирование плотной ткани города и эффективного городского организма.

Каковы критерии качества, с которыми подходит к мегаполису современная градостроительная наука? 

Каждый градостроитель имеет свою теорию мегаполиса. Я считаю, что существует четыре критерия, по которым должна оцениваться городская модель ближайшего будущего: во-первых, высокая компактность городской среды, во-вторых, ее большая интенсивность. И то и другое позволит уменьшить давление города на природное окружение. В-третьих, должна появиться новая городская культура, способная адаптировать и объединить крайне разнообразную социально-этническую среду. И, наконец, в-четвертых, должен быть создан новый, более эффективный городской организм, который будет в состоянии обеспечить устойчивость городской энергетической системы и транспорта. 

Как территориально будет развиваться город? Будет ли он расти? 

Самая важная тенденция ближайшего будущего состоит в ограничении городской территории. Надо любой ценой минимизировать захват свободных земель и сельскохозяйственных угодий. Эффективность города как сложной системы будет зависеть не от территориального расширения. Все будет упираться в эффективность обслуживающей сети. Этого легче достичь в раздробленных на множество самостоятельных центров фрагментированных агломерациях, то есть на больших территориях целых регионов, не ограниченных границами города. Монолитные и жестко централизованные города будут сильно проигрывать.

Как цивилизованно можно решить проблему транспорта?

Самой устойчивой кажется такая модель: одна треть — частные легковые автомобили, треть — общественный транспорт и треть — пешеходы. В этой модели в ближайшее время еще сохранятся виды транспорта «по предложению» (метро, трамвай, автобус), то есть с жестким расписанием, фиксированными остановками и маршрутом, что было характерно для индустриальной эпохи. Однако параллельно необходимо вводить новые виды транспорта — «по вызову» (такси, велосипеды). Такой транспорт без фиксированного маршрута удобен для небольших расстояний. С его помощью можно разрешить проблемы мобильности в, казалось бы, хаотичном постиндустриальном пространстве. 

Возможны ли такие проекты в России?

Новая идеология компактности и интенсивности городской среды, новой культуры и эффективного городского метаболизма может быть использована на любых территориях. В случае с Россией надо понимать, что модели, унаследованные от прошлого, обладают множеством недостатков. Советское градостроение четко разбивало город на зоны, отделяя жилую часть от деловой. Такой городской среде не хватает сложности и вариативности, у нее слишком низкая плотность, она очень однообразна. Это значит, адаптировать такие города к новым глобализационным процессам будет трудно. 

Какие градостроительные стратегии позволили бы решить проблемы Москвы?

В отличие от многих моих коллег, я твердо верю в будущее Москвы как одной из мировых столиц. Сегодня между Лондоном и китайским побережьем нет ни одного мегаполиса, способного претендовать на этот статус. Москва должна стать столицей для всей огромной территории Евразии, которая сегодня производит большую часть энергоносителей мира. Москва должна стать мощной и современной городской агломерацией. У таких агломераций есть преимущества, но есть и недостатки. Скажем, Детройт, мегаполис на базе автомобильного производства, к концу ХХ века практически опустел. Так что неконтролируемый количественный рост городов должен быть заменен их качественным развитием. Постоянный рост Москвы без соответствующей транспортной политики представляется весьма рискованным. Нужно срочно вводить новые виды транспорта «по вызову». 

Какие градостроительные стратегии использовались и будут использоваться в реконструкции Барселоны?

Все эти стратегии можно свести к четырем основным пунктам: во-первых, создание большого количества общественных пространств (площади, улицы и парки) для увеличения функциональности и идентичности города. 

Во-вторых, мы пытаемся преобразовать устаревшие промышленные районы в новые инфраструктуры, удобные для развития новых технологий и творческой деятельности. В-третьих, мы устанавливаем новые правила игры для всех городских проектов, особенно крупномасштабных. Государственный сектор должен работать в партнерстве с частным. Частный сектор имеет право инвестировать и получать прибыль, а государственный сохраняет за собой право управлять процессом, чтобы обеспечить социальный характер каждого городского проекта. В-четвертых, мы стараемся сохранить преобладание урбанистического проекта над планом. Дело в том, что в современном мире, не только в Барселоне, город должен трансформироваться, а не просто расширяться. Только новый город появляется в соответствии с генеральным планом. Но когда город уже есть и должен видоизменяться в соответствии с вызовами времени, необходимо использовать методы городского проектирования, а не планирования.

Сможем ли мы повторить опыт Барселоны?

Все города мира имеют одни и те же проблемы, но решать их надо в каждом случае по-разному. Для каждого конкретного города очень важно правильно осмыслить и интерпретировать то, что мы называем «glocal» — взаимодействие между локальным и глобальным подходами. Надо ясно понимать, что в новых условиях между ними не может быть никакого противоречия. Местные локальные особенности должны быть сохранены, но переосмыслены в соответствии с новой идеологией. Сейчас, например, мы разрабатываем градостроительный проект Универсиады-2013 в Казани. Мы строго следуем всем упомянутым мной критериям современного города, но планировочные решения в Казани совсем другие. Мы учитываем все условия местного культурно-традиционного контекста.

Хосе Асебильо Марин

Эксперт
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе