С Новым годом, старая усадьба!

При всём богатстве исторического наследия Ярославля памятников XVIII – начала XIX веков сохранилось совсем немного. Тем более усадеб – их буквально единицы. Одна из них – усадьба Коковцевых на территории нынешнего Суздальского посёлка. Состояние её, конечно, плачевное, но недавно в её судьбе произошли важные перемены.

Комитет по управлению муниципальным имуществом (КУМИ) передал часть помещений главного усадебного дома в аренду Ярославскому отделению Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПиИК). Фирма «Стройреставрация», которой руководит известный ярославский специалист Вячеслав Сафронов, начала работать над проектом реставрации и приспособления усадебного дома.

Следы былого великолепия видны и в анфиладе комнат и особенно со стороны примыкающего к дому сада. Ажурный, старинной ковки балкон и следы ещё одного такого же. Лепной декор: из круглых медальонов смотрят не то львиные, не то медвежьи морды. Глубокие ниши явно предназначены для стоявших когда-то в них скульп-тур. Особенно хороша усадьба оказалась летом, когда я увидела её в первый раз. Сад переходит в парк с каскадом из трёх перетекающих друг в друга прудов, с крошечным островком посреди одного из них и таким живописным видом на усадебный дом, что рукотворное происхождение этой красоты уже не вызывает сомнений. В XVIII веке знали толк в ландшафтной архитектуре.

«Северный край» писал об этой усадьбе несколько раз, впервые – три с половиной года назад («Тайны старой Суздалки», 19 сентября 2006 г.), наши историки заинтересовались ею ещё раньше. Первые сведения об усадьбе, которая до недавнего времени относилась к территории Новосёлок, были собраны Натальей Землянской и её студентами из Демидовского университета. В течение нескольких лет историю усадьбы изучали Ольга Островская и Наталья Рожде­ственская из отдела рекон­струкции исторической застройки мэрии.

Корни этих владений уходят далеко в глубь времён. Считается, что Коковцевы (раньше писали Коковцовы) – очень давние, а возможно, и первые их владельцы. По данным Натальи Землянской, в 1787 году Николай Иванович Коковцев заказывал два дома известному ярославскому архитектору Левенгагену, один из них, как значится в обнаруженном ею документе, «на Московской дороге». Этот дом или нет – неизвестно, но ведь похоже.

Следы дворян Коковцевых можно встретить и в ярославской, и в российской истории. В конце XVIII века Николай Иванович Коковцев был председателем Ярославской палаты гражданского суда и одним из трёх чиновников, при участии которых с разрешения ярос­лавского наместника Мельгунова начал печататься первый в России провинциальный журнал «Уединённый пошехонец».

Примечательна судьба его сына Николая Николаевича. Запись о его рождении имеется в метрической книге церкви соседнего села Лучинского – оно рядом, через поле. Начав в 1812 году военную службу семнадцатилетним корнетом, Николай Николаевич участвовал в европейских освободительных походах, дошёл до Парижа и вернулся в Россию, где дослужился до полковника.

Память о войне 1812 года свято чтилась в семье. Пол в церкви села Лучинского был устлан чугунными плитами с отлитой на них датой – 1812 год. Вряд ли это случайно. Несколько таких плит сохранились во дворах местных жителей до сих пор.

Один из Коковцевых – граф Владимир Николаевич после убийства Столыпина с сентября 1911 по январь 1914 года был председателем Совета Министров и одновременно министром финансов России. Во время Первой мировой войны и вплоть до 1918 года он – крупный банковский деятель. С ноября 1918 года жил во Франции, умер и похоронен в Париже в 1943 году.

Последними Коковцевыми в Новосёлках были Александр Николаевич с женой Анной Михайловной, у которых усадьба была конфискована. После них в доме была библиотека, в 1919 году в нём квартировал резервно-территориальный полк, ещё позже размещался детский сад. Постепенно часть дома превратилась в коммуналку, которая здравствует до сих пор. Другую часть до последнего времени занимал филиал клуба «Радий» – именно она и передана сейчас в аренду Ярославскому отделению ВООПиИК.

Вячеслав Сафронов, избранный недавно председателем местного ВООПиИКа, – автор проектов реставрации многих ярославских памятников, в том числе Спасо-Преображенского монастыря и художественного музея, достаточно известен в городе и рассчитывает на интерес к проекту реставрации дома Коковцевых со стороны инвесторов. А пока состоялась своеобразная презентация. Для знакомства с домом ВООПиИК пригласил в канун нового года гостей.

В доме оказалось тепло, очень чисто, уютно. Внутри тяжёлое инженерное состояние помещений, спрятанное за картинами, деревянными панелями, ковриками, не так заметно, как снаружи. В самом большом зале – пианино и много народа: активисты

ВООПиИК, краеведы, архитекторы, представители мэрии и администрации Фрунзенского района, участники различных общественных организаций.

– Сегодня здесь собрались друзья усадьбы, – сказал, открывая вечер, Вячеслав Сафронов. – На наших глазах в городе рождается новый культурный центр. Перед нами настоящая аристократическая дворянская усадьба. Сохранились её планировка, элементы интерьера, возможно, росписи. Рядом с помещением, где мы сейчас находимся, два овальных зала, один из которых отделан искусственным мрамором. Такая технология применялась для отделки кремлёвских дворцов в Москве, Павловского дворца под Петербургом, это большая редкость.

По словам Сафронова, он уверен, что после надлежащего благоустройства дом, парк, пруд могут стать любимым местом отдыха для жителей не только района, но и всего города. Средства Москвы несоизмеримы с теми, которые может себе позволить Ярославль, но по своему качеству эта усадьба достойна тех вложений, которые делаются в последнее время в такие московские усадьбы, как Люблино, Кузьминки, Царицыно. Так что для нас они образец, на которые наши специалисты намерены ориентироваться.

– Усадьба Коковцевых – это пример замечательной культуры XVIII века, – продолжил он. – Надеюсь, что финансовые возможности для её восстановления появятся уже в ближайшее время. Мы рассчитываем и на инвесторов, и на ярославские власти. Планируем создать попечительский совет. Будем вести поиск различных источников финансирования, не исключая при этом возможности привлечения федеральных, что теперь с изменением статуса усадьбы вполне возможно.

В числе гостей в тот вечер были и жители пятого микрорайона, на территории которого волею судьбы оказалась старая усадьба. Отстаивая её будущее, они проявили завидную активность. Письма в защиту родового гнезда Коковцевых шли во все ярославские властные инстанции, одно из них было направлено в Москву, в государственную комиссию по подготовке к 1000-летию города с просьбой включить реставрацию усадьбы в план мероприятий по подготовке к юбилею Ярославля. В полной мере это, к сожалению, не удалось, но Москва, видимо, всё-таки замолвила за усадьбу словечко, и первый шаг сделан.

– Думаю, жизнь тут возродится, – поделился своими надеждами начальник отдела комитета управления муниципальным имуществом Александр Ершов. – Хотя расселение дома требует времени, начало положено. Руководство города настроено на реальную поддержку. К сентябрю 2010 года этот дом вполне может стать объектом для посещения.

Свою лепту готовы внести и жители Фрунзенского района, чтобы достойно представить старую усадьбу гостям Ярославля в дни празднования 1000-летия. Хотя ясно, что о настоящем возрождении усадьбы пока можно только мечтать. И всё-таки...

– Гости пришли и ушли, а жители остаются и являются по первому зову. Равнодушных у нас нет, – уверяет общественный директор дома Надежда Комарова, которая сама живёт в здешней округе. – Вокруг ведь такая красота, только запущенная, неухоженная. Ещё два года назад в кустах по дороге к усадьбе жил соловей. Кусты уничтожили строители. Но, может быть, после того, как здесь появится благоустроенная парковая зелёная зона, соловей к нам снова вернётся?

И всё-таки по-настоящему спасти старую усадьбу может только полноценная реставрация. А это значит – серьёзные деньги и серьёзные исследования, комплекс противоаварийных инженерных работ, тончайшая работа архитекторов, ланд­шафтников, искусствоведов, реставраторов. Даже при самом благоприятном течении событий это произойдёт не сразу.

Тем не менее хочется, чтобы всё это время усадьба не пустовала. И она уже не пустует. Из тесного подвала сюда приехал коллективный член ВООПиИКа Шереметьев-центр во главе с неутомимой Ниной Павловной Кузнецовой. Нашлось место детской художест­венной студии под руковод­ством Тамары Петровны Щукиной, мастерской прикладного искусства.

Удался и вечер, о котором наш рассказ: с фортепьянным дивертисментом Геннадия Соколова, с прекрасными голосами вокалистов Эмиля Шмулевича и Татьяны Огородниковой. С Новым годом, старая усадьба!

P.S. Материал уже был подготовлен к печати, когда раздался звонок из Парижа. Нине Павловне Кузнецовой звонил Пётр Петрович Шереметев. Посетовав, что его не пригласили на новоселье, он сказал, что приехал бы обязательно, поскольку фамилия Коковцевых ему хорошо знакома. Последний из Коковцевых Жерар Патрик де Флюгер живёт во Франции. Могила Владимира Николаевича Коковцева находится на известном кладбище Сент-Женевьев-де-Буа, а отпевал его Борис Старк, которого знают и помнят в Ярославле.

Северный край

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе