Прямая речь: Финский урбанист — о том, чем заполнить старые промзоны

Кари Халинен участвовал в обновлении постпромышленного района Арабианранта в Хельсинки и создании нескольких кластеров. The Village он рассказал, зачем обществу такие образования и с чего начинать.

Превратить увядающую промзону в лофт — предложение, которое последнее время стараются выдвигать всё чаще. В Москве работает Artplay, «Красный Октябрь», «Винзавод» и «Флакон», в основном это частные инвестиционные проекты. Петербург ищет место под творческий кластер на бывших заводах и производствах с подачи города, а Киев только обдумывает появление таковой на Выдубичах. Для того, чтобы превратить неблагополучные микрорайоны или заводские кварталы в приятное и полезное место, нужен чёткий план и исследование того, что нужно людям и чем такое пространство можно заполнить. The Village обсудил этот вопрос с урбанистом-практиком Кари Халиненом и узнал, чем заполнять креативный кластер и по чьей инициативе он должен появляться.

Кари Халинен

ДИРЕКТОР КОМПАНИИ

ART AND DESIGN CITY HELSINKI

Кари Халинен руководит компанией, которая на протяжении десяти лет занималась девелопментом неблагополучного района Арабианранта в Хельсинки. К началу XXI века производство перенесли, а район был известен огромным количеством бездомных. После того, как над территорией поработала команда Халинена, её стали называть лабораторией жизни.

Иностранный опыт

По всему миру креативные кластеры создают себя сами в старых фабриках или заброшенных строениях. Обитателями помещений становятся те, для кого важнее всего низкая стоимость аренды: художники, музыкальные коллективы, кинопродюсеры. Только в условиях низкой аренды они могут заниматься своим небольшим делом. Известно множество случаев, когда заброшенные фабрики были полностью преобразованы руками творческих деятелей, а затем заселены бизнес-проектами, сопряжёнными с культурой.

То есть государство и бизнес не знали, чего они хотят от этих площадей, а молодые активисты знали. И только со временем ими начали интересоваться более влиятельные организации, способствующие дальнейшему развитию территории. Это быстро стало трендом в европейских городах, где производства выводят за город. Заброшенные или закрытые помещения привлекательны также своей историей. Для дизайнеров и музыкантов неважно, в каком состоянии пол или стены, их привлекает «бардак», в котором они могут создать нечто своё.

Начинка

Нигде в мире нельзя создавать кластер без учёта потребностей и интересов критической массы населения. Это должно быть что-то простое и недорогое, что сможет позволить себе средний потребитель. То есть заполнять пространство галереями с малопонятным искусством, купить которое уж точно никто не сможет, ошибочно. Формат должен быть понятен всем или многим, так что пресловутые галереи и ворк-шопы — это не единственное, о чём нужно думать.

Например, в Хельсинки здание, в котором совсем недавно была скотобойня, преобразовали в многоуровневый рынок с фуд-кортом Abattoir. До этого долго думали и обсуждали, как заинтересовать и вовлечь в такой проект каждого жителя города. На тот момент в Хельсинки почти отсутствовали заведения общепита с невысокими ценами и понятным простому горожанину форматом. Поэтому создать недорогой разноформатный рынок было неожиданным, но очень нужным решением. Учли интересы всех национальностей, населяющих Финляндию: сделали кафе не только с финской едой, но и с индийской, пакистанской, китайской. Один из этажей отдали под экокафе, где блюда готовятся из выращенных неподалёку продуктов. Всё это живёт и эффективно работает.

Довольно перспективно использовать эти пространства как бизнес-центры для творческих индустрий, для малого предпринимательства, комбинирующего бизнес и хобби. Кроме этого, работая вместе, с другими смежными профессионалами, они всегда находятся в поле свежих идей.

Неважно, включает ли в себя кластер одно здание или целый комплекс строений, важна концепция и правильное зонирование — чтобы разные части помогали работать друг другу.

Город и бизнесмены

В одном из своих проектов культурного кластера мы создали партнёрство арендаторов и исключили из их рабочего процесса арендодателя, так как зачастую у него было недостаточно профессиональных знаний в этом деле. При этом в Хельсинки вся недвижимость находится в собственности частных лиц. В идеале стоит создать инициативную группу — частную общественную компанию, которая предложит долгосрочный проект для конкретного здания его владельцу.

Если концепт будущего кластера достаточно хорош, он обязательно заинтересует владельца строения своей долгосрочной перспективой прибыли, а значит он согласится дать деньги на реконструкцию помещения. В таком случае можно даже не прибегать к помощи местной администрации. Конечно, можно попросить поддержки у города или государства, но скорее всего это будет нематериальная помощь.

Проект Арабия в Хельсинки

Справка: Arabianranta — один из самых старых районов Хельсинки, частично город 500 лет назад начинался отсюда. Однако в эпоху промышленного подъёма пространство превратилось в окрестности самый крупной керамической фабрики в Скандинавии. После закрытия производства район считался неблагополучным. Несколько лет назад началось активное освоение территории, теперь здесь старая и новая Арабия. Рядом селятся студенты Aalto Univercity и владельцы дорогих таунхаусов на берегу залива.

Другое дело, когда городские власти решают самостоятельно создать культурный кластер, как сейчас происходит в Петербурге. Во-первых, нужно начинать с малого. Комплексные проекты — это хорошо, но неизвестно, что получится в итоге. У них может быть изначально неправильный посыл.

Работая над дизайн-проектом района Арабианранта, мы начали с нескольких зданий, чтобы понять, куда двигаться дальше. Мы не могли сказать сразу, чем именно стоит заполнять территории, так как нет универсального решения. В итоге в здание бывшей керамической фабрики перенесли Aalto University of Art and Design и вокруг него образовалась необходимая среда.

Нельзя строить проект опираясь лишь на теории и собственные взгляды. Имеет смысл провести исследование и узнать, что будет интересно людям — результаты могут быть удивительными, и удачной может стать самая неожиданная концепция. В Петербурге сейчас думают, что сделать со старым изолятором «Кресты». Для него как раз есть отработанная и достаточно очевидная схема — пусть сделают там экоотель. В Финляндии аналогичный проект стал очень успешным. Владельцы даже придумали акцию: бывшим заключённым номер предоставлялся бесплатно, если они были готовы заселиться в свою бывшую камеру.

Посетители

Нужны ли кластеры людям — это самый сложный вопрос. То, каким был первый созданный нами кластер, и то, сколько форматов он поменял с 1995 года, говорит о том, что всё больше людей нуждаются в подобных пространствах. Раньше это были только художники, а сейчас — молодые бизнесмены от искусства и разные городские активисты. Кластеры и креативные пространства помогают творчески мыслящим людям превратить своё хобби в дело, приносящее прибыль.

Редакция выражает благодарность за участие в подготовке материала организаторам IV ежегодного форума «Будущий Петербург — 2012. Запрос на изменения» — РБК и «Петербург 3.0».

Даша Копылова

The Village

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе