Отольется кошке петербургский подвиг

Нужны ли ярославцам многометровые истуканымонументы и почему в нашем древнем городе совсем нет уличной скульптуры, которая заставляет улыбнуться и поднимает настроение?

Туристы из других российских городов сразу замечают одну особенность нашего города. «У вас совсем нет памятников», – удивляются они. При этом Ленин на Красной площади, Федор Волков и Ярослав Мудрый в расчет не идут – таких истуканов, в чемто неуловимо похожих один на другой, полно в любом городе. А вот своей «изюминки» – скульптуры, к которой захотелось бы подойти, рассмотреть ее поближе, сфотографироваться рядом с ней, да просто улыбнуться – такого в Ярославле нет. 

Хотя первый шаг (он же пока и последний) уже сделан: в прошлом году на проспекте Ленина установлен памятник Постовому работы скульптора Елены Пасхиной. Не многометровый, не пафосный, не давящий на зрителя своими размерами – а добрая и забавная скульптура. Для сравнения: в Ижевске, например, установлен монумент... сантехникам. В Воронеже – памятник котенку с улицы Лизюкова. В Москве – памятник сырку «Дружба», установленный у проходной завода плавленых сыров: ворона и лисица сидят, обнявшись, на пеньке и нежно прижимают к груди плавленый деликатес. 

В Ярославле, если и появляется идея украсить улицы города скульптурой – то это непременно будет нечто громадное, величественное и безликое либо удивительно унылое. И ни один из появившихся за последние годы монументов так и не снискал любви ярославцев. Скульптуру «Троица» на Стрелке народная молва метко прозвала «слизняками». Остряки тут же начали шутить – это губернатор, мэр и председатель областной Думы склонились над пустой чашей областного бюджета. Ярослава Мудрого на площади Богоявления окрестили «мужиком с тортом». Остались еще два каменных Ильича, памятник Федору Волкову – тоже, кстати, весьма неоднозначный, в народе прозванный «мужик в трико». Ну и Некрасов на Волжской набережной. Вот, собственно, и все. 

– Вообще наш город на удивление беден уличной скульптурой, ее у нас просто нет, – констатирует скульптор Елена Пасхина. – Почему так происходит? Помоему, у нас нет понастоящему заинтересованных в этом людей. Я, как профессионал, хожу по Ярославлю и вижу очень много мест, где можно было бы ее поставить. Неосвоенного пространства очень много. Город должен быть живым, в каждой зоне должны быть свои скульптурные композиции – в Брагине это могут быть более абстрактные вещи, в центре – декоративные, интересные и раскрывающие историю. 

– Уже готов эскиз памятника ярославскому расторопному мужичку, – в натуральную величину, с котомкой за плечами. Вопрос только в том, кто выделит средства на его изготовление и установку. Также есть идея – поставить памятник Семье. Наподобие старой фотографии конца 19 века – отец, мать, маленькие детки за круглым столом, рядом собака, кошка. Проект может быть очень интересным, уже и спонсор намечается. 

Так, может, откажемся от помпезного памятника Тысячелетию, который поражает своими размерами и пафосом, а главное, многомиллионными затратами, и украсим улицы доброй, забавной, оригинальной скульптурой, сделав его уютным и добрым? А главное, на серьезном, мудром и порою мрачном лице нашего древнего городастарца наконецто появится юношеская улыбка. 

Но думать тут надо быстрее. И идеи, которые могли бы стать «изюминкой» Ярославля, успешно воплощают по всей России. Например, журналист и общественный деятель Валерий Горобченко давно выступал с идеей установить в Ярославле памятник Антилопе Гну. Ведь прототипом литературного героя Адама Казимировича Козлевича был не кто иной, как житель нашего славного города и в то же время чехословацкий подданный Иосиф Карлович Сагассер. Это с ним, основателем «таксодела», во время своего приезда в наш город случайно познакомился фельетонист газеты «Гудок» Евгений Петров. – Это памятник всем автолюбителям и предпринимателям, которые в нелегких условиях российской действительности оказывают транспортные услуги населению. Наконец, это памятник всем работникам отечественного автомобилестроения, – считает Валерий Горобченко. Но вот стоит уже памятник Антилопе Гну в Екатеринбурге и Одессе, хотя, казалось бы, ярославцам сам Бог велел. 

А «КараванРОС» предлагает установить памятник ярославским кошкам, которые во время блокады спасли Ленинград от полчищ крыс. «Мяукающая дивизия» ярославских дымчатых кошек под надежной охраной прибыла в четырех вагонах в осажденный крысами город, а к концу блокады все подвалы были уже освобождены от «захватчиков». В Петербурге памятник ярославским муркам уже поставили, а на родине както не озаботились. Предлагаем исправить несправедливость – отлить в бронзе фигурку кошки в натуральную величину и установить ее на улице Кирова. 

Прямая речь 

Екатерина Змеева,артдиректор центра современного искусства «Арс» 

Есть официальная сторона, памятники, которые ставит государство. Они монументальны, традиционны. А с другой стороны есть нечто маргинальное, то, что выплескивается из простых людей. Грубо говоря – это то же самое граффити. Но это крайность, а вот золотой середины у нас в Ярославле пока, к сожалению, нет. Ведь помимо того, что такая скульптура вызывает некую обывательскую сентиментальность, придает городской среде уют – она привлекает потребителя. Многие ставят такие забавные памятники рядом с ресторанами, рядом с магазинами. 


Наш опрос 

Какие памятники вы хотели бы видеть в Ярославле 

Медведю 

Местным разгильдяямчиновникам 

Теще 

Памятник пенсионерам 

Памятник торговцам 

Памятник убитым ярославским дорогам 

Ольга Демидова

Караван-Рос

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе