Новые герои: Святослав Мурунов, продюсер фестиваля «JazzMay»

Мы продолжаем рассказывать о том, как люди меняют городское пространство к лучшему самостоятельно, не дожидаясь, пока эти перемены произойдут сами собой или их не устроят высшие силы.

Сегодня речь пойдёт о горожанах, которые решили благоустроить не двор, не парк и не бульвар, а, посягнуть, ни много ни мало, на представления обывателя о целом городе. О людях, деятельность которых находится где-то на стыке урбанистики, дизайна, сити-брендинга и даже event-менеджмента одновременно.

Если попытаться открыть статью о городе Пенза в википедии или каком-нибудь печатном энциклопедическом издании, то увиденное нами мало будет отличаться от статей о других провинциальных областных центрах. Географическое положение, краткая история, учебные заведения. Как часть наследия советской эпохи — автобусы и троллейбусы, железная дорога, промышленность.

За рамками этой сухой информации угадывается и другая часть этого наследия — типовые панельные микрорайоны, ограниченная недостатком разнообразия и стенами типовых железобетонных ДК культурная жизнь… Словом, то, что принято называть «серость».

Пенза. Источник фото – http://bigcatalogphotos.ru/

Хемингуэй говорил, что город Париж — это праздник, который всегда с тобой. А что у нас там с праздниками в провинции?

Каким мы представляем себе праздник в среднестатистическом российском городе? Наверное, здесь будет справедливо продолжить ту логику, что там, где не Москва и не Питер, всё одинаково. Утром — скучные речи официальных лиц у, скажем, памятника Ленину. Днём — концерт на центральной площади города, назовём её площадь Ленина. А вечером — народные гуляния и фейерверк.

По утверждению продюсера фестиваля «Jazz May» в Пензе, Святослава Мурунова, само существование всех этих закоренелых стереотипов породило в умах группы единомышленников из Пензы мысль об изменении формата проведения массовых торжеств в одном отдельно взятом провинциальном городе.

Нам легко провести в своём сознании такие параллели как «Тула» — «самовар», или «Тольятти» — «автомобили». А как насчёт «Пенза» и «джаз»? Звучит дерзко, не так ли?

В городе Сасово Рязанской области, что недалеко от трассы Пенза-Москва, стоит единственный в России памятник упомянутому чуть выше Эрнесту Хемингуэю — его возвели своими руками кубинцы, в советские времена обучавшиеся в местном лётном училище.

Часто ли людям приходится связывать в своём сознании нобелевского лауреата Эрнеста Миллера Хемингуэя и глубоко провинциальный город Сасово? А часто ли приходилось связывать Пензу и джаз, если вы, конечно, не были всю свою жизнь пензенским джазменом? Пожалуй, до появления Jazz May это были сопоставимые по неожиданности пары.

Пенза — это ведь далеко не Новый Орлеан и даже не Гарлем. Климат здесь суровее, тона холоднее. Но, по смелому замыслу организаторов фестиваля Jazz May, вместе со звуками музыки весна пришла в этот город надолго и всерьёз.


Фото: предоставлено организаторами

«Jazz May», который организаторы называют «альтернативным» (в смысле, выделяющимся из ряда привычных и приевшихся фестивалей), в этом году проводится уже во второй раз. Идея проведения городского события нового формата начала зарождаться в умах узкого круга единомышленников ещё в начале 2011 года. Довольно быстро выбор остановился на теме джаза. И, после того как весной того же года отгремел первый «Jazz May», стало ясно: потребность в городском событии со свежим, свободным и смелым звучанием у жителей Пензы — есть!

Фото: предоставлено организаторами

Как проходила подготовка

Любое мероприятие начинается с подготовки. По словам организаторов Jazz May, немалая часть этой значительной работы должна быть направлена на то, чтобы «на других посмотреть».

Перед тем, как давать жизнь своему фестивалю, они охотно присматривались к живущим и здравствующим старшим братьям: к столичным фестивалям «Усадьба Джаз», проходящим под Москвой и Питером; к провинциальному и самобытному «Джаз над Волгой» в Ярославле; наконец, к единственному в своём роде передвижному фестивалю «Джазовая провинция».

Впрочем, идеи для Jazz May черпались не только из российских джазовых фестивалей. И вообще, не только из джазовых фестивалей. По словам организаторов, в первую очередь им были интересны история и технология приготовления любых качественных мероприятий, и в этом плане отдельно приятно им было анализировать аналоги с Запада – эти принципиально иного качества, и у них всегда есть чему поучиться.


Фото: предоставлено организаторами

Любое мероприятие связано с решением ряда технических задач. Конечно, это довольно прозаично. Но хорошая проза, как говорил Хемингуэй, подобна айсбергу, семь восьмых которого скрыто под водой. Любое запланированное яркое событие всегда стоит на огромном массиве технических задач, которые нужно было бы выполнить, чтобы событие удалось, и это, в общем-то, неудивительно. Фундамент, на котором был построен Jazz May, был простым, но вместе с тем принципиально новым для места проведения фестиваля.

Как мероприятие, отвечающее требованиям времени, Jazz May был построен на основе свободного обмена инициативами, мнениями и предложениями. Концепция «проекта толпы», реализованная организаторами, явилась качественно новой для города площадкой для организации и проведения массовых мероприятий.

Оргкомитет фестиваля был постоянно открыт для любых инициатив и предложений, а это, в свою очередь дало дополнительный повод для взаимодействия различных творческих, инициативных, интеллектуальных сил Пензы. Несмотря на внешнюю очевидность этого условия, многим, очень многим оно было в новинку.

Предвестниками фестиваля стали пресс-конференции, акции в стиле флэшмоб, творческие встречи, музыкальные опен-эйры, запуск музыкального джаз-автобуса по городу и многое другое, что не осталось незамеченным. Организаторы постоянно обновляли афиши, которые можно было увидеть на улицах города и в сети Интернет. Они создавали группы в социальных сетях и регулярно обновляли новостную ленту сайта.

Фото: предоставлено организаторами

Какие люди были на сцене и за сценой Jazz May

Участников без преувеличения можно назвать элитой мировой джазовой сцены. Именитые и титулованные музыканты не только из России, но и из Австрии, Польши, Италии, США…

Программа фестиваля была расширена за счет создания смежных арт-пространств. Члены оргкомитета проводили лекции по истории джаза, мастер-классы музыкантов и фотографов, устраивали тематические видеоинсталляции и фотовыставки. Даже приглашённые фотографы внемузыкальной программы Гульнара Хаматова и Павел Корбут (авторы значительной части фотоснимков из этого материала) на момент проведения фестиваля являлись номинантами на премию именитой международной Ассоциации джазовых журналистов «Jazz Awards-2012» в категории «Фото года».

Безусловно, за такое созвездие приглашённых гостей организаторам пришлось расплачиваться гонорарами. Но, по словам организаторов, самое главное всё же осталось за рамками финансовых отношений. Эрнест Хемингуэй по этому поводу говорил, что если «зрелище захватывает тебя только из-за денег, значит, на него не стоит смотреть».

Неоценимый вклад в подготовку к фестивалю внесли и обычные пензенцы, ставшие волонтёрами (а по выражению организаторов фестиваля, даже «волонтёрами-друзьями») — людьми, которые не только с удовольствием выполняли организационные задачи, но и оказывались вовлечёнными во взаимодействие уже после мероприятий. Руками волонтёров были осуществлены организация арт-маркета, привлечение хэнд-мейдеров, проведение пеших экскурсионных прогулок в дни фестиваля, распространение информации в сети Интернет, расклейка афиш на улицах Пензы и решение множества других ожидаемых и неожиданных организационных проблем.

Инструментом для привлечения этих помощников на первых этапах были привычные социальные сети. Затем были встречи волонтёров и организаторов, взаимодействие и общение в процессе подготовки к нему, и, наконец, сам праздник. Который всегда с тобой, разумеется.


Фото: предоставлено организаторами

Кто пришёл посмотреть на Jazz May

Было бы странным предположить, что вновь организованный фестиваль джаза в не самом крупном российском областном центре будет пользоваться бешеной популярностью. Безусловно, по численности ни Вудстока, ни даже «Нашествия» на улицах Пензы не случилось.

Но каждый концерт и мастер-класс четырёх дней «Jazz May-2012» находил своего зрителя. Когда работала уличная сцена у Филармонии, на лужайке играли маленькие дети, а рядом на траве располагались их родители. Было много молодёжи. Были и представители среднего и старшего возраста. Люди, ожидавшие транспорт на ближайших остановках, разворачивались и с радостью присоединялись к числу слушателей. После занятий приходили студенты. Были и школьники. Было много разных людей, для которых джаз стал заданной темой, а сам фестиваль — поводом для встречи и общения. Новый формат неизбежно привлекал людей самим своим существованием. А если пытаться примерно обозначить основную аудиторию фестиваля, то ей, скорее всего, была прослойка активных (преимущественно, молодых) горожан, которые формируют пока новый для нашего общества спрос – спрос на город, удобный для жизни.

Фото: предоставлено организаторами

Чтобы удовлетворить этот спрос, в дни фестиваля город наполнился самыми свежими мировыми трендами: внутренняя среда города была оформлена в европейском стиле, в центре города легла ковром зелёная лужайка, а вокруг расположились велопарковки, система навигации на открытой площадке, эко-мебель от стульев до уличных дизайнерских беседок, разработанные кластером «КБР. Креативная экономика». В некоторых беседках можно было посидеть и отдохнуть, а в некоторых продавали сувенирную продукцию, разработанную тем же кластером.

По утверждению технологов КБР, их роль в организации фестиваля не ограничивается производством рекламной упаковки. Ценным был не столько сам факт креативной упаковки, сколько реализация новых интересных авторских проектов, которые на «Jazz May-2012» увидели все; увидели и оценили. Джаз лишь выступил в этом проекте заранее заданной темой. Весь творческий и событийный контент же при желании может быть перенесён в другую плоскость.


Фото: предоставлено организаторами

Легко ли было организовать такое событие как джазовый фестиваль в Пензе?

Пожалуй, нет.

Одной из первых перед организаторами встала проблема отсутствия приличных концертных площадок, которых в Пензе попросту не существует. Все более-менее подходящие площадки либо были слишком далеко от центра, либо не отвечают самым минимальным требованиям выступающих артистов, либо и вовсе имели неподходяще большие размеры по той причине, что являлись спортивными стадионами.

Выбирать было практически не из чего, и это были только первые трудности – впереди были ещё поиски спонсоров, поиски исполнителей, организация самих событий от приглашения музыкантов до производства мебели.

Трудные обстоятельства и ограниченные временные рамки практически вынудили организаторов расширить привычный формат городского праздника.

В условиях отсутствия подходящей площадки они развернули работу фестиваля сразу на в нескольких местах, работавших параллельно в разных концах города. Заблаговременно была организована серия нестандартных акций, которые анонсировали «Jazz May-2012». В рамках, пожалуй, самой яркой из этих акций по Пензе по свободному маршруту разъезжал джаз-автобус, который знакомил прохожих с программой выступлений и собирал будущих гостей музыкального фестиваля. Вот так и решались текущие проблемы.

Фото: предоставлено организаторами

Но основные трудности, по утверждению организаторов, состояли вовсе не в поиске площадок или поиске спонсоров. Основные трудности жили и живут в головах людей. Эти трудности состояли в том, что слишком многое количество людей приходилось убеждать, что, например, нет ничего плохого в выходе городского праздника за привычные и устоявшиеся рамки. Что совершенно необязательно играть праздник по закостенелому, рождённому ещё в СССР, сценарию, по расписанным по минутам выступлениям местных официальных лиц, музыкальных коллективов и ди-джеев. Что нет ничего плохого в том, чтобы застелить центр города газоном прямо по асфальту и пригласить людей гулять по нему босиком. Что бородатые саксофонисты могут играть музыку заокеанских чернокожих в российской провинции. Просто могут — и всё.


Фото: предоставлено организаторами

Увы, значительная часть потенциальных партнёров фестиваля оказалась не готова к импровизации — и так и осталась потенциальной, будучи уверена при этом, что это Пенза не готова к подобным мероприятиям. Но их позицию можно понять: вкладывать в новое и незнакомое всегда немного страшно. Посудите сами, разве ожидалось, что это мероприятие с непонятной лужайкой приедут открывать официальные лица на дорогих машинах? Разве ожидались, на фестивале-то джаза, выступления поп-коллективов, которые лидируют в чартах на популярных радиостанциях? Не говоря уже об отсутствии традиционных народных гуляний и полевой кухни с гречневой кашей. Успех фестиваля показал обратное: устаревают, как говорил дедушка Эрнест, не только ответы, но и сами вопросы. А не готовой к джазу оказалась вовсе не Пенза, а те самые несбывшиеся партнёры.

Фото: предоставлено организаторами

Чего удалось достичь

Даже побочные результаты события поистине впечатляют. Пенза увидела в действии ранее редкие и малочисленные велопарковки. Увидела доселе вовсе невиданные искусственные лужайки — организаторы фестиваля стали первыми в истории города лужайкоукладчиками-озеленителями. Они же и первыми расклеили на улицах Пензы QR-коды. Фестиваль стал поводом для разговора, его обсуждали, просили организаторов прислать фотоотчёты, задавали им вопросы о фестивале и его участниках. Приезжал даже Первый канал. Помимо Первого канала, на мероприятии присутствовали специально установленные контейнеры для раздельного сбора мусора, которые, к удивлению и горожан, и организаторов, наполнились в полном соответствии с указанной сортировкой.

Но, пожалуй, самое важное — Пенза приобрела опыт организации мероприятий в открытой городской среде; опыт организации мероприятия, на любом этапе которого каждый житель города может добавить к городскому событию нечто своё, вне зависимости от своего достатка и социального статуса. И это совершенно логично и правильно. Потому что решения у нас непростительно чаще остальных принимают богатые, а богатые, как говаривал Хемингуэй – скучный народ.

Станет ли в обозримом будущем «Jazz May» таким же толчком к развитию Пензы, какими стали в своё время для Перми выставки в Музее современного искусства? Превратится ли Пенза в представлении россиянина или иностранца в «место, где чисто и светло»? Эти вопросы устареют уже в ближайшее время. И это замечательно.

Святослав Мурунов. Фото из личного архива.

Инструкция: Как организовать подобный фестиваль в вашем городе?

1. Загореться идеей.

«Это, действительно, главное. Если организаторы и участники будут воспринимать своё участие в подобном творческом проекте как груз обязанностей – фестиваль не выйдет за рамки стандартной песенно-танцевальной программы. Очень важно чувствовать настроения людей, поддерживать их замыслы, не бояться пробовать и находить новые формы сотрудничества. Это и есть первый и, пожалуй, самый трудный шаг».

2. Определить формат и тему праздника

«Для нас «Jazz May-2012» равносильно существовал на многих площадках. Мы определили тему – джаз. Дальше она звучала на открытой площадке – зелёной лужайке у Филармонии, в библиотеках и концертных залах, на фотовыставках и улицах города, в многочисленных группах социальных сетей, на мастер-классах и семинарах. Контент фестиваля наполнялся звуками различных событий. И их всех объединила наша тема».

3. Определить команду организаторов

«Здесь важно не просто обозначить круг единомышленников, а определить их задачи. Каждый должен быть ответственен за решение своей творческой задачи. Как показал опыт, лучше сразу разбить оргкомитет на отдельные рабочие группы, внутри которых будут решаться свои вопросы. Не стоит ставить строгие рамки. Каждый участник должен быть открыт для диалога. Только так возможно сотворчество. Когда мы делали «Jazz May-2012», мы сразу определили фестиваль как «проект толпы». Каждый неравнодушный мог прийти на наши встречи, поделиться идеями или даже опытом, рассказать про то, что хочется увидеть зрителю, и насколько интересно будет звучать предложенная нами программа. В участниках оргкомитета были совершенно разные люди (от бизнесменов до студентов), которые, возможно, едва ли могли объединиться вместе, если бы не наш творческий проект. Но идёмте дальше».

4. Обозначить направления действия и сделать первые шаги

«Этот шаг должен определить конкретную реализацию творческих замыслов в проекте. Здесь необходим поиск спонсоров, диалог с органами власти, представителями бизнеса. Необходимо заявить о фестивале, представить его жителям города, постараться максимально привлечь внимание представителей соседних регионов и столиц».

5. Позаботиться о деталях

«После предварительного утверждения жизненного плана фестиваля, нужно работать над деталями. Это огромный труд множества специалистов. Можно много говорить о том, как следует вести ежедневную работу по подготовке подобных мероприятий. Но главное определяется в трёх пошаговых словах: идея, люди, средства. Причём средства – это не только финансовые ресурсы. Нужно всегда мыслить шире. Возможно, это и есть девиз всех творческих проектов?»

6. Просто работать

«Любой город – это его жители. Архитектура, дороги, удалённость от столиц и прочие факторы — это вторично. Всё определяют люди. Если всю жизнь сидеть на одном месте, ворчливо и бездейственно размышляя, что мол, Пенза — это не вам Москва, изменится, действительно, мало. И да, Пенза — это не Москва. Но, по сути, разница заключается в возможностях городов. В Москве их действительно больше».


Если каждый житель провинции осознанно поймёт, что всё, происходящее вокруг – это вывод собственного развития, личных стремлений и достижений, я думаю, изменится много. Не стоит безрассудно смотреть по сторонам, думая, что «у них там лучше». У «них там» там так же, как и у нас. Просто люди имеют качественно другое отношение, рождающее самоопределение «я — житель города!».

Георгий Федосов

 UrbanUrban

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе