Молодые заглянули за горизонт

Дискуссионной площадкой третьего фестиваля «Архитектура движения» стала развёрнутая в выставочном зале имени Николая Нужина экспозиция «Ярославль-3010» с проектными предложениями молодых авторов по развитию «древнего города, устремлённого в будущее». Красивый и бесспорный по сути слоган года 1000-летия не может однако скрыть реальных проблем развития исторического центра.

В Ярославле его судьбы всё больше зависят от вкусов богатых заказчиков, и об этом не раз писал «Северный край».


У молодых – свой взгляд на то, как от критики на словах переходить к делу. В завтрашний день заглянули вместе с ними наши корреспонденты.

Опечатки в названии выставки нет никакой, год дейст­вительно назван тот самый, что наступит ровно через тысячу лет. Замахнулись, так уж замахнулись. А что тут удивляться? Ярославцам привычно теперь считать историю тысячелетиями. Девиз всей выставки подсказал градостроительный эскиз Андрея Кремнёва под таким названием.

Только не стоит думать об устроителях и участниках фестиваля идей как о чудаках не от мира сего. О новом проекте «Три орешка для Золушки» архитектора и фотографа Андрея Кремнёва – в свой черёд. А вот авторы эскизной разработки «Велосипед в городе», студентки выпускного курса техуниверситета Дарья Смирнова и Юлия Латыпова (они на снимке), прежде чем сесть за чертежи, обсудили остроактуальную для Ярославля проблему, опросив в социальной сети... шестьсот собеседников.

Видим, вовсе не с потолка брали подруги свои предложения для тех, пока что, наверное, несбыточных времён, когда велосипедист наконец-то почувствует себя в городе комфортно, а не как сейчас пасынком на проезжей части улицы, где полновластные хозяева у нас водители авто (именно об этом была наша прошлогодняя сентябрьская публикация «Дорогу гомовелосипедикусу!»).

Сразу отдадим должное Дарье и Юлии: работу делали они по вдохновению, на чистом интересе, как объяснили в один голос они сами, «из любви к родному городу и уважая велосипед». Даже отложили на время преддипломные труды.

Включаем фантазию, «садимся» на велосипеды и вперёд, по городу будущего. Там на автомобильных трассах размечены велодорожки, там предлагают нам выбор из трёх маршрутов под условными названиями «городской», то есть деловой, и «лесной», то есть дачный, по тверицким и загородным лесопаркам. Третий маршрут – «речной». Он проложен по берегу Волги в сторону центра. Как подобает тем самым людям из рода «гомовелосипедикус», авторы проверили этот последний маршрут на местности – не раз ездили из «спального» Брагина, где обе они живут, до Стрелки.

До мелочей продуман у них дорожный сервис. Компактные гаражи – во дворы, временные парковки в пути – у деревьев, окружённых металлическими каркасами. Машина закрепляется в них с очевидной экономией пространства – вертикально. Придуманы хитрые лифт-подъёмники, чтобы прямо в седле, как на эскалаторе, можно было подняться, допустим, на эстакаду моста.

Хорошо бы теперь оценить старания и профессионализм студенток экспертам. Эскиз нетрудно отыскать в компьютерной копилке идей фестива-

ля-2010 вкупе с «говорящим троллейбусом», где вместо коммерческой рекламы звучит хроника событий из истории города, с росписями Павла Зарослова на ограде стадиона «Шинник» – там ничего подобного никогда не бывало.

Есть в той картотеке и мысли гостя фестиваля, куратора из Нью-Йорка Кендала Генри о том, как паблик-арт, уличное искусство может без перестроек и дополнительных затрат одушевить городскую среду. Есть там и выстроенный вместе с ним нашими молодыми архитекторами и художниками в сквере за памятником Фёдору Волкову прикольный «город птиц» (на снимке). И конечно, есть в «копилке» те самые «Три орешка для Золушки».

На сей раз Андрей Кремнёв предлагает идею на дальнюю перспективу: обустроить новый центр города... на «пятёрке». На его эскизе видим мы и спорт­комплекс, и «зелёный проспект», и трамвай на монорельсе (мечта мэра), и больничный городок. Многоэтажное жильё называется у него «экобашнями» – с полным локальным жизнеобеспечением из тех времён, когда привычное наше ЖКХ превратится в нормальный ЖКК – жилищно-коммунальный комплекс.

Сам Андрей вовсе не считает свои предложения какими-то неприступными воздушными замками. Оборудование «экобашен» – всё это уже существующие отечественные разработки, их по курсу природопользования изучают в ярославских вузах.

Имеются у Андрея свои соображения и по поводу того, зачем вообще нужен Ярославлю новый центр города. Логика у него такая: тревожными мыслями об опасностях, в том числе и для психики человека, «квадратно-гнездовой среды», вдоль и поперёк перегороженной дворовыми оградами, молодых архитекторов на фестивальных дискуссиях в педуниверситете так озадачили эксперты, что поневоле думаешь, а не оставить ли наконец-то в покое наш старый посад и в будущем развиваться на других территориях, таких как «пятёрка»?

Вопрос, ясно же, для новых поколений архитекторов – недаром у дерзкого проекта Кремнёва есть второе, сказочное, название – «Три орешка для Золушки». Та Золушка, видимо, и есть она, вся утыканная столбами, «украшенная» рекламой многострадальная городская среда исторического Ярославля.

О том – да, не раз в году 1000-летия города с горечью писал «Северный край». В одной из последних публикаций – «Большие маневры» перед сражением» (в номере за 8 октября) речь шла о районных слушаниях по проекту решения муниципалитета «О внесении изменений в Генеральный план города», о вызвавшем горячие споры предложении открыть в историческом центре ещё одну подземную автостоянку (правда, на улице Максимова а не Трефолева), а сражением названы в заглавии статьи назначенные на 28 октября публичные слушания в большом зале мэрии о коррективах к генплану.

Да и Андрей Кремнёв убеждён, что о дальней перспективе думать надо уже сегодня, чтобы «автостоянки» не сваливались на горожан, как подарочные сюрпризы от богатых заказчиков. Вот соберётся с духом, то ли в шутку, то ли всерьёз говорил наш собеседник, рискнёт на удачу подать «Три орешка» аж на областной грант. Дескать, попробуем не дожидаться светлого будущего, предложим заглянуть сообща за горизонт людям, принимающим решения.

Как обещает руководитель фестиваля, кандидат искусствоведения Юлия Кремнёва, по его итогам пишется «аналитическая резолюция» с обзором идей и предложений для развития города. В своевременности такого документа, право же, сомневаться ничуть не приходится. По сведениям редакции, изменений в генплан насчитывается полтора десятка. Так что в большом зале мэрии уж точно найдётся что обсудить.

Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе