Лысина на юбилей

Натуральный газон требует заботы о себе в течение всего года: его нужно поливать, подсеивать, ровнять, обеспечивать дренаж, наносить разметку… Для этого требуются деньги, время, кадры… Поэтому руководство Ярославля пару лет назад, модернизируя школьные стадионы, остановило свой выбор на полях с искусственным покрытием. И за неполные два года таких полей появилось в областном центре аж 13 штук. 

Ковер расползся, сетка оторвалась 

Но теперь, когда фанфары по поводу новых условий, в которых тренируются наши школьники, слегка поутихли, пора подвести итог – насколько эти поля выполняют свою социальную функцию? Результаты рейда заставили озадаченно почесать затылок. Из тринадцати полей, уложенных в Ярославле, приблизительно половина выглядят так, будто по ним прицельно работала противотанковая артиллерия. Зато другую половину можно смело выставлять в качестве экспонатов ВВЦ. Чтобы не быть голословными: у школ №25 (Кировский район), №21 (Фрунзенский район) и №31 (Красноперекопский район) поля огорожены секционным металлическим забором, блистают изумрудной травой, абсолютно ровным газоном и идеальной разметкой. У школ №52 (Заволжский район) и №74 (Ленинский район) «труба пониже и дым пожиже» – разметки нет, поля приобрели заметную бугристость и местами утратили ворсистость. 

А сетка-рабица, которой они ограждены, во многих местах оторвалась от балок – судя по всему, под собственной тяжестью. Но самая разруха – на улице Салтыкова-Щедрина у школы №1. Сетка ограждения выглядит больше оторванной, чем еще висящей. На покрытии – отверстия, куда вполне уместится ступня взрослого футболиста. Да и по швам искусственный «ковер» уже рвется и расползается. Откуда, казалось бы, такой разброс параметров? 

Ответ на этот вопрос дал директор школы №28, расположенной во Фрунзенском районе, Александр Волков. Его объект занимает промежуточное положение: ограждение еще из рабицы, но покрытие вполне современное, относительно ровное и с разметкой. 

– Поле, закрепленное за нашей школой, – самое первое искусственное поле в Ярославле, – рассказывает Александр Николаевич. – Возможно, поэтому его настелили с технологическими нарушениями – и через год оно пришло в фактическую негодность. Довольно долго мы согласовывали вопросы ремонта поля, в конце концов нам перестелили газон – теперь он соответствует стандартам. Но вопросы у меня все-таки остались – и ответов я на них до сих пор не получил. Самый главный вопрос – эксплуатация поля. На нее в бюджете города денег не выделено – даже на освещение (которое, кстати, тоже модернизировали во время ремонта). Мы, конечно, нашли выход из положения – установили отдельный счетчик электроэнергии, который учитывает ее потребление организованными группами. Я вообще сторонник того, чтобы этих групп было как можно больше – чем интенсивнее поле загружено коллективами физкультуры, тем меньше на нем занимается посторонних футболистов. 

– Второй нерешенный вопрос – с охраной, – продолжает директор школы №28. – Я распорядился снять замки с калиток, а потом убрал и сами калитки, просто потому, что сетка-рабица не является препятствием для русского человека. Пусть лучше он зайдет на поле через вход, чем оторвет еще кусок ограждения. Вообще ограждения в их начальном варианте отлетали от несущей конструкции после хорошего удара мячом. После ремонта их усилили, но это все равно не вариант – не зря же все новые поля обнесли не рабицей, а секционным забором. Он, конечно, тоже препятствием не является, но его по крайней мере гораздо труднее сломать. Мы своими силами установили две камеры видеонаблюдения, позволяющие контролировать ситуацию на поле, – этим все мероприятия охраны на сегодня исчерпываются. ГИБДД согласна установить знак «Проезд запрещен», чтобы закрыть доступ к полю водителям легковых автомобилей, но не может, естественно, к этому знаку поставить стационарно действующий пост. 

А реанимировать некому 

Не самым простым делом оказалась и эксплуатация нового покрытия. 

– После первой же зимы трава «улеглась» – перестала амортизировать, – говорит Александр Волков. – Я обратился к тренеру «Шинника», который ведет занятия на нашем поле, с вопросом, есть ли возможность как-то исправить ситуацию? Тот узнал, что единственный в Ярославле агрегат, предназначенный для восстановления искусственного газона, находится в распоряжении стадиона «Славнефть», стоит несколько тысяч долларов, и они его даже «Шиннику» не дают. Я до сих пор не могу найти ответа на вопрос: этим полем нам облегчили жизнь или ее усложнили? 

Обратим внимание: практически все, что устроено на поле рядом со школой №28, сделано по инициативе и на средства администрации этого учебного заведения. Естественно, полностью решить все проблемы руководители школ не могут – они же не директора стадионов. И как же городское руководство реагирует на эту ситуацию? Яркая иллюстрация – письмо директора департамента организации строительства и жилищной политики мэрии Ярославля Феликса Ходановича, адресованное заместителю мэра Андрею Мурашову и директору департамента образования мэрии Андрею Сибрикову от 06.08.09 за номером 2084. Перечислив все упомянутые недостатки, Феликс Ходанович резюмирует: «В связи с этим считаю неправомерным использование бюджетных средств на восстановление футбольных мини-полей на территориях школ №№1, 5, 13, 28, 52, 74 до решения эксплуатационных вопросов». 

С точки зрения строителя Феликс Иванович абсолютно прав: нет смысла вкладывать деньги в ремонт при полном отсутствии ясности с эксплуатацией. Но кто должен заниматься вопросами эксплуатации? Неужели сами школы? Тогда обеспечьте им статью расходов под это благое дело! 

Кто платит, тот и играет 

Дело, кстати, действительно благое. По словам директора школы №74 Елены Буханцевой, с момента появления в районе школы футбольного поля народ стал вести себя куда более цивилизованно. Без этого вряд ли школа имени Юрия Гагарина заняла бы первое место в городском конкурсе по благоустройству. 

Более того, администрация Ленинского района даже нашла возможность провести ремонт поля. И как это сочетается с письмом директора департамента? Сочетается, ибо к городскому бюджету отношения не имеет. Просто застройщик, который воздвиг неподалеку элитный жилой массив, и сам не прочь поиграть в футбол. И решил сюда отчасти вложиться. Выход? 

Конечно, когда есть внебюджетные источники финансирования, дело всегда крутится поживее. Но не нужно забывать и поговорку о том, что музыку заказывает тот, кто платит. И тем самым социальный смысл начинания рубится просто на корню. Что говорить, если уже имеются случаи, когда взрослые дядьки выгоняют малышню с поля (эти эпизоды тот же Александр Волков неоднократно наблюдал по своей видеосистеме – и кое-какие номера автомобилей даже записал). А если эти дядьки еще и в некотором смысле «отцы-основатели»? 

И опять-таки, сегодня эти люди живут футболом, а завтра «ломанутся» в какой-нибудь паркур. И что тогда будет с нашими полями, которым, кстати, до юбилея предстоит пережить еще одну зиму? Полное облысение? Но это та «лысина», которой при всем желании гордиться не получится. 

Анатолий КОНОНЕЦ

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе