Храм памяти погибших в русской смуте

Ровно четыре столетия назад была заложена первая в «золотом веке» Ярославля посадская церковь – нынешний храм Николы Надеина

Таких каменных храмов имени небесного покровителя торговцев и мореходов Святого Николая Чудотворца в купеческой столице России до конца ХVII успели построить еще около полусотни. Но этот был самый ранний, год спустя после закладки он был уже освящен - покаянный памятник всем убиенным в «Великой смуте». Событие увековечили узорной вязью в сохранившейся до наших дней закладной надписи на стене церковной галереи: «…совершено бысть в лето 7129 году августа в 31 день».

Строили его артельщики Государева приказа каменных дел, а расписывали двадцать царских «кормовых» иконописцев из Москвы, Костромы и Ярославля. Голос пятиглавого красавца-храма, просторно поставленного на высоком волжском берегу, был далеко слышен. Вызванивал не только колоколами, но и, вплоть до конца века девятнадцатого, башенными курантами. Его механика, говорят, ржавела здесь в дальнем углу подклета до самой хрущевской оттепели.


В этой намоленной Божией обители, превращенной фанатиками-богоборцами в большую замусоренную кладовку, епархия вдали от глаз людских на свой страх и риск хранила мощи святых чудотворцев, ярославского князя Федора Черного и сыновей его Давида и Константина – их почитали и простой народ, и знатные сановники, и русские государи. В первые постсоветские годы мощи перенесли в Феодоровскую соборную церковь, а сейчас хранятся они в местах основания Ярославля, в возрожденном Успенском кафедральном соборе на Волжской стрелке.

Почтенную обитель за ее долгую историю не раз перестраивали. В 1836 году, на волне расцвета нового архитектурного стиля – классицизма церковь Николы Надеина потеряла свое величественное барочное пятиглавие и стала одноглавой. Росписям повезло больше. В последней четверти позапрошлого столетия их дважды поновляла артель живописцев знаменитого Палеха. Бережет Господь и трехъярусный резной позолоченный иконостас, выполненный, как гласит предание, в 1751 году по эскизу прихожанина этого храма, первого русского актера Федора Волкова на средства, пожертвованные его отчимом купцом Полушкиным и церковной общиной.

Красноречивей всего о том, что вошедший в учебники архитектуры храм Николы Надеина – далеко не просто история русского зодчества, говорит само его, единственное в своем роде, народное название. Вместе с именем Святого Николы в нем навсегда осталось мирское прозвище – Надей – его заказчика, купца «государевой сотни» Епифания Светешникова.

В дни «ярославского стояния» ополчения Минина и Пожарского Надей с земским старостой Никитниковым открыл оружейный двор, где ковали боевое оснащение для ополченцев. В одной из грамот, рассылаемых из Ярославля «Советом Всея Земли» по русским городам, историки нашли и подпись Надейки Светешникова.

Он был одним из самых видных торговых агентов своего земляка-волжанина, молодого выборного царя Михаила Романова - поставлял товары для дворцового обихода.


Ухватистый простолюдин много чего успел в жизни. Наладил разработку медных руд на берегах Камы; а на соляных промыслах в Самарской Луке, как пишет исследователь, «заложил храм под защитой частновладельческой крепости на полтора десятка пищалей». Там после разгрома восстания Стеньки Разина спасались от расправ Стенькины удальцы.

В 1644 году состояние Светешникова, не считая недвижимости в Москве и Ярославле, составляло 35 тысяч 500 рублей, что по курсу рубля, к примеру, начала прошлого века равнялось полумиллиону золотых.

Надей немало попользовался даровым трудом, в том числе и тех работных людей, кто отбывал повинность за неуплату тягла. До поры не думал, не гадал он, что, будучи завсегдатаем кремлевских званых трапез, сам по крупному окажется в должниках.

Загадочный мрачный исход его карьеры и сама личность Светешникова – сюжет вряд ли только для небольшого рассказа, тут тема не меньше, чем для исторического романиста. По одной из версий он оказался не в состоянии вовремя расплатиться за взятую в долг пушнину, по данным специалистов отдела архитектуры нашего музея-заповедника, на сумму 6570 рублей. Попав на правеж в долговую яму, бедняга Надей не выдержал пыток и нашел вечный приют у южного подклета его возлюбленной обители.

Во времена великих войн и революций, списанная на кирпич для строительства заводов нового социалистического Ярославля, церковь памяти всех убиенных в русскую смуту чудом уцелела. Правда, по ее росписям вольготно погуляла малярная кисть. Уже после того, как она в качестве всенародного достояния была принята под охрану государства, в ней не раз хозяйничало ворье.

Лет полсотни назад уникальный памятник русской истории и культуры намеревались уважить, по проекту искусствоведа Эллы Добровольской, полной реставрацией, от подклета до восстановления пятиглавия. В кои-то веки многострадального Николу Надеина взялись привести в порядок.   Вычинили и высушили подклет. Осилили важнейшее дело. Но денег хватило только на это. «Не доисследован и не дореставрирован», - с горечью говорят о самом раннем храме «золотого века» Ярославля музейные хранители.


В старину, в одноэтажном Ярославле, такой храм не мог не быть виден со всей округи. Недаром же, по одной из версий историков, место для стоящей здесь деревянной Благовещенской церкви некогда выбирал сам легендарный основатель нашего города князь Ярослав Владимирович.

«Николонадеинская церковь, - писали в сентябре 1851 года «Ярославские губернские ведомости», - по положению своему на крутом и высоком берегу Волги, как на блюде, видна издалека, и с палубы судов по всему протяжению плеса реки ниже и выше города, и с высоких холмов, обрамливающих здешний горизонт.., и из-за мрачных лесов Вологодской стороны, прорезанных Архангельским трактом».

Теперь же, чтобы увидеть Николу Надеина с Волжской набережной, надо вплотную подойти к ажурной решетке запертых на замок круглые сутки калитки и ворот, что ведут вглубь дворовой территории, по периметру застроенной со стороны центра города многоквартирными домами.

С июня по октябрь храм открыт для прихожан и экскурсантов. Вход по платным билетам. Наша попытка преклонить колени у его алтаря в эти дни не удалась. Как нам сообщили в отделе экскурсий музея-заповедника, церковь Николы Надеина «закрыта на карантин».

Переданная в ведение музею в 1930 году, она до сих пор в епархию не возвращена.

Автор
Юлиан Надеждин, член Союза журналистов России
Поделиться
Комментировать