Как устроен и откуда взялся ЖКХ-арт

Дина Григорьева препарирует феномен ЖКХ-арта: разнообразных сложносочиненных произведений из ненужных вещей, которые появляются во дворах российских городов и заменяют собой более цивилизованные способы организации придомового пространства.

Фотография:

Борис Яхович / vk.com/ktossa

Сергей Никитин

Культуролог (Москва)

Самостоятельные попытки жителей украсить дворовое пространство – это прекрасно. Однако, важно, чтобы городские службы подавали жителям пример вкуса, стиля и умения связать объект с идентичностью места. Сегодня главный вопрос – к содержанию и качеству так называемого ЖКХ-арта, который зачастую носит курьезный характер. Почему так происходит? Не от изобилия – скорее от уныния.

Дизайнерскому сообществу необходимо развивать вкус у департаментов по благоустройству, которые получают из городского бюджета фантастические суммы. А пока мы наблюдаем наборы из игрушек с помойки и другие смешные инсталляции. Мне это напоминает «Поп-механику» Сергея Курехина, где он использовал музыку и стихи героев советской эстрады. Так и здесь – возникает своеобразный ресайклинг воспоминаний, факультет ненужных вещей. Конечно, это происходит от желания освоить территорию, придать ей какое-то значение и привнести в свою жизнь содержание. Инициатива – это хорошо, но когда она стилистически безобразна, то вызывает исключительно постмодернистскую ухмылку.

Цветочная самодеятельность, которая существует во многих подъездах – это, как правило, инициативы более интересные, потому что они создаются не одним человеком, а коллективом (или по крайней мере, им поддерживаются). В рамках моей лаборатории социоурбанистики в РУДН был сделан фильм про одну активистку из жилого дома Совета Министров на Ленинском проспекте. С 1977-го года в подъезде, где живет эта женщина, стоят очень красивые кашпо с цветами. На каждом этаже – потрясающие зеленые композиции. Это застойный элитный район, но уже тогда подобный активизм развивался, и в фильме видно, что он жив до сих пор.

Традиции дворовых интервенций уже много лет. Не случайно в 1980-х некоторые теоретики стали называть такие явления полугородской культурой. А я бы сказал, что это вполне себе городское сознание — но небольшого уютного города. Такая активность создает чувство причастности к дому, в котором человек поселился, и ту подлинную идентичность, которой так не хватает жителям городов в России и во всем мире.


Фотография:

Вячеслав Ларионов / vk.com/ktossa

Владимир Юзбашев / vk.com/ktossa

Архитектор (Москва)

То, что в наших дворах жильцы общими усилиями делают какую-нибудь красоту, я объясняю влиянием некоего современного тренда. Последние несколько лет все помешались на благоустройстве и приведении в порядок всего и вся. Это двигается на разных уровнях – от парков в масштабах города до клумбы в масштабах собственного подъезда. В 2010 году мы с коллегами собрали в Союзе архитекторов цикл семинаров, который назывался «Архитектурная альтернатива». Это была попытка исследовать разные темы, в том числе и ЖКХ-арт. Наряду с уличными граффити и самыми разными инсталляциями, были очень интересные примеры так скажем низового благоустройства. Самым поразительным экспонатом был огромный динозавр из шин. Длинная шея набрана из автомобильных покрышек, по нему могли лазать дети. Это создание можно найти во дворе одного из спальных районов Москвы. Есть и менее остроумные примеры, и, как многие произведения народной культуры, они довольны китчевые, но говорить о том, что это исключительно дурновкусие, мне кажется, неправильно. Это как сравнивать поэзию с частушками. В любом жанре есть удивительные вещи. Но если какие-то из них мы назовем чудовищными и попытаемся убрать, то можем лишиться огромного пласта народной культуры. Низовое благоустройство я рассматриваю именно как часть народной культуры. И к нему нельзя применять критерии, обычные для профессиональных архитекторов, урбанистов, ландшафтных дизайнеров. Это совершенно разные вещи.


Фотография:

Лена Пирожкова / vk.com/ktossa

Марина Яковлевна Акимова

(Санкт-Петербург)

Люди находятся в очень агрессивной среде — среди мусора, на плохо оборудованных площадках. Конечно, у них возникает желание это исправить, но не у всех получается. Некоторые создают прекрасные сады, но в основном жители дворов лепят кто во что горазд. Это попытка защитить свою среду от беспорядка. С одной стороны, я против бессмысленного украшательства, с другой – в этом нет ничего плохого, если организовать помощь со стороны садово-паркового хозяйства.

Согласование такой деятельности необходимо, но оно зависит от границ участка, которые должны быть определены в первую очередь. Норвежцы, финны, эстонцы – все, с кем мы обсуждали опыт дворового благоустройства, говорят именно об этом. В России часто неизвестно кому принадлежит земля, однако важно знать, что всеми многоквартирными домами владеют граждане, а не город. Люди не понимают, что земля – их. Другое дело, что и в этом случае, при общедолевом владении необходимо вместе решать – как, когда и чьими силами украшать двор. Самая большая сложность, что люди не разбираются в том, где они могут заниматься благоустройством сами, а где это должны делать муниципалитет или администрация. Должны ли жильцы спрашивать у кого-то разрешения, как это делать и когда без него можно обойтись – вот, что нужно объяснить людям.


Фотография:

Мел Сумел / vk.com/ktossa

Сотникова Таиса Петровна

Дворник (Выборг)

Я работаю дворником. Но часто прошу не писать об этом, потому что многим кажется будто я украшаю наш двор, так как обязана это делать. На самом деле я стараюсь только как обычный житель и не только не получаю за это деньги, но даже трачу свои. Почему? А мне самой приятно. Людям нравится, они благодарят. Финны, которые часто приезжают в Выборг как туристы, вообще приходят в восторг. У меня окна как раз выходят на двор, и я вижу, как люди фотографируют лебедей и другие мои поделки. Иногда, конечно, портят. Особенно дети, которые ходят по ним и сидят верхом. Хотя на лебеде долго не усидишь – очень колючие. Я их делаю из пластиковых бутылок. Технологию придумала сама. Раньше на одного лебедя шло 70 бутылок. А сейчас около 30 – мы с дочерью разработали более экономичный способ. Недавно открыла для себя термопистолет. Вещь! И еще стала покупать для зверей глаза – покупные лучше. А раньше делала их из бутылочных крышечек.

Кое-что я все же подсмотрела в интернете, а сейчас сама выкладываю в Одноклассниках мастер-классы по изготовлению ежей, шишек и других скульптур. Некоторые говорят дай трафарет, а как я дам – у меня весь трафарет в голове. В прошлом году на конкурсе «Выборгское подворье» я заняла первое место – ходила туда со своим лебедем. В этом году хочу пойти с чем-то новеньким. Планирую сделать павлина из разных ярких бутылок. А потом целиком из синих.


Фотография:

vk.com/ktossa

Андрей Руденко

Основатель группы Вконтакте «ЖЭК-Art» (Омск)

Со временем я перестал оценивать жэк-арт категориями “хорошо-плохо”, потому что увидел в этих творческих актах некую историческую последовательность. Всё чаще в группу «ЖЭК-арт» ВКонтакте стали присылать этаких деревянных истуканчиков, покрытых трещинами или потёками краски. Мне они видятся наследниками деревянных языческих идолов, после которых были церкви, лубок, деревянные игрушки, затем гжель, хохлома и наконец рубрика «Очумелые ручки» в программе «Пока все дома». В общем все закономерно. Есть и другое мнение. Некоторые считают, что все эти причудливые и ставшие популярными образы – результат воздействия экспериментальных медикаментов, которые в 1950-60-х годах продавались в аптеках под видом новых лекарств. Более прозаичная версия заключается в том, что такая активность обусловлена просто российской действительностью, не балующей яркими цветами. Хвататься за краски и тазы людей вынуждает цветовое голодание. Закончившие заниматься творчеством еще на уроках ИЗО, они решают таким образом сразу несколько проблем, в том числе и потребность в самовыражении, когда человек может реализовать себя – пусть даже в пне и полимерах.


Фотография:

Veronica Chekid / vk.com/ktossa

Автор: Дина Григорьева

UrbanUrban

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе