Интервью: Роберт Айзольдт о трансформации идентичности и креативном классе в Берлине

В декабре в Москве прошёл Moscow Urban Forum во второй раз. Мы пообщались с Робертом Айзольдтом, руководителем объединения Create Berlin, о том, как Берлин приобрёл свою новую идентичность и где может оказаться новая точка притяжения креативного класса.

— Берлин считается одним из самых креативных городов Европы и мира. Но ещё 20 лет назад всё было не так. Это был спонтанный процесс или целенаправленные действия?

— Изначально всё было спонтанно. Сначала у нас был разделенный город, потом, когда берлинской стены не стало, оказалось, что в городе очень много места, прежде всего, места для идей. Можно было открыть клуб, культурный центр, организовать кооператив из-за большего количества пустующих зданий и дешевой аренды. Это была основа импульса, с которого все началось. Люди почувствовали, что Берлин — город с большим запасом энергии, истории и возможностей. Из этого появлялись новые профессии. Но нужно было придумать что-то, ухватить эти самые возможности. У Берлина есть проблема — в городе и окрестностях нет производства. Одной истории здесь было бы мало — это как смотреть в зеркало заднего вида. Будущее, в таком случае, являлось хорошим источником для вдохновения. Из того, что создавалось, чиновники и бизнесмены пробовали строить новые экономические модели, структурировать все эти сумасшедшие идеи. Сейчас Берлин становится всё более профессиональным, но в некоторых сферах всё ещё можно найти интересные и необычные инициативы.

Я живу в Митте, на Торштрассе — тут постоянно появляются новые рестораны, магазины, что-то ещё. Для меня это индикатор того, что происходит в городе. В прошлом нужно было выискивать интересные вещи. Сейчас от них можно спрятаться. Если посмотреть культурную программу на одну ночь, то везде и не успеешь. Лучшей идеей в городе было создать ряд организаций объединяющие разных людей, дать им новые возможности, форматы взаимодействия, пространства. Так они могут общаться и учиться друг у друга.

Было время, когда все говорили о креативном классе как о чём-то далеком. Мало кто понимал, что это значит. Сейчас всё становится на свои места. Теперь креативный класс — группа горожан. Если Берлин или любой другой город — это холст, то креативный и любой другой класс рисуют на этом холсте.

— Многие эксперты считают, что Берлин сильно изменился за последние несколько лет, и то, как это произошло, им не нравится. Город стал привлекательным для инвесторов, что приводит к тому, что становится мало пустых пространств, доступных для творчества, а именно они создавали особую атмосферу. Вы тоже считаете, что город теряет свою приобретённую идентичность?

— Идентичность и есть трансформация. Если вы тратите половину энергии на воспоминания о прошлом, ничего не будет работать. Всё всегда меняется, иначе мы жили бы в пещерах.

В моем районе есть заброшенное здание, достаточно большое, чтобы организовать там что-то интересное. Когда мы говорим о судьбе подобных мест, важно помнить о разнообразии, потому что далеко не все крутится вокруг денег и прибыли. Временное использование пространств тоже бывает полезным. Для таких инициатив потребуется много энергии и сил: найти помещение, перестроить его, запустить проект. Такое есть в каждом городе, но это не проблема.

Берлин всё еще объединяется, в сознании людей есть деление на восточную и западную части города. Если зовешь друзей на ужин, все спрашивают в какой части Берлина ты живешь. Берлин ведь большой, мультикультурный город. Креативный класс по нему перемещается и изменяет один район за другим. В Митте я слышу разговоры на испанском и итальянском языках — мне это по душе, немного в духе Нью-Йорка. Здесь хорошо заниматься бизнесом, сами люди дружелюбнее, чем были раньше. Берлин меняется, случаются взлеты и падения — Нью-Йорк и Лондон тоже через это прошли. Думаю, что Москва может стать следующим центром притяжения креативного класса, если на месте будут необходимые возможности.

— Многие проблемы Москвы обусловлены её структурой. Привлекательная часть города находится внутри Садового кольца. Я знаю не много инициатив и проектов из отдаленных районов и городских окраин. Все стремятся творить и жить в центре города.

— Определенно нужно расширяться, выходить за рамки центра. Хотя центр нужен, даже креативный центр. От него можно строить спутники. Добавить что-то еще — трудно. Из-за высокой стоимости недвижимости не все могут позволить себе помещение. Нужны финансовые модели для художников, дизайнеров, чтобы по окончанию учёбы они могли найти пространство для жизни, как ателье или резиденция. Государство должно давать на это деньги. Не всем, но, может, через специальные программы, чтобы у людей была возможность жить в центре и потом расширять поле активности. Все это – образовательный процесс. Нужно организовывать открытые дни для студий, чтобы живущие по соседству люди могли зайти, осмотреться, задать несколько вопросов. Те же Винзавод и ArtPlay дают возможность людям объединяться.

В Берлине деньги никогда не стояли на первом месте. Сначала все просто начинали действовать. Не всегда нужно ждать денег от спонсоров или чиновников. Есть возможность остаться независимым, нужно держаться за неё и делать, что хочется. На первом месте ваша энергия, ваши идеи, а не поддержка государства. Думаю, можно найти компании, понимающие ценность локальных программ. Они могут помогать, например, четырём художникам, иллюстраторам, фотографам, создать сообщество профессионалов.

— Вопрос об экономической состоятельности креативных проектов мне кажется очень важным. Как найти баланс между свободой и поддержкой государства?

— Здесь всегда будут сложности. Желание открыть свое дело появляется у многих людей — есть конкурентная среда, и это хорошо. В начале организовываются команды, разрабатываются и реализовываются проекты. Потом можно ехать за рубеж, делиться опытом. Мы так делаем с Creative Berlin.

В одной из своих статей я писал: «Может через несколько лет люди больше не будут счастливы в Берлине. Может они переедут в Детройт или Лейпциг». Креативный класс не закрепляется на одном месте. Я потому и упоминаю Москву, ведь культурные мосты между городами очень нужны.

Над этим стоит работать, потому что в результате сообщество увидит возможности для развития бизнеса. Мне кажется, успешные люди должны содействовать развитию новых поколений. В нашем сообществе около 135 участников оказывают финансовую поддержку. Благодаря этому, мы занимаемся повседневной работой, организуем и проводим мероприятия. Я убежден, что нам нужны платформы и форматы, открывающие возможности учиться друг у друга и узнавать о работе других людей.

автор ЕГОР КОРОБЕЙНИКОВ

UrbanUrban

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе