Гуляют сами по себе

Бесхозные собаки пугают жителей Пошехонья, но рычагов влияния на хозяев животных, практикующих свободный «выпас», у местной власти нет

Пенсионерка Надежда Семина внуков в школу одних отпускать боится, старается провожать и встречать их сама. Дело не в расстояниях – городок-то маленький, просто беспризорных собак на улицах стало слишком много.

– Возвращался домой, хотел зайти в подъезд, – рассказывает второклассник Ярослав, – но подбежала собака, так загавкала! Долго не давала с места двинуться.

Особо опасной зоной жители Пошехонья считают торговые ряды, где животные собираются стаями.

– Собак пять-шесть тут, около магазинов, дрались между собой, выли, рычали, – рассказывает студентка Лера Зинзер. – Страшновато проходить мимо.

В областном центре на помощь в таких ситуациях может прийти специальная служба – достаточно позвонить.

– К нам сейчас поступает от шести обращений в день – это немного, – комментирует начальник участка ДРЛ МУП «Спецавтохозяйство по уборке города» Сергей Веселов. – Выезжаем на место, отлавливаем агрессивных собак, отвозим на трехдневную передержку в приют. Если в течение этих дней хозяева не объявятся, вероятнее всего, животных усыпят.

В Пошехонье же четвероногих никто не трогает. Не то чтобы в городке собрались исключительно защитники животных, просто заниматься проблемой некому. По логике ответственность лежит на органах местного самоуправления. Но они разводят руками и сами выступают в роли «жалующихся».

– У нас нет специальной службы по отлову животных, равно как и приютов для их содержания, – комментирует и.о. главы Пригородного сельского поселения Пошехонского района Владимир Васильев. – Конечно, можно было бы регулярно вызывать, скажем, Ярославское САХ, но в бюджете на это денег нет.

Проблему усугубляют сами жители: собак держат почти в каждом дворе, а где-то и не по одной. Но вот выгуливать их на поводке, конечно, мало кто сподобится. Не видят необходимости. Так что значительный состав собачьих «банд» – не бездомные, а отпущенные «на вольные хлеба» животные, у многих нетрудно заметить ошейники.

– Из жителей района 85–90 процентов практикуют такое вольное содержание своих питомцев, – говорит Васильев. – Некоторые целую псарню заводят, а прокормить не могут. Вот собаки и рыщут по городу в поисках пищи, прохожих пугают.

Единственно возможная мера защиты для пошехонцев – обращение в полицию. По заявлению участковый может провести с хозяином собаки воспитательную беседу, а при пущей необходимости составить протокол об административном правонарушении. Конечно, если нерадивого собаковода удастся вычислить.

– Ужесточить надо контроль за содержанием животных, – уверен Владимир Иванович. – Сегодня единственная ситуация, при которой сотрудник правоохранительных органов может выстрелить в собаку, – защита человека. Получается, животные могут нападать, сбивать с ног, пугать, но если рядом в этот момент не было полицейского, то потом их, словно священных коров, и пальцем тронуть нельзя.

В администрации Пошехонья считают, что проблему можно решить только на законодательном уровне. На прошлой неделе в Госдуме в первом чтении был рассмотрен законопроект «Об ответственном обращении с животными». В частности, в нем сказано: «Регулирование численности безнад­зорных собак и кошек осуществляется путем массовой стерилизации». Опыт такой работы уже имеет Москва.

– У нас тоже ведется такая практика, – комментирует сотрудник ярославского приюта «Ковчег» Ольга Демидова. – Нередко с просьбой о стерилизации обращаются работники предприятий, на территории которых живут собаки. Мы категорически против усыпления бездомных животных и никогда этим не занимались. Исключение из правила – случаи, когда собака неизлечимо больна или серьезно травмирована.

Между тем специалисты уверяют, что операция – только часть проблемы.

– Например, Ярославль к массовой стерилизации животных абсолютно не готов, – считает ветеринарный врач областной станции по борьбе с болезнями животных Алексей Мутолин. – Собак и кошек после операции нужно минимум пять дней наблюдать, делать уколы. У нас же стационаров практически нет, разве что в частных клиниках.

Чего уж тут говорить о Пошехонье.

Кстати

В пятницу, 25 марта, около 4 утра в деревне Меленки Ярославского района сгорела частная гостиница для животных. Погибло 9 собак. Владелец приюта Александр Калинин неохотно дает комментарии:

– Очень тяжело психологически! Среди сгоревших собак были те, которые стали для нас родными. Кроме того, мы с женой лишились работы, практически остались на улице.

Сгорели документы, деньги, корма.

Для 16 оставшихся животных сейчас сооружают будки и вольеры. Ведется следствие, но хозяева предполагают, что имел место поджог – местным жителям не нравилось соседство с приютом.

Анна КОУЗОВА

"Ярославский Регион"
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе