Другая история. Как экономист из Орска восстанавливает старинный Плес

Алексей Шевцов уже более четверти века занимается историческим сохранением Плеса.
Фото: предоставлено из личного архива


«Сноб» узнал у предпринимателя, какие сложности возникают при реставрации исторических зданий и в чем ценность естественного облика малых городов


Историки утверждают, что Исаак Левитан попал в Плес случайно. Проплывая мимо по Волге на пароходе в поисках новых впечатлений, художник решил остановиться в этом городе, оценив красоту местных видов. Произошло это в 1888 году. Год спустя на свет появилась знаменитая картина «Вечер. Золотой Плес», которая сегодня хранится в Третьяковской галерее.

«Чтобы понять, каким был Плес в конце XIX — начале ХХ века, достаточно вспомнить, что первый местный Совет после революции в 1918 году возглавлял дворянин Щулепников, помещик, друг знаменитого певца Федора Шаляпина, — рассказывает Алексей Шевцов, предприниматель из Орска, который уже 25 лет занимается сохранением исторического облика Плеса. — В этом совете не было ни рабочих, ни крестьян. Назвали его как-то обтекаемо. И он полгода просуществовал в таком виде. Только потом советская власть опомнилась и прислали классово верных, “правильных” управленцев».

Для Алексея Шевцова Плес — в каком-то смысле малая родина: его родственники живут тут по меньшей мере полтора века, а сам он часто бывал в этом городе в детстве и юности, помнит, каким был Плес в 1970-х и 1980-х. «Здесь всегда вспоминались строки: “Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать”, — рассказывает он. — Такая красота, а город при этом удивительно негостеприимный. Он представал перед посетителями таким гордым и недоступным, словно говорил: “Что, полюбовались мною? Проходите мимо”. Здесь негде было остановиться, негде перекусить. Чтобы остаться тут на ночь, надо было иметь знакомства или родственников».


«Вечер. Золотой Плес». Исаак Левитан, 1889
Государственная Третьяковская галерея


Алексей Шевцов вовсе не историк, как может показаться по этому рассказу, а экономист, окончил аспирантуру МГУ. «Я выбрал темы “фиктивный капитал” и “финансовая олигархия”. Будучи бедным студентом, живя на два рубля в день, изучал списки Forbes. Журналы Esquire и Forbes нам выдавали в спецхране в библиотеке — в 1980-х они считались стратегической информацией», — вспоминает он.

В начале 1990-х Шевцов работал в Институте США и Канады РАН, затем занялся ценными бумагами и купил машиностроительный завод в родном Орске. «Вместе с заводом нам досталась большая инфраструктура, недостроенная гостиница. В конце 1990-х годов я начал ее достраивать. В итоге мы построили первую в городе приличную гостиницу, с претензией на европейскость. В ресторан при отеле не пускали без галстуков. Тогда это еще было возможно», — рассказывает предприниматель.


Алексей Шевцов
Фото: Алена Жандарова



«Потаенная Россия»

В 1995 году Алексей Шевцов встречал в Плесе Новый год — и решил построить здесь дом для своей семьи. Купил участок на набережной, от которого все отказывались, поскольку тот располагался перед городской баней, и начал строительство. «Нам крупно повезло с архитектором Шахматовым и командой ивановских архитекторов. Проектировщики в общих чертах воссоздали дом Шемякина — постройку с мезонином, которую снесли в 1970-е годы из-за ветхости. Он есть на дореволюционных открытках», — рассказывает Шевцов. Внутренней отделкой и декором занималась архитектор Брижит Саби. «Дочь лионского фабриканта, выросла в буржуазной среде. Она знала, как делать дом с отсылкой к медленному XIX веку: обедать надо в столовой, должны быть спальни, гардеробные. И у нее был опыт работы с российскими заказчиками», — поясняет бизнесмен.

Когда стройка закончилась, Алексей Шевцов задумался о зданиях по-соседству. «Возникло ощущение, что все находящееся вокруг погибнет, если не начать как-то этим заниматься. Все придет в жуткое запустение и будет расхищено рачительными людьми, которые за копейки скупают землю и воздвигают на ней безобразные коробки», — вспоминает он.

Чтобы сохранить красоту места, Шевцов стал покупать окрестные дома. «Я купил соседний дом в стиле модерн, дом Новожилова, — рассказывает он. — Там в двух комнатах жила мэр города, председатель горисполкома, еще в одной — начальник пристани, герой социалистического труда. Внизу тоже жила номенклатурная семья. Поскольку это были начальники, они как-то ремонтировали это все, и в доме сохранились многие исторические детали: лепнина, двери, полы».


«Дом о семи окнах», построенный Шевцовым в 2013 году, даже эксперты принимают за дом XIX века
Фото: предоставлено из личного архива


Реставрация старинных домов в России — занятие сложное, утверждает Шевцов: «У нас законодательство не рассчитано на то, что частные лица будут жить в памятниках архитектуры и их ремонтировать. Все словно бы заточено на то, чтобы это было очень дорого и трудно. Поэтому многое и гибнет».

Несмотря на трудности, дом Новожилова тщательно отреставрировали, поставили в нем лифт для подъема еды из квартиры дворецкого внизу, чтобы подавать завтраки наверх. На втором этаже сделали четырехкомнатную квартиру. Получился дом суперлюкс, с которого начался проект возрождения города «Потаенная Россия».



Дорогие гости

«Сначала к нам приехал губернатор-коммунист, потом его тогдашний зам Бабич, потом Мень, которого я пригласил в Плёс в декабре 2005 года, — перечисляет Шевцов. — Как-то раз у нас гостил Георгий Сергеевич Полтавченко, полпред. Забвение для маленького города гораздо страшнее, чем борьба амбиций. Поэтому надо всех приглашать. И у многих наших гостей возникало желание купить в Плёсе домик, уже отремонтированный или ветхий. Так у нас начали прибавляться дачники. Один другому рассказывал, люди приезжали и покупали дома — стало формироваться новое население, комьюнити».

В октябре 2005 года во время путешествия по Золотому кольцу в Плес приехали принц Майкл с супругой. «Слава богу, не отключили свет, не вырубилось ничего, была вода. Здесь же маленький городишко, удобства работают не так гарантировано, как в Москве, — вспоминает Шевцов. — Мне лично было очень важно, что у меня, потомка крестьян, скромных разночинцев, в гостях живут представители британской королевской семьи. Немножко сказочно. Как только Кентские уехали, я тут же заказал дизайнеру памятную табличку об их визите».

Летом 2008 года в ресторане «Яхт-клуб» у Алексея Шевцова пообедал Дмитрий Медведев, который после этого первого визита в Плес стал часто навещать город. В память об этом событии у предпринимателя тоже есть памятная табличка. «Теперь люди, когда видят, что в Плесе есть что-то нормальное, говорят: “Понятное дело, Медведев приехал, велел тут как-то все…” Это обидно. Никаких субсидий, дотаций или другой финансовой помощи на реставрацию 50 домов, проведенную за последние 25 лет, мы не получали. Кажется, что проект “Потаенная Россия” связан с какими-то высокими инстанциями, но это не так», — говорит Шевцов.


«Пряничные домики» вблизи Дома-музея Левитана. Здесь Алексей Шевцов сохраняет в неприкосновенности целый квартал старинной застройки.
Фото: предоставлено из личного архива


Кстати, название проекта помогли придумать высокие гости. «Принцесса Кентская во время визита назвала Плес Hidden Russia, — объясняет предприниматель. — Оказывается, Hidden England — это такая небольшая территория в центре Англии, где нужно отдыхать от туристических маршрутов, таких как Стоунхендж. В этом Hidden England ничего особенного нет, но там можно просто прийти в себя и наслаждаться жизнью Англии как таковой. И, в общем-то, это очень подходит для Плеса и для Ивановской области в целом: достопримечательностей первого ряда здесь нет, но есть ощущение спокойной, уютной провинции. Совсем не туристической по сравнению с намоленными туристическими городами Золотого кольца. Здесь надо отдыхать, вести размеренную дачную жизнь».



Прогулки по картине

В Плесе, на улице Никольская, где находится музей Левитана, у Алексея Шевцова восемь участков, расположенных подряд. «Я решил их никому не продавать, ничего с ними не делать. Я там занимаюсь сохранением одного сарая, куда мы водим туристов. Это как бы “Ветхий дворик”. Левитан любил ветхое, исчезающее. Сохранить левитановский Плес — значит сохранить контролируемую ветхость. Если мы все отремонтируем, покрасим, все будет четкое, новое, прямое, очень прочное, это будет не совсем левитановский Плес. Поэтому, чтобы вокруг музея Левитана оставались кусочки того Плеса, который видел художник, мы каждый год подправляем эту “старину”, но не перестраиваем», — объясняет предприниматель.


«Ветхий дворик». Исаак Левитан, 1890
Государственная Третьяковская галерея


Алексей Шевцов водит по городу экскурсию «Внутри картин Левитана»: «Мы рассуждаем о картине “Ветхий дворик” и, собственно, заходим в ветхий дворик. Мы рассуждаем о картине “Тихая обитель” и можем пройти по мосткам — не по тем же, которые изображены на картине, конечно, но по таким же. Мы можем почувствовать тот самый Плес, который совершенно не обезображен урбанизмом».

Одна из достопримечательностей города, Соборная гора, стала героем картины Левитана «Тихая обитель», уверен Шевцов. «Доказательством этого является не столько растительность, ландшафт, церкви, сколько освещение неба. Если мы увидим, как все освещено, то поймем, что речь идет именно о Соборной горке», — объясняет он.

У подножия Соборной горы много десятилетий была лодочная станция — сейчас подобные в городе запрещены местными законами. Оставшиеся мостки уже много лет ежегодно восстанавливаются — хаотично, «в веринакулярном стиле», как говорит Алексей Шевцов. Причал, оставшийся от бывшей лодочной станции, решили назвать «Утлые лавы». «Лавы — это старинное слово “мостки”», — поясняет бизнесмен.


«Тихая Обитель». Исаак Левитан, 1890
Государственная Третьяковская галерея



Рыбный ряд, плесские углы и театр в кофейне

В продолжение местной многовековой традиции копчения рыбы Алексей Шевцов запустил в Плесе проект «Рыбный ряд»: коптильню, где рыбу готовят по старинке, без химии, красителей и ускоряющих процесс приемов, и закусочную «Рыбный угол».

«Чтобы дальше популяризировать эту тему, пришлось придумать, как увеличить скорость поедания леща. Лещ — очень костлявая рыба, — поясняет предприниматель, — ее надо есть очень медленно, что не подходит для современных туристических темпов». Решением этой проблемы стал плесский угол — открытый пирожок треугольной формы с рыбной начинкой. В Плесе их делают вручную, для начала выбирая из леща все кости.

«Потаенная Россия» — проект семейный. В нем принимают участие сам Алексей, его жена и дочь, брат и две двоюродные сестры. Младшая из них, Татьяна Юрьевна — профессиональный кондитер. «Рецепты бабушки, Екатерины Александровны, попали в надежные руки, сестра их претворяет в жизнь, используя профессиональное оборудование, — рассказывает Шевцов. — Задача стоит следующая: кофейня должна быть такой, чтобы москвичи могли зайти и заказать капучино на кокосовом молоке. Тогда они чувствуют, что цивилизация присутствует, можно отдыхать. И при этом в кофейне представлены бабушкины, настоящие местные рецепты».


Веранда Трактира «Крутояръ» во время заката
Фото: предоставлено из личного архива


В 2012 году к Алексею Шевцову приезжал российский шеф-повар Максим Сырников, чтобы научиться у его кузины выпеканию «кулейки» — местной разновидности ватрушки. Теперь, говорит Шевцов, «плесская кулейка» встречается в меню заведений по всей России.

Среди новых проектов Алексея Шевцова — моноспектакль о жизни Софьи Кувшинниковой, ученицы и музы Левитана. Чехов карикатурно изобразил художницу в рассказе «Попрыгунья» — как женщину поверхностную и легкомысленную, а Шевцов решил ее реабилитировать, рассказав «подлинную историю» жизни, творчества, любви и трагического расставания с Левитаном. Спектакль планируют ставить прямо в одном из залов кофейни. «Мы осовременили Кувшинникову. Живи она сегодня, вполне могла бы быть одной из московских светских дам, вела бы соцсети с огромным количеством подписчиков, — считает Шевцов. — И она вполне могла бы основать в Плесе кофейню, как интеллигентная москвичка с широким кругом знакомств».



Расширение пространства

Многолетняя деятельность Алексея Шевцова помогает Плесу не прийти в упадок. Но привлечение новых жителей неминуемо приводит к проблемам: дома миллионеров и миллиардеров сегодня громоздятся буквально на трех-четырех улочках. Город исчерпал свою туристическую емкость. «Эта сверхконцентрация приводит к мысли, что надо уводить инвестиционную активность куда-то в сторону — туда, где просторно, где люди смогут спокойно отдыхать без московской скученности, — говорит Алексей Шевцов. — Ведь сейчас над центром Плеса материализуется опасность. Богатый москвич не будет жить в домике площадью 60 квадратных метров, он захочет расширяться. Российское законодательство это не запрещает. Для дачного места, воспевающего Левитана и XIX век, эта нарастающая солидность, безусловно, губительна».

В качестве решения этой проблемы предприниматель предложил проект, который назвал «избингом». В бывшей промзоне, на участке в два гектара он построил пять настоящих русских изб. Дорога к этому «поместью» лежит через плотно застроенную Мельничную улицу. «Гости выезжают с нее и попадают на круглую поляну площадью в гектар, по краям которой расставлены домики. И сразу видят, что нет ничего лучше, чем жить в бревенчатой избушке на просторе среди аккуратной травки, без городской тесноты».


Строящийся «избинг»: в окружении леса, но всего в десяти минутах ходьбы от Соборной горы
Фото: предоставлено из личного архива


Эти избушки — лишь начало большого проекта, задуманного Шевцовым. «В десяти километрах от Плеса находится бывшая усадьба Утешное, где Шаляпин когда-то отдыхал у друзей. Мы взяли в долгосрочную аренду много земли. И там как раз будут располагаться “избинги” на площадях побольше. Это будет Плес-2. В “Соборной слободе” есть контраст между скромным экстерьером и богатым наполнением — бронзовыми бра и изящной мебелью. В избах же сделано все круто, но в стилистике старого сарая. Это история для более молодых, спортивных. Я представляю, как ребята зимой в свитерах спешились со снегоходов…» — рассказывает о новом проекте Шевцов.

Общую сумму вложений в свои проекты Алексей Шевцов не подсчитывает, потому что не воспринимает это как инвестиции в обычном представлении. «”Потаенная Россия” — не проект, у которого есть начало и окончание, из которого можно выйти. Это на всю жизнь. То, что потом надо передать дочери и расширить, убедить других людей сделать что-то похожее в стране, — объясняет он. — Это не такой проект, который в краткие сроки надо довести до стадии зрелости, затем грамотно реализовать и перейти к другим делам. Это совершенно другая история».

Автор
Елизавета Вайсбух
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе