До памятника нужно дорасти

Гуляя по Ярославлю, можно встретить много памятников выдающимся людям. Но, оказывается, официальное звание носят лишь восемь из них. Памятники бывают разные: древние храмы, старинные особняки, скульптурные композиции, обелиски, стелы, бюсты. Здание пожарного депо на Красной площади и Арсенальная башня – архитектурные достопримечательности федерального значения. Даже решетка и откосы Волжской набережной – памятник, только уже регионального значения. И объектов культурного наследия в Ярославле насчитывается 764, из них четверть – федерального значения.

Вождь и поэт на особом положении

К объектам монументального искусства относятся и обелиск в честь 30-летия Победы в Великой Отечественной войне на улице Чайковского, и монумент у Вечного огня на площади Челюскинцев. Но памятников конкретным людям в древнем городе немного: В.И. Ленину, Н.А. Некрасову, Ф.Г. Волкову, Г. Димитрову, Л.Н. Трефолеву, К. Марксу, Ф.И. Толбухину, М.В. Фрунзе. Причем первые два – вождю и поэту – федерального значения, остальные рангом пониже – регионального.

Оказывается, памятники Ленину и Некрасову были причислены к лику федеральных благодаря решению Совета министров СССР в 1960 году, а вот скульптуру основателя первого русского театра установили на 13 лет позже, и под раздачу титулов она не попала. Ярославским властям в те годы легче было придать памятнику региональный статус, чем добиваться этого на федеральном уровне.

Половина из официально признанных монументов установлена в честь ярославцев, а остальные посвящены людям, которые к нашему городу отношение имеют весьма призрачное. К примеру, бюст Георгию Димитрову был подарен Болгарией Ярославлю в знак дружбы, не доводилось посещать Ярославль и Карлу Марксу, а Михаил Фрунзе все же несколько раз приезжал в наш город.

Две большие разницы

Но восемь – это официально признанные памятники. А как же несколько десятков других скульптур и бюстов, которые в Ярославле установили в постсоветское время? В их числе забронзовевшие герои фильма «Афоня», городовой, рычащий медведь. Эти достопримечательности популярны у туристов, и гости нашего города с удовольствием фотографируются на их фоне.

Гипотеза о том, что местные и федеральные власти свысока относятся к этим забавным скульптурам и поэтому не удостоили их официального статуса «памятник», разбивается о перечень других объектов монументального искусства. Это памятники Елене Колесовой, летчику Амет-Хану Султану, обелиск детям блокадного Ленинграда на Тверицком кладбище, да всех и не перечесть. Может, просто история СССР сейчас не в чести…

Однако есть еще одетые в гранит и бронзу Ярослав Мудрый, Савва Мамонтов, Леонид Собинов. Почему же все они не имеют официального статуса памятника, а числятся лишь как монументальные произведения искусства?

– В 2002 году вышел закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». И согласно этому документу есть целый ряд условий, чтобы произведения монументального искусства можно было отнести к разряду памятников истории и культуры. Этот статус получают объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, региона или муниципального образования. Монумент должен пройти историко-культурную экспертизу, которая бы доказывала, что это не массовая штамповка, а произведение искусства. И самое главное – монумент может стать памятником не раньше чем пройдет 40 лет после его установки, – говорит начальник отдела учета объектов культурного наследия и организации государственной историко-культурной экспертизы департамента культуры Ярославской области Марина Осипова.

Пока более или менее по срокам подходит памятник Ю.А. Гагарину, установленный в 1971 году у школы №74, а также бюсты Героям Советского Союза танкисту А.Ф. Наумову и летчику М.П. Жукову, установленные в 1974 году. Все остальные монументы еще молоды

Владимир КОБЫЛИНСКИЙ

Городские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе