Архитектурная жемчужина Данилова: Казанский женский монастырь

О тяжёлой судьбе объекта культурного наследия РФ на Даниловской земле.

Городок под названием Данилов расположился в Ярославской области. Его окружает густой сосновый бор, а к одной из сторон примыкает Горушка – небольшое поселение посреди леса, где ещё в конце девятнадцатого века не было ничего, кроме высоких сосен и пастбищ, на которых даниловские пастухи выгуливали скот. Сейчас там располагается главная достопримечательность Данилова и всего района – большой краснокаменный Даниловский Казанский женский монастырь, который пережил много всего: от расцвета до упадка и медленного восстановления.



С благословления Иоанна Кронштадтского

Всё началось ещё в конце девятнадцатого века, когда послушница Вышне-Волоцкого Казанского монастыря Праскева Петровна Козлова отправилась в паломничество в Иерусалим. В самом центре христианского мира женщина занималась благоустройством церквей и храмов, принимала участие в украшении храма Св. Гроба Господня. Именно тогда, во время этой деятельности, Праскева Петровна решается принять монашество и основать новый монастырь на своей родине - в России.

Сама женщина родом из Тверской губернии, однако монастырь решила основать именно в маленьком уездном городке Ярославской области. Дело в том, что в то время Праскева Петровна состояла в переписке с Иоанном Кронштадтским, одним из ярчайших представителей православия в России. В его письмах к послушнице есть указание на Даниловскую землю, как на подходящее место для монастыря. Дорога от Кронштадта до Архангельской области, откуда батюшка был родом, проходила как раз через Горушку, так что он прекрасно знал, какие живописные тут места. Иоанн благословил Праскеву Петровну на основание монастыря, и до сих пор считается духовным покровителем Даниловской обители.

В 1894 году Праскева Петровна постриглась в монахини и приняла духовное имя Михаила. Сразу же после этого она принялась за устроение общины: на горушке началось возведение 16-келейного деревянного корпуса с небольшой деревянной церковью.

В 1897 году Иоанн Кронштадтский провёл всенощное богослужение в домовой церкви тогда уже во всю действующей даниловской общины, и настоятельница Михаила просила у него благословление на постройку большого трёхпрестольного храма во имя Казанской иконы Божьей матери. Это была неслыханная задумка для всего лишь 80-ти женщин, которые с тридцатью тысячами на счету задумали такое строительство. Размеры храма планировались невероятные для округа, а его стоимость оценивалась в 155 тысяч рублей. Св. Иоанн дал благословление и даже посоветовал архитектора из Петербурга.



Архитектурная жемчужина

Архитектором Казанского женского монастыря стал В.А. Косяков, гражданский архитектор Санкт-Петербурга, известный как автор Морского собора в Кронштадте. Ему принадлежат проекты Казанского собора Новодевичьего монастыря в Петербурге, Успенской церкви подворья Киево-Печерской лавры на Университетской набережной и многих сооружений в разных городах России. Разрешение на строительство храма было получено, а в феврале 1901 года приказом Николая II Казанская женская община была обращена в монастырь. Началось строительство. Заложили огромный фундамент из бутового камня.

Деньги на строительство заканчивались, умерла игуменья Михаила, отпевал её будущий Патриарх всея Руси Тихон. Именно он и обещал помочь строительству деньгами, а по завершении приехать и освятить Казанский собор. Храм достраивали, когда по всей стране гремела гражданская война и революция. В неспокойное время 1917 года Тихон был избран Патриархом всея Руси, и 29 сентября 1918 года он осветил новопостроенный Казанский собор на Горушке. Спустя некоторое время патриарх подвергся уголовному преследованию. Возможно, Казанский монастырь стал одним из последних храмов, которые он освятил.


Фотография, сделанная в день освящения монастыря. В центре - Патриарх Тихон


Казанский собор выполнен в псевдорусском (неорусском) стиле, популярным в России в конце 19 – начале 20 века. В таком же стиле выполнен Государственный Исторический музей и здание ГУМа на Красной площади. Внутреннее убранство было весьма скромным: расписана была только алтарная часть.




Разрушение и восстановление

Монастырь разогнали в 1928 году. Всё имущество было передано государству. В главном корпусе разместили общежитие педагогического института, а в бывшей трапезной – детский приют. В 1931 году кельи заселили все желающие присоединиться к сельхозартели "Красная Горушка". До войны в соборе располагались колхозное хранилище, водонапорная башня, небольшая электростанция. В алтарной части действовал магазин.

В 60-е годы собор остался без присмотра, началось его постепенное разрушение. Исчезало кровельное железо с крыши, из окон - цветное стекло, а в августе 1980 года в монастыре случился пожар. Он стал последней ступенью разрушения некогда величественного здания, которое стояло теперь без куполов и без окон, с повреждёнными стенами.

Храм восстановили, и это был длинный путь. О том, как это было, мы попросили рассказать одну из инициаторов и непосредственных участниц восстановления Ирину Воронцову:

- Люди, живущие в Данилове, не могут пройти мимо храма. А в моё детство в шестидесятых он стоял, открытый всем ветрам. Мы проходили мимо него на лыжах с классом, и меня всё время поражала эта красота и запущенность. Но делать было нечего.

Потом я уехала в Москву учиться в институт и на последнем курсе присоединилась к субботникам Всероссийского общества охраны памятников искусства и культуры (ВООПИК). В Москве это было развитое движение. Я присоединилась к ним весной, мы занимались усадьбой Блока Тараканово. Это было интересно, но мне-то пора было возвращаться в Данилов.

В 1988 году, уже здесь, в Данилове, я обратила своё внимание на Казанский монастырь. И что интересно: идеи витают в воздухе. В то же время в газете Татьяна Белова подняла этот вопрос, начали приходить письма от будущих членов группы. Мы, заинтересованные, встретились и решили организовать группу, поставили цель – консервация (закрыть храм и остановить его разрушение). Никто из нас не думал даже, чтобы отдать храм церкви. Вопрос о его дальнейшей судьбе не стоял.

- Вы расценивали его исключительно как эстетически красивое сооружение или знали историю?

- Мы не знали ничего, и он тогда даже не был назван памятником. В наших рядах был П. К. Шарапов, он возглавлял Даниловский ВООПИК, мы спросили, почему собор не является памятником. Оказалось, что он слишком молодой, да и не было найдено на него документов.

Для восстановления мы объединились с райкомом комсомола, у них были свои цели: создать молодёжный центр. Нам помогли открыть счёт в банке, напечатали листовки.


Листовка 


В то время на месте алтаря стоял водопроводный бак, он был огромный, на большой высоте, и его надо было как-то демонтировать. Но эта задача не была первоочерёдной, нам надо было закрыть окна и избавить местное население от привычки выкидывать туда мусор. Кроме того, бак этот отделялся от алтаря большой белой кирпичной стеной, и мы подумали: "вот бы этим кирпичом заложить окна".

Перед субботником мы с Сергеем Павловичем (председатель группы по восстановлению) шли к собору и думали, как бы эту стену разрушить. И вот мы входим в храм, а этой стены нет – кирпичи лежат холмиком. Накануне мы были, она стояла, спрашивали местных… До сих пор для меня это загадка. И там, где открылся алтарь, на своде, мы увидели фреску Божьей Матери.


Эти кирпичи – бывшая стена, закрывающая алтарь


В это же время на Даниловской киностудии "Молодость" создавался фильм "Судьба красоты" о разрушенных церквях района. Фильм мы показали в Доме культуры, ходили собирать деньги по домам, давали информацию о банковском счёте, на который можно было перечислить деньги.


Субботник в монастыре


Параллельно с восстановлением храма мы искали документы. Я поехала в ярославский архив, там мне дали документ, где был указан архитектор. Тогда мы даже не знали, кто это такой. Я поехала в Питер, оказалось, что это достаточно известный человек, все знали, что это он автор Казанского. Когда мы выяснили, какие знаменитые церковные лица связаны с этим храмом (Иоанн Кронштадтский и Патриарх Тихон), монастырю, наконец-то, присвоили статус архитектурного памятника, внесли в реестр объектов культурного наследия.

В 90-ом году была первая служба. Был такой отец Георгий Георгиевич Усков из Петербурга. Он разослал очень много объявлений о сборе пожертвований, нам стали приходить деньги со всех концов страны, даже из Венесуэлы. Пришло пожертвование от Булата Окуджавы. К тому времени уже встал вопрос, чтобы снова сделать Казанский монастырём, тогда восстановление было бы уже централизованным. К нам послали матушку Екатерину из Ярославля, она была бывшим архитектором. При ней началось строительство куполов, возведение крестов, жизнь закипела.


Возведение креста



Настоящее время
 
Сейчас Казанский – действующий монастырь, архитектурная жемчужина Даниловского района и главная достопримечательность города. В 2018-м он отметил свой столетний юбилей. Однако опасность разрушения существует и по сей день: внутри храма есть железные опоры, а железо, как известно, подвержено коррозии и ржавлению. Внутри убранство храма остаётся более чем скудным: алтарь расписан был местным художником Владимиром Середой, однако стены не были побелены.



Автор
Настя Кукушкина
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе