Круглое — ломать

Дом №71 по улице Свободы в самом центре Ярославля прославился своим уникальным фасадом с каменными кольцами и мозаичными панно. Неделю назад здание огородили забором и отбили мозаику. Вместе с кольцами. 

Декор фасада в конце 80-х годов XX века придумал один из первых ярославских художников-фундаменталистов Владимир Фесюн. Проект вызвал множество кривотолков, но художественный совет города его одобрил. Загадка мозаичных панно была в том, что каждый зритель видел в них свое – кто-то абстракцию, кто-то подводный мир или пенные струи с пузырьками. Последнее, кстати, объяснимо – на первом этаже здания располагался самый известный в городе пивбар. Как бы то ни было, фасад определенно придавал пикантности окружающему пространству. 

фото Masquerade

Художник умер в 1990 году, но здание сохранило свой вид и в народе стало называться «Колесами». В нем открывались магазины, клубы, и их владельцы вешали свои вывески на стены, вбивая гвозди прямо в мозаичные узоры. И вот настал момент, когда и узоров не стало. 

– Пусть это было произведение не самого высшего класса, но оно просуществовало два десятка лет, и просто так убирать его нельзя, – уверен ярославский архитектор-реставратор Вячеслав Сафронов. – Проект изменения фасада необходимо обсуждать с архитекторами и общественностью. 

Того же мнения придерживаются и в комиссии по культуре областной Общественной палаты. 

– Когда я увидел, что вместо мозаичного декора на здании зияет огромная дыра, то был просто в шоке, – говорит директор музея истории Ярославля, председатель комиссии по культуре областной Общественной палаты Владимир Извеков. – Я понимаю, что таково решение собственника помещения, но то, что он может претворить свое решение относительно здания, которое стоит на центральной площади города уже не один десяток лет, без обсуждений с профессионалами и общественностью, повергает в недоумение. 

Кстати, в свое время помещение бывшего пивбара хотел купить директор «Ярпива» Анатолий Арзиманов. Собирался в продолжение традиции устроить там питейное заведение, сохранив мозаику. Но ему первый этаж дома №71 не отдали. Зато новые собственники «Колес» церемониться с дизайнерскими изысками не стали. 

А кто они, эти собственники? Официальные источники разговаривать на эту тему почему-то отказались. 

– Это помещение продано еще семь лет назад, странно, что вы заинтересовались покупателем только сейчас, – удивилась заместитель главы администрации Кировского района Елена Новик. – Ответить на ваши вопросы мы не можем, пусть говорит собственник. Если захочет. 

Не захотел. Елена Ивановна дала телефон, по которому могли бы проинформировать, но и там поднимать щекотливую тему не пожелали. А в департаменте архитектуры и развития территорий мэрии Ярославля сказали: мол, наше дело – разрешать реконструкцию или нет, но изменение внешности фасада здания с понятием реконструкции в данном случае никак не соотносится, так что не в нашей это компетенции. 

Самое интересное – это, как выяснилось, вообще ни в чьей компетенции. 

– Раньше главный художник города следил за подобными вещами, но несколько лет назад эту должность упразднили, – говорит Аркадий Бобович, бывший главный архитектор Ярославля, эксперт комиссии по культуре областной Общественной палаты. – Городской департамент архитектуры отстранился от этой задачи, а потому за фасадами зданий в Ярославле никто не следит. Конечно, с памятниками архитектуры все в порядке, есть охранные органы. А вот если здание не является памятником, но имеет художественную ценность да и просто интересно само по себе, никто за него не заступится. 

Екатерина АБРАМОВА

Юность-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе