Что для суда прах земной?

Вынесено беспрецедентное решение, согласно которому наше историческое прошлое, достояние культуры – только грунт без реальной ценности Сенсацией правительственного часа в областной Думе, на котором обсуждались проблемы сохранения исторического наследия, стало сообщение директора областного департамента культуры Ларисы Сорокиной о постановлении суда, которое может стать «индульгенцией» для разрушителей исторического облика Ярославля.
Подземный мир выбросили на свалку

Речь идет о строительстве подземной стоянки под домом №23/55 по улице Нахимсона. Дом непосредственно сосед­ствует со Спасо‑Преображен­ским монастырем, то есть находится в охраняемом ЮНЕСКО историческом центре Ярославля, можно сказать, в самом его сердце. В считанных метрах от этого места в древности возвышался оборонительный город­ской вал, который в XVII веке был срыт, а на его месте возведена монастырская стена. Понятное дело, археологический слой здесь обещал интереснейшие открытия и являлся охраняемым государством памятником. Но теперь даже Шлиману нашего времени, если он возьмется производить раскопки на данной территории, здесь уже ничего не найти.

Фирма «Спасские палаты», вознамерившись построить подземную автостоянку, обратилась в департамент культуры Ярославской области за разрешением на производство работ.

– На земельном участке под зданием расположен исторический грунт – объект археологии, – вводит в курс дела Лариса Сорокина. – Поэтому департамент культуры выдал заказчику строительства задание, согласно которому требовалось провести полномасштабные исследования на площади более 700 кв.м. Фактически раскопки ограничились участком 6 на 6 метров. На остальной территории археологические слои были полностью уничтожены.

Этот факт возмутил не только общественность, но и профессионалов. Ведь каждый добытый учеными артефакт вписывает новую страницу в летопись нашего края (а подчас и всей нации), укрепляет его туристический имидж, именно поэтому государство взяло «подземный мир» городов, признанных объектами исторического наследия, под свою охрану.

Возмущенный вопиющим игнорированием прописанного в законодательстве порядка департамент культуры решил наказать заказчика работ хотя бы рублем и подал в суд, чтобы добиться возмещения нанесенного ущерба в соответствии с методикой оценки, разработанной Институтом археологии Российской академии наук.

И… проиграл дело. Суд принял сторону застройщика, который утверждал, что грунт в этом месте никакой реальной ценности не имел. Дескать, ярославская археологическая экспедиция, с которой заключили договор о проведении исследований, нашла, что древние исторические слои, богатые артефактами, утрачены полтора века назад при возведении на этом месте здания. А уже в наше время при прокладке канализации были перемешаны слои нового и новейшего времени, окончательно потеряв свое историческое значение. Следовательно, по логике предпринимателей, копать здесь было бесполезно.
Строить нельзя снести

– Суд обязал нас «принять» археологические исследования и подписать акт выполненных работ, отказав в иске о возмещении ущерба, – Лариса Юрьевна до сих пор недоумевает, как такое могло случиться.

Ведь получается, академики служителю Фемиды не указ. Между тем судами Тверской области в аналогичных ситуациях выносились прямо противоположные решения.

Департамент культуры беспокоит, что безнаказанное уничтожение архитектурного слоя может быть воспринято некоторыми владельцами зданий в охраняемой зоне как своеобразная «индульгенция», что чревато усугублением тревожной тенденции.

Основания для беспокойства действительно есть. Как сообщила Лариса Сорокина, никаких разрешений на проведение работ по перестройке здания на ул. Нахимсона, которое, безусловно, является историческим и находится в зоне охраны, не выдавалось. Единственное согласование – от товарищества собственников жилья – получено на покраску фасада. Между тем там кипела активная строительная жизнь.

– Мы добились решения суда о приостановлении незаконного строительства, – рассказывает заместитель прокурора Антонина Захарова. – Но находиться на объекте круглосуточно у нас нет возможности. Поэтому, проведя повторную проверку, мы лишь смогли зафиксировать, что здание строится вопреки всему.

По словам Антонины Викторовны, прокуратура подготовила материалы для обращения в арбитражный суд о сносе незаконно возведенного строения. Но при этом сама заместитель прокурора в положительное решение не верит: на ее памяти такого ни разу не случалось, тем более в центре города.

Специалисты в сфере охраны памятников сетуют на «ущербность» действующей процедуры государственного контроля в этой сфере. Дело в том, что 294‑й федеральный закон существенно ограничил контролирующие органы в плане проведения внеплановых проверок, о которых теперь нужно проверяемых уведомлять заранее заказным письмом. В результате на все про все уходит не менее недели. Да за это время полгорода экскаватором можно снести!
Жизнь – копейка?

По мнению директора музея истории города, члена областной Общественной палаты Владимира Извекова, сегодня в деле охраны исторического наследия государству без общественности просто не обойтись. Поэтому так важно наладить с ней конструктивный диалог.

С ним солидарен бывший главный архитектор Ярославля, а ныне председатель ярославской организации Союза архитекторов России Аркадий Бобович.

– Наша организация выступала с инициативой создать в регионе общественный градостроительный совет, – пояснил на правительственном часе в облдуме Аркадий Романович. – Мы не оппозиция и не собираемся ею становиться. Но профессиональное сообщество ярославских архитекторов, историков, экологов хотело бы участвовать в обсуждении градостроительных решений на предпроектной и проектной стадиях. Это вполне в духе идеи гражданского общества.

Именно общество должно сказать свое веское слово в неоднозначной ситуации, когда судьи ставят собственное мнение выше признанных специалистов в области истории и искусствоведения. А такие случаи, по словам Ларисы Сорокиной, в последнее время не единичны.

– Например, исключая здания из списка особо охраняемых, суд, по сути, заменяет собой историко‑культурную экспертизу, – переживает Лариса Юрьевна. – Это создает порочную практику.

Проблема в том, что если архитектурные слои, возможно, хранящие бесценные исторические реликвии, достояние цивилизации, воспринимаются без всякого пиитета – как ничего не стоящий прах земной, то что мешает и человека рассматривать в качестве того же «праха земного», «взвешивая» его на сугубо «материальных» весах? Не оттуда ли идет пренебрежение к человеческой жизни, чем серьезно больно наше общество?

Кроме того, неоднозначные судебные решения, возмущающие и профессионалов, и общественность, заставляют задуматься о создании электронного суда. Это не менее важно, чем электронное правительство, и продиктовано теми же причинами – необходимостью борьбы с коррупцией, исключения субъективности и волюнтаризма в трактовке законодательных норм, создания условий для равенства всех граждан страны перед законом независимо от их социального статуса и материального благополучия.
"Ярославский регион"
Поделиться
Комментировать