Всегда быть в кепи - судьба его

Третий сезон сериала «Шерлок» завершается, чтобы вскоре продолжиться

По поводу «Шерлока»* было написано много и много букв.

Одни считают, что как кино фильм тянет на троечку. «А как сериал - годно!» В таких случаях еще принято добавлять «под пиво пойдет» или «на один раз - нормально».

Шерлок Камбербэтча проигрывает Шерлоку Ливанова по ряду причин, в числе которых, конечно, харизма

Другие разглядели в картине не просто адаптацию романов сэра Артура Конан-Дойла, но даже приметы российской действительности: имейте в виду - вместо рыцаря на белом коне к вам тоже может приехать бессердечная машина в людском обличии типа Шерлока. А что? Сами виноваты.

Третьи считают, что Шерлок Камбербэтча проигрывает Шерлоку Ливанова по ряду причин, в числе которых, конечно, харизма — самое загадочное понятие всех времен и народов. Британец, мол, квелый и малокровный какой-то. Да и высокоактивный социопат к тому же. Зато наш - глыба, матерый человечище! Как засмеется, аж мурашки по коже.

Конечно, Шерлок - не торт, чтобы всем нравиться. Хотя руки чешутся разобрать картину на несколько «слоев». Не пугайтесь, здесь не будет дотошного анализа ляпов, шрифта титров или анимированных SMS. Все элементарно.

1. Сюжет. Казалось бы, самое запутанное и интересное, и, одновременно, самое понятное - это то, что на поверхности. За многочисленными ребусами старательно следят все. И через полчаса просмотра фильма зритель хочет опередить Шерлока хоть на мгновение. Каждое хватание человека за руку цепко фиксируется и расценивается как «ага, вот сейчас он ему точно пульс считает!». Но когда загадку загадывают вам, потом - загадывающему вам, потом тому, кто загадал загадывающему вам, стоит задуматься... А об этом ли вообще фильм? Повествование превращается в вихрь головоломок, несущийся фоном где-то на втором плане, и так ли важно их разгадывать? Это даже не кубик рубика, который нужно собрать с завязанными руками. Это как шахматы, в которые надо играть с завязанными глазами против Каспарова, вальяжно облокотившегося на компьютер напротив вас. Ну, попробуйте, если время есть. Только смысл?

2. Игра актеров. Да простит меня Игорь Петренко (сыгравший сыщика в недавней экранизации для канала «Россия 1», - ред.), но Камбербэтч - выдающийся! Есть хорошие актеры, есть одаренные, есть трудолюбивые, а есть такие, как Бенедикт - от Бога. Нельзя просто так взять и держать за глотку зрителя полтора часа, имея демоническую, отталкивающую, странную внешность то ли потомка драконов, то ли посланника инопланетян. Кто посмел оторваться от его игры хоть на минуту, пусть первым бросит в меня камень.

Вот уж загадка похлеще гибели Шерлока - за счет чего это ему удается? Вглядимся: разнесенные по разным сторонам лица глаза марсианина. Лоб, перед высотой которого дрогнула бы и Елена Исинбаева. Лицо, которое сам актер без стеснения признает лошадиным. Что заставляет нас неотрывно смотреть на его игру? Голый торс и очки кота Базилио, как у голливудского Роберта Дауни-мл.? Манеры и рассудительность, как у нашего Василия Ливанова? Академичность, как у британца Бэзила Рэтбоуна? Нет же! Он просто делает это. Никуда не денешься! А тут еще и удачная российская озвучка, придавшая сыщику солидности и загадочности, добавила вистов. Но и все это - даже не половина успеха, если бы не третий пункт.


Такого «Шерлока» не хочется оставлять на полке, чтобы, вздыхая, показывать потом детям

3. Почти невидимые, неосязаемые нюансы и полутона, на которых строится картина и которыми нашпигованы все сезоны сериала - вот то, чего не хватало предыдущим 999 экранизациям романов Конан-Дойла.

Из добротных, ладно спаянных шерлоков холмсов можно выстроить легион. Книга рекордов Гиннеса это подтверждает. Конечно, эти солдатики будут отличаться друг от друга не только обмундированием. Но один из них стоит в сторонке — это новый Шерлок, который может повести нас за собой, а не просто талантливо маршировать, как другие.

Как тонко раскрыта тема дружбы в эпизоде «Пустой катафалк»! Какой взрыв парламента? Какие загадки и шифры? Причем тут спасение мира и тема терроризма? Циничный Шерлок заставил Ватсона такое пережить, что тот вышел из истории опустошенным, заново выкованным, почти сверхчеловеком. Пережить смерть друга, поверить в его воскрешение, почти сгореть, а потом еще и простить друга за подлог - а вам слабо?

Как неуловимо мы чувствуем - нет, он этого не показывает! - именно ощущаем терзания и колыхания чего-то вроде бы живого, еще не отмершего, мерцающего внутри Шерлока во время линии с Ирэн Адлер в эпизоде «Скандал в Белгравии» (во втором сезоне, - ред). Флиртует или опять играет? Да как можно рядом с такой женщиной притворяться! Понятно, что не поцелует ее сейчас, но вдруг влюбился? В этот момент сам Камбербэтч словно на одну серию вылезает из шкуры гениального прагматика и садится вместе с нами в зале: неужели дрогнет? Неужели до сих пор ищет то, что природа забрала у него в обмен на чертоги разума?

А с какой иронией обыграна горячо обсуждаемая тема сексуальной ориентации сыщика. Расспросы и намеки со стороны мисс Хадсон, Ирэн Адлер да и всех зрителей. Гей или нет? Почему живет с пожилой горничной, хотя даже Ватсон умудрился жениться? В эпизоде «Пустой катафалк» Шерлок и Мориарти сливаются в смачном поцелуе на крыше. Вы-таки ждали каминаута? Вы его имеете, пусть это и была визуализация фантазий поклонников Шерлока.

Вообще, юмор - отдельная история этой картины. Он фирменный: английский и беспощадный. Если вы не понимаете, какого черта можно так жестко шутить над другими и полезно смеяться над собой, вам по другому адресу.

Те, кого тема гомосексуализма волнует меньше всего, наверняка стараются понять, почему Шерлок - социопат? Почему люди без загадочных историй ему безынтересны? Да, он не засиживается перед камином и почти все время занят делом. Но почему? Что, если - внимание поклонникам доктора Хауса, прямые аналогии!!! - он намеренно предпочел личному счастью одержимость работой? Шерлок, человек с мозгом ученого, раз и навсегда принес себя в жертву и едва ли готов отказаться от этого. Но в чем причина?

Создатели сериала Марк Гэттис и Стивен Моффат будто затащили нас в многоуровневый сон, как в фильме «Начало» Кристофера Нолана. Посадив зрителя в кресло вместо Леонардо ди Каприо, его погрузили в первый уровень сна, потом во второй - внутри первого, затем в третий - внутри второго. Побежали титры - и зритель очнулся. В голове осталась одна ясная мысль - надо пересмотреть еще раз. Ну, или за пивом сходить - одно из двух.

Такого «Шерлока» не хочется оставлять на полке, чтобы, вздыхая, показывать потом детям: смотри сынок, а вот мы росли на таком кино. И даже не думайте усомниться в том, что Василий Ливанов - наше все! Задумайтесь лучше, почему сценарист советского Холмса Владимир Валуцкий назвал именно эту британскую экранизацию первой на его памяти, которая достойна внимания.

Этого «Шерлока» тянет пересмотреть и «передумывать» снова, чтобы найти хотя бы один новый маячок, очередное едва заметное подмигивание, которое заставит улыбнуться: «ай да Шерлок, ай да сукин сын!». То ли еще будет! Четвертый сезон не за горами - BBC уже доложил о намерениях.

* Оригинальное название сериала - «Sherlock». Первый канал зачем-то переводит его как «Шерлок Холмс», что не очень правильно: действие происходит в наше время и главного героя в кадре чаще всего зовут по имени, игнорируя фамилию - как это принято в современной Великобритании.

Егор АРЕФЬЕВ

КП-Ярославль

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе