«В телевизор пустили оппозицию»

Телевизионные критики подводят итоги периода предвыборной агитации


ПосТВыборное


Анна Качкаева радио «Свобода»


Жириновский на осле, Зюганов на «Мерседесе», Миронов у сберкассы, Прохоров в «Прожекторперисхилтоне», Путин везде. Финал — сияющая Манежная. Феерическая съемка практически с кремлевских башен. Летающие камеры. Слезы победителя. К ликованию в финале «большое телевидение» готовилось и его приближало. Ворвавшаяся в эфир улица с протестами «За честные выборы» добавила кампании живости, но не жизни. Фильтрация, форматирование, умолчания и манипулирование с помощью телевизионных приемов (точка съемки, ракурс, монтаж в новостях) всего, что было связано с митингами и оппозицией, не оставляли сомнений в сознательном дозировании, корректировке информационного потока и в целом в охранительной позиции «большого телевидения».


Конечно, это была первая телевизионная кампания, на которую всерьез влиял свободный дух социальных сетей. Этот сквозняк заставлял виртуознее работать с невербальной фактурой, форточка вольности приоткрылась. Энергию нового поколения горожан в буквальном смысле канализировал канал «Дождь» с его телемарафонами и прямыми разговорами, сделав, по сути, своих зрителей творцами эфира и площадкой для формирований идей общественного протеста. Здесь в каком-то смысле «обкатываются» новые лица для «большого телевидения» и будущей политики, а вот старожилы политического эфира очевидно потускнели.


При общей настройке на главного кандидата «большое телевидение» играло в разных регистрах. Оставим за скобками неизбежность эфирного преимущества премьера Путина,  который несколько раз уходил в отпуск и возвращался в предвыборный эфир. В предложенной ситуации каналы государственной ВГТРК освещали кампанию более-менее сбалансированно — не в смысле равного доступа, а по интонации.

Информационные выпуски, прямые, некомментированные трансляции, Сергей Брилев (мягко корректен), Сергей Соловьев (корректен настолько, насколько может себе позволить шоумен-манипулятор) делали эфиры каналов «Россия 1» и «Россия 24» аккуратными. «Первый канал» действовал в своей народно-карнавальной зрелищной стилистике, которая предполагает больше шума и перехлестов: Прохоров в «Прожекторе», Путин в КВН, Канделаки у Познера, «красная кнопка» у «Гражданина Гордона» и, конечно, новостная сенсация с предотвращенным покушением на Путина, визуальный экстаз Манежной в ночь выборов — запоминающиеся эмоциональные моменты кампании. На «Первом канале» был уместен масштабный эпос о герое «Мост над бездной», снятый с размахом, в эффектной зрелищной комиксно-клиповой стилистике.

В «большой тройке» НТВ, как всегда, сыграло роль «анфан террибль». «Сегодня» (особенно с Алексеем Пивоваровым), «ЦТ» (с его ироничной, не назидательной, выбивающейся из общего гама интонацией) легко уживались с «чрезвычайками» заказов против оппозиции («Заграница им поможет»), федеральной путинианой и классическим сериалом ВВС «Путин, Россия и Запад» (объективистский, с деталями и откровенными интервью). В минувшей кампании именно пропагандистская документалистика была использована для неожиданных программных решений.


Ну и наконец, о выборном «застеколье». Активные интернет-граждане приникли к тысячам камер. За всеми участками присматривали. Время вроде как сжалось, территории приблизились к домашним диванам. Москва рассмотрела страну. Дети порадовались за мам, которые голосовали в 2 тыс. км от столицы (повидали). Члены избирательных комиссий под наблюдением «большого брата» вели себя сдержаннее (как сообщалось на федеральных каналах). Один проголосовавший гражданин из Ижевска, исполнив гражданский долг, повернулся на камеру и нецензурно выругался — получил свою всероссийскую минуту славы. «Большое телевидение» с удовольствием транслировало видео с веб-камер, корреспонденты захлебывались от восторга по поводу уникальных возможностей трансляции. Но торжество технологий автоматически не делает выборы честнее, чище и прозрачнее. Так же как реальность, помещенная в рамку кадра, всего лишь часть реальности, этой рамкой ограниченная. Веб-камеры выступили чудесной игрушкой для вуайеристов, но не меньше, чем профессиональное ТВ, отвлекали от реальности. Это многочасовое (и вроде бы документальное) зрелище не способно рассеять сомнения в неподдельности. Потому что на это видео есть и другое — с зафиксированными нарушениями, снятое с мобильных камер, выложенное в ютуб.

Страна стабильности


Ольга Галицкая


«Вам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россия», — в тысячу первый раз повторил с экрана Никита Сергеевич Михалков. Любимое изречение из своего дежурного набора цитат он приберег как главный козырь для допремьерного обсуждения сериала «Белая гвардия» на «России 1».


Светился двойной радостью и энтузиазмом ведущий ток-шоу Владимир Соловьев. Он заткнул за пояс своего бывшего друга Гордона. Одновременно и дебаты провел, и кино вроде бы обсудил.


Режиссер Сергей Снежкин по большей части уныло молчал. Агитация ведь шла не за его фильм, а за премьера. Которого на госканале смело приравнивали к великой России.


Что касается самого Александра Гордона, попытавшегося стать «Гражданином Гордоном», то его затея не удалась. Попытка сенсационного общественного договора между кандидатами на пост президента и их сторонниками, затеянная им в одноименной программе, закончилась пшиком — никто ничего не подписал. А участие в ночных дискуссиях после выборов свелось к тому, что по указке Петра Толстого, взмыленного и ошарашенного от непривычного ему формата, Гордон подбегал с микрофоном к очередному оратору.


Но поутру, когда все проснулись, обнаружилось, что в телевизионную страну вновь вернулась стабильность. Тут нелишне вспомнить вторую любезную сердцу Михалкова цитату про «колебание умов ни в чем не твердых». Колебания закончились.


Телевизионные умы враз отвердели после нескольких недель явной растерянности. Историк Наталья Нарочницкая, дама приятная власти, а значит, и телевизионным начальникам во всех отношениях, твердо заявила, что в ближайшие десять лет даже легкого дуновения оранжевых настроений не предвидится. Ее активно поддержал Сергей Кургинян, звезда «Исторического процесса».


Сергей Трофимов, музыкант, с изумительной наивностью порадовался тому, как удачно премьер «консолидировал финансовую элиту на базе «Газпрома».


Сам премьер, едва успев вновь стать избранным президентом, похвалил по прямой видеосвязи рабочих Уралвагонзавода за высокий интеллект, позволивший им сделать правильный выбор и собраться в ночи для поздравлений, не обращая внимания на разницу с Москвой во времени.


В новостных выпусках «Первого», «России» и НТВ мягко журили «недовольных горожан», что те не соблюдают уличных порядков и задерживаются в городских скверах дольше времени, отведенного на митинг. Правда, при показе народного ликования по случаю победы «идеального кандидата», как назвал его опытный Алексей Пушков, почему-то избегали показывать ряды бронетранспортеров и шеренги солдат в мирной столице.


Осажденный и неспокойный город можно было увидеть в сериале Сергея Снежкина «Белая гвардия». Но восемь серий, выструганных из десяти, задуманных режиссером, запустили в зрителей комом — по четыре за вечер. Чтобы «белая гвардия» запугала «белое кольцо» угрозой гражданской войны. Использование искусства в пропагандистских целях, как правило, вредит и искусству, и пропаганде. Сериал провалился. Зрители переключились на проверенный временем хит «Москва слезам не верит».


И действительно ведь не верит.


Белые, красные и оранжевые


Ксения Ларина «Эхо Москвы»


Предвыборная кампания стала главным телевизионным событием февраля и, кажется, измучила всех — и зрителей, и телевизионщиков, и участников. Вплоть до 4 марта телевизор вдалбливал осатаневшему от политической бойни электорату, что за каждым углом его подстерегает оранжевая зараза, а на пороге гремит гражданская война. Никогда еще власть столь агрессивно и столь беспардонно не вмешивалась в частную жизнь своего народа, в ход шли все возможные медийные средства политической борьбы — от угроз и шантажа до вранья и передергиваний.


Зато в телевизор пустили оппозицию: на экране то и дело мелькали запретные еще вчера лица — от Рыжкова до Немцова. В дебатах зажигались новые звезды — явление Ирины Прохоровой стало чуть ли не главным событием месяца. За несколько недель кандидат Прохоров прошел путь от косноязычного неуклюжего верзилы до вполне убедительного внятного политика. Владимир Жириновский с завидным упорством ломился к своему политическому краху. Удивлял своей беззубостью и серостью недавний фрондер Сергей Миронов. На фоне заезженной пластинки Геннадия Зюганова ковалась железная звезда Сергея Удальцова. Тина Канделаки в панике носилась по телеэкрану в поисках «более лучшего» ракурса и в итоге превратилась во всеобщее посмешище. Ксения Собчак стремительно избавлялась от павлиньих перьев и обретала человеческий облик. По телевизору даже показали Алексея Навального — и телеаудитория теперь знает, что человек с такой фамилией реально существует, а не является интернет-фантомом.

И как ни старались федеральные каналы смешать белое с оранжевым или даже с коричневым, им не удалось вывалять в уличной грязи образ «снежной революции». Лица людей, выходивших на акции «За честные выборы», говорили сами за себя, и никакие закадровые комментарии не могли превратить улыбающихся граждан в злобных шпионов. Воодушевленные гражданской поддержкой, лидеры общественного мнения не боялись открыто выступать против власти и тех, кто ее олицетворяет, — крамольные речи звучали в ночных федеральных эфирах после выборов, и ни Петр Толстой, ни Владимир Соловьев не могли этот протестный фонтан заткнуть.


И это при том, что в предвыборную топку были брошены лучшие силы — от Чулпан Хаматовой и Евгения Миронова до Александра Гордона и Сергея Снежкина. Последний вряд ли мог предположить, что труд его жизни — экранизация булгаковской «Белой гвардии» — станет очередным винтиком в пропагандистской антиоранжевой машине, и сам Никита Михалков будет у Снежкина на разогреве. Фильм действительно жалко — широко разрекламированный и торжественно поданный к праздничному президентскому столу, он не получил ни нужной для его восприятия атмосферы, ни спокойного, освобожденного от политической ажитации просмотра. Премьеру буквально сунули под нос раздраженному зрителю, грубо затолкав ее в самое пекло выборного угара. Как должен выглядеть фильм на самом деле, узнаем, когда он выйдет в авторской режиссерской версии. Пока же «Белая гвардия» потерпела сокрушительное поражение, оказавшись в роли идеологической прокладки между оранжевыми, красными и кремлевскими.


Даешь культуру!


Александр Мельман «Московский комсомолец»


Еще недавно непримиримая оппозиция заявляла, что, как только ее покажут по телевизору, у темного народа сразу откроются глаза и он поймет, где ложь, а где правда. И скинет народ Путина, выстроится вслед за либералами и демократами, и жизнь в России начнется самая распрекрасная. Но вот это случилось. Сегодня на ТВ мало какая дискуссионная передача обходится без лидеров Болотной и Сахарова. Да, на выходе в эфир их немного режут, только они не особо и сопротивляются. Но никакого чуда так и не произошло: у народа открылись глаза, но только не на правду, а на эту самую оппозицию.

Выходит, что именно эти столичные недовольные горожане раздражают народ гораздо сильнее, чем Путин. Опять же можно пенять на специфическую подачу телекартинки. Но даже с этим допуском стоит сказать: Рыжков, Немцов, Касьянов, Каспаров, появившись-таки на федеральных каналах, выглядят мелковато. Видно это и по манере их поведения на экране, по речи. Да и по сути ничего нового, судьбоносного они не сказали.


Теперь проанализируем, как же ведет себя сейчас новая кремлевская пропагандистская машина. Поначалу лидерам непримиримых разрешили «прокричаться». Вернее, кричали все, и они в том числе. То есть «большой брат» очевидно сознательно завел этот хор, гвалт, и Рыжков с Немцовым, опьянев от дозволения присутствовать в телевизоре как большие, с удовольствием подыграли этому сумбуру вместо музыки. Воздух свободы сыграл с ними злую шутку. «Болотными» легко воспользовались в собственных пиар-целях, а они и не заметили.


Затем пошла телеэра просвещенного путинизма. Кандидат в президенты номер один каждый понедельник пишет знаковые статьи о судьбах Родины, после чего они со всех сторон обсуждаются в ток-шоу. После периода шума и гама начался так называемый период смыслов. Оппозиция уже не кричала, а включилась в обсуждение путинского тренда. То есть повестку дня задавал именно премьер, затем на всех каналах эти темы раскручивались, а либералы, таким образом, подсаживались в последний вагон и только догоняли. А на самом деле и не догоняли, потому они, уже не буйные, а очень даже вменяемые, в очередной раз попались на кремлевскую удочку.


Но это была лишь первая часть мерлезонского балета в исполнении обновленной кремлевской администрации. Ее кодовое название — идеологическая. Зато вторая — силовая. Наезды на «Эхо Москвы», телеканал «Дождь», «Новую газету» наводят на размышления. Либо власть, как многорукий Шива, специально действует в разных направлениях, применяя метод кнута и пряника, либо кремлевские башни всерьез начали опасную конкуренцию друг с другом, демонстрируя разные методы в меру своей испорченности. Пока ясно одно: на этом тактическом этапе власть оказалась победителем. Причем победу эту одержала довольно легко и за явным преимуществом. Оппозиционеры сильно обиделись, начали обзывать пришедших на Поклонную и в «Лужники» быдлом и анчоусами, таким образом еще больше настроив людей в ватниках против себя.


И кремлевские игры на свежем воздухе, и оппозиционное бодание телят с дубом выглядят очень поверхностно и бесперспективно. Если же вы хотите хоть какого-то смысла, плюньте на эту политику и смотрите канал «Культура». Да там одна «Игра в бисер» чего стоит! С каким смаком, вкусом, умом писатели, филологи, преподаватели обсуждают классику, находя в ней бездну важнейших понятий и смыслов. Так что призываю всех думающих людей России на новый, особый митинг под лозунгом: «Долой дешевый полит-пиар и крикливые ток-шоу. Даешь культуру! И «Культуру».

Дебаты и скандалы


Сергей Варшавчик РИА Новости


Февраль и первая половина марта ознаменовались резкой политизацией ТВ, связанной с предвыборной гонкой. Экран заполонили агитационные ролики претендентов и их сторонников. Разразилась парочка скандалов, связанных с известными мастерами сцены и кино.


Сначала актер Юрий Назаров отметился в рекламе сразу двух кандидатов — Зюганова и Миронова, а затем актриса Чулпан Хаматова призвала отдать свои голоса за Владимира Путина. Выступление последней всколыхнуло рунет, а затем и телевидение. На защиту актрисы встали многие мастера культуры, отметая предположения о том, что на Хаматову надавили сверху.


Отжигали и сами кандидаты. В основном отличился Владимир Жириновский, который в ходе теледебатов с Михаилом Прохоровым устроил мощный скандал. Публика увидела сцену в духе трамвайного скандала: лидер ЛДПР вступил в ожесточенную дискуссию со сторонницей Прохорова Аллой Пугачевой. В ходе последующей оживленной беседы на повышенных тонах две популярные личности обменялись рядом хлестких эпитетов, но, слава богу, на лексикон, которым пользуются в быту портовые грузчики и армейские прапорщики, не перешли.


Несмотря на то что в эфир госканалов оказалась допущена группа несистемных оппозиционеров, самый яркий из них по-прежнему остается под запретом. Во всяком случае в авторской программе Владимира Познера («Первый канал») из беседы с известной телеведущей и членом Общественной палаты РФ Тиной Канделаки исчезло упоминание об Алексее Навальном. Причем цензура коснулась лишь аудитории европейской части России, зрители Дальнего Востока увидели программу без купюр.

Из неполитических программ упомяну о двух художественных сериалах: «Жукове», который был показан по «Первому каналу», и «Белой гвардии» — продукт «России 1». Оба оставили тягостное впечатление. В «Жукове» нам показали жалкую и ничтожную личность, погрязшего в пьянках и разборках с бабами, слабостью которого ловко пользуется коварный Сталин, плетущий интриги вокруг полководца. В итоге осталось непонятным, за что такой Жуков вообще получил маршальские звезды.


«Белая гвардия» Сергея Снежкина в сравнении с «Днями Турбиных» Владимира Басова, на мой взгляд, проиграла — как по актерскому составу, так и в передаче булгаковского стиля. Получилась восьмисерийная тягомотина, ярким пятном в которой стал разве что актер Алексей Серебряков.

Конец света в конце тоннеля


Юрий Богомолов «Российская газета»


Задачи по освещению федеральными каналами политической жизни страны с приближением часа «икс» все усложнялись, а решения упрощались. Работа же политических журналистов стала сродни искусству канатоходцев, идущих по слабо натянутой проволоке. Мало кому удалось пройти, не сорвавшись. То есть не погрешить против собственной совести и профессиональной этики.


Легче других было новостникам. Они сфотографировали толпу на одном митинге, на другом, процитировали нескольких ораторов, взяли по нескольку синхронов с одной и с другой стороны, озвучили официальные цифры участников митингов, и дело сделано.

На высоте были телеканал «Дождь», программы «Центральное телевидение» (НТВ) и «Неделя» с Марианной Максимовской. Они не просто освещали предвыборную и поствыборную кампании — они достаточно энергично подвергли их экспресс-анализу.

Уже в ходе кампании стало понятно, что партия власти сделала ставку на милитаризацию политической риторики. Политической борьбе был придан статус гражданской войны, в которой есть место врагам, партизанам, предателям и т.д. Проправительственные митинги шли под этими лозунгами. Агитация за явку велась под знаком мобилизации населения страны в борьбе с либерализмом. На эту же мельницу лили воду документальные программы «Лев Троцкий. Тайна мировой революции», «Эффект домино. Февральская революция в судьбе России», «Забытый вождь. Александр Керенский» и отчасти лента британских документалистов «Путин, Россия и Запад». И не потому, что была пропутинской. Просто она попала в определенный контекст.


Курьезнее всех выглядел на телеэкране человек, который решил переквалифицироваться из политологов в политики — господин Кургинян. У него случилось нервное расстройство на почве мании преследования призраком «оранжевой революции»: и мальчики оранжевые в глазах… Дело дошло до того, что непосредственно на митинге он запел жутко фальшиво, но страшно патриотично о борьбе между «силами тьмы и когортами света».


Комично смотрелся ГражданинГордон (в одно слово), попытавшийся помирить Болотную и Поклонную по случаю своего дня рождения. Хотел человек попасть в историю, но…

Из художественных сериалов стоило бы отметить «Жукова» и «Белую гвардию» как обидные неудачи.


Авторы «Жукова» не решились сказать главного, что следовало из биографии героя: маршал Победы (на фронтах Великой Отечественной войны) оказался маршалом поражения в битве с системой, которая его породила, которая его и разрушила — медленно, но верно.


В экранизации «Белой гвардии» нет двух самых главных героев булгаковского романа — образа Дома и образа Города. Без них киноповествование висит на ниточке интриги.

Виктор Шкловский, которого Булгаков изобразил в Шполянском (в фильме его сыграл Бондарчук), сказал бы, что повествование движимо фабулой, но не сюжетом. По крайней мере не тем сюжетом, что соткал автор романа.


Были и безусловные удачи. Обе случились на «Культуре». Одна — цикл «Беседы о русской культуре» Юрия Лотмана. Другая — «Мост над бездной» Паолы Волковой.


Если нам не удается никак застроить культурой бездну, то уже хорошо, что есть мосты над ней.

Московские новости

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе