Умение выставлять пошлость жизни

Редкая птица "Гоголь" долетела до телеэкрана и немало поспособствовала его украшению. К двухсотлетнему юбилею Николая Васильевича Гоголя наше телевидение, в обычные дни весьма равнодушное к великому культурному наследию родной страны, подготовило и допустило до зрителей циклы и отдельные фильмы, посвященные юбиляру, то есть в кои-то веки обратилось к разумному, доброму, вечному. К тому, от чего оно, как правило, шарахается как черт от ладана с криком "Чур меня! С "духовкой" (так на циничном телеязыке называют все, что выше пояса) - на канал "Культура"!"


Разумеется, канал "Культура" отметил юбилей Гоголя с чувством, с толком, с расстановкой, причем начал задолго до самой юбилейной даты. Игорь Золотусский в десятисерийном цикле "Оправдание Гоголя" исследовал жизнь и творчество юбиляра с редкой для сегодняшнего телевидения скрупулезностью, посвятив каждую серию определенному этапу его жизненного пути и акцентируя внимание прежде всего на его духовных исканиях.

Получилась исключительно глубокая работа, сделанная, впрочем, по всем законам ТВ: автор рассказывал о своем герое не где-нибудь в скучной студии, а в тех местах, с которыми была связана жизнь Гоголя. Съемочная группа побывала на Украине, где прошло его детство, в Петербурге, в Италии, во Франции, в Иерусалиме. Исключительно органично и участие в фильме актера Алексея Девотченко, который читает отрывки из Гоголя: это не актерская иллюстрация, а точное дополнение к общему складу повествования, вызывающее к тому же немедленное желание заново перечесть гения (что лично я и сделала под влиянием этого замечательного цикла).

Канал "Культура" одним юбилейным циклом не ограничился. Здесь также показывали документальные фильмы о Гоголе, художественные фильмы и спектакли, поставленные по его произведениям.

Все-таки ужасная эта штука - агрессивная реклама. Не знаю, как у кого, а у меня она начисто отбивает желание знакомиться с полной версией рекламируемого произведения. Просто из чувства протеста

Канал "Россия" ничего специально юбилейного делать не стал. Разве что прослоил свое межпрограммное пространство анонсами фильма "Тарас Бульба", который снят при участии канала и только что вышел в прокат. И без того хрестоматийное "А поворотись-ка, сын" от бесконечного повторения уже навязло в зубах. Все-таки ужасная эта штука - агрессивная реклама. Не знаю, как у кого, а у меня она начисто отбивает желание знакомиться с полной версией рекламируемого произведения. Просто из чувства протеста.

"Первый канал" своего "Гоголя" тоже начал анонсировать задолго до премьеры двухсерийного фильма Леонида Парфенова "Птица-Гоголь" и с назойливостью этой рекламы тоже несколько, на мой взгляд, переборщил. К тому моменту, когда "Птица-Гоголь" долетела-таки до эфира, создалось ощущение, что фильм, растащенный на рекламные фрагменты, мы уже посмотрели, увидев Парфенова и в Сорочинцах, где Гоголь родился, и на балконе Нежинской гимназии, где он учился, и в окне итальянского дома, где он долгое время жил и писал "Мертвые души". Но все ж таки это Парфенов - не менее редкая для нашего ТВ птица, нежели Гоголь. И то, что его так рекламировали на "Первом канале" (на самом "Первом"!), говорит о многом: значит, понимают, что он по-прежнему телеперсона N 1, значит, верят, что зритель обязательно на него придет, значит, уверены, что это событие.

В отличие от серьезного и вдумчивого Золотусского, который без всяких скидок на зрительское невежество или дилетантизм, исследует природу Гоголя, Парфенов в своем фильме выступает скорее в роли остроумного и влюбленного в своего героя гида, эдакого проводника по его жизни и его произведениям. Ему важно самому пройти там, где ступала нога Гоголя, проехаться в бричке наподобие той, в которой ехал за мертвыми душами Павел Иваныч Чичиков, на наших глазах приготовить макароны ровно по тому рецепту, который знал Гоголь, зайти в его любимое римское кафе и подышать воздухом той квартиры, где писатель чувствовал себя счастливым.

С помощью современных компьютерных средств он остроумно воссоздает интерьеры домов, где бывал Гоголь, и пейзажи, которые открывались его взору. Да и сам Гоголь со своим фирменным огромным носом время от времени пролетает то там, то сям, словно давая понять, что его дух в отличие от тленной плоти бессмертен.

В этом смысле творческая манера Леонида Парфенова остается неизменной - он сам непременный участник собственных фильмов, темпераментный рассказчик, страстно желающий поделиться тем, что он знает, со своими зрителями и слушателями. Дополняют его рассказ фрагменты из фильмов и спектаклей, поставленных по произведениям Гоголя, а также Олег Табаков, читающий отрывки из писем и дневников писателя, и Земфира, читающая Гоголя. И если Олег Палыч делает это замечательно, то Земфира, увы, не чтец: помимо проблем с дикцией возникает проблема непопадания в общий настрой, поэтому ее присутствие кажется чем-то чужеродным, и хотя не очень портит фильм, но и не больно-то украшает.

Впрочем, это все мелочи по сравнению с тем, что фильм "Птица-Гоголь", пусть и в занимательной манере (Парфенов просвещает, развлекая), открывает многим зрителям, привыкшим к традиционным школьным трактовкам, совсем иного Гоголя: не реалиста, не сатирика - обличителя общественных пороков, а авангардиста, значительно опередившего время, одного из основателей литературы абсурда, создателя невероятных фантасмагорий, над которыми и по сию пору ломают головы его биографы и исследователи. При этом Гоголь у Парфенова - живой, мятущийся, по-прежнему до конца непостижимый человек, которого невозможно запихнуть ни в какие рамки. Владимир Набоков, завершая замечательное эссе "Николай Гоголь", писал: "Стараясь передать мое отношение к его искусству, я не предъявил ни одного ощутимого доказательства его ни на что не похожей природы. Я могу лишь положа руку на сердце утверждать, что я не выдумал Гоголя. Он действительно писал, он действительно жил".

1 апреля, непосредственно в день рождения писателя, новостной эфир был полон сюжетов из разных городов и весей, где ответственные товарищи возлагали цветы к тем или иным объектам, связанным с жизнью юбиляра (вот бы он сам повеселился, глядя на это!). Губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко, запинаясь, пыталась прочитать с выражением отрывок из "Мертвых душ", а премьер-министр Владимир Путин во время какого-то из заседаний поздравил собравшихся с днем рождения Гоголя и поблагодарил всех: "Я знаю, как много внимания уделяют этому и парламент в целом, и "Единая Россия" (чем именно "ЕР" отличилась в ходе празднования гоголевского юбилея, осталось непроясненным).

Художественный руководитель театра "Ленком" Марк Захаров в программе Александра Архангельского "Тем временем", как раз посвященной юбилею Гоголя и юбилеям классиков вообще, с грустью вспомнил, как десять лет назад страна с невероятной помпой отмечала 200-летие Пушкина. А прошел юбилей - и будто он выдал индульгенцию на беспамятство. Забыли "наше все". Редко кто из телевизионщиков (за исключением все той же "Культуры") вспоминает памятные даты рождения и смерти поэта. А в недавнем проекте "Имя Россия" Пушкин даже не добрался до первой тройки, не говоря уже о Гоголе, который не попал и в хитовую дюжину славных имен России. 

Что ж, тем ценнее юбилеи, от которых просто невозможно отмахнуться. И случился на нашей улице еще один праздник - канал "Россия" транслировал в пятницу юбилейный вечер Михаила Жванецкого. Как утверждают те, кто имел счастье побывать на этом вечере, - практически без купюр. Три часа подряд!

Жванецкий собрал у себя лучших людей страны. Три часа они смеялись и плакали вместе с ним и не скупились на комплименты, ставя юбиляру в заслугу не только то, что он большой русский писатель, завершающий плеяду великих южнорусских писателей (тут и Гоголя, конечно, не раз помянули), но и абсолютно свободный человек, который всю жизнь преподает только один предмет: сопротивление. А также то, что Пушкин особенно ценил в Гоголе: умение выставлять пошлость жизни.

ИРИНА ПЕТРОВСКАЯ

Известия
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе