Сталин. Live

Он маячил на телеэкране почти неделю, вторгаясь в нашу жизнь без всякого нашего на то согласия. Реклама вообще назойлива - на то и расчет, что купимся и купим даже то, что нам совсем ни к чему. Парадный портрет усатого вождя вкупе с категоричной надписью под ним "Сталин с нами!" приобретал особую актуальность, попадая в одну обойму с зимней резиной для автомобиля, майонезом, без которого актриса, рекламирующая его, не мыслит своей жизни, или бытовой техникой с бешеными новогодними скидками: "Спешите! Только у нас! Только сейчас!"

Так канал НТВ рекламировал второй выпуск нового ток-шоу "НТВшники", приуроченный к 130-летию отца народов. Кто-то из его участников назвал этот прием нейролингвистическим программированием - внедрением "продукта" в сознание масс". Вопрос - "Сталин с нами?" - перед создателями шоу не стоял. Они именно что провокационно утверждали: "С нами!" А с кем - с нами? И почему? Да не будь телевидения - о памятной для фанатов вождя дате, уверена, вряд ли бы вспомнили даже они, превратившие его в идола. И, заметьте: круглые даты выдающихся деятелей российской культуры отмечает чаще всего лишь канал с аналогичным названием и весьма скудным охватом аудитории - так было в уходящем году с Пушкиным и Лермонтовым, к примеру, не удостоившимися ни специальных программ, ни тем более дискуссий на главных федеральных каналах. 

Кстати, в прошлогоднем проекте "Имя Россия" выпуск, посвященный Пушкину, получился самым бледным. Каждый из участников зачитал по бумажке заранее припасенные стихотворные строчки, произнес общие слова типа "Пушкин - наше все". И проехали. По-настоящему заводились лишь от душегубов, прозванных в народе из-за масштаба их душегубств великими. Один из них, как раз наш юбиляр, чуть не победил в ходе всенародного голосования - добро, что организаторы телепроекта вовремя спохватились и не допустили скандального итога.

Вечером в воскресенье вождь с парадного портрета ожил, превратившись в посеребренного а-ля памятник актера, погрозил прямо в экран пальцем и произнес с характерным акцентом: "Поговорим?"

Поговорить собралась большая и разнородная компания. Это, разумеется, энтэвэшники: Владимир Кондратьев, Алексей Пивоваров, Павел Лобков, ведущий Антон Хреков и - о, чудо! - Леонид Парфенов, пять лет назад изгнанный с НТВ за нарушение корпоративной этики, а теперь, видимо, прощенный и снова причисленный к семейству энтэвэшников, ибо, как сказал ведущий, "бывших энтэвэшников, как и бывших чекистов, не бывает". Этот мощный отряд был призван выступать против Сталина.

В бой за Родину, за Сталина пошли лидер коммунистов Геннадий Зюганов, коммунист-аграрий Николай Харитонов, отставной полковник ГРУ Владимир Квачков, адвокат внука Сталина и еще пара так и не представленных кричащих мужчин, которым, к счастью, микрофона не дали.

Центристскую позицию - у Сталина есть заслуги, но убивать людей недопустимо - заняли писатель Генрих Боровик и новоявленная общественная деятельница Тина Канделаки, предложившая "не преумалять" его достоинства.

Среди гостей студии, успевших сказать по паре реплик, присутствовали несколько известных журналистов, а также писательница Лариса Васильева с личным воспоминанием о встречах со Сталиным: первый раз она увидела его живьем, когда вместе с Климом Ворошиловым наряжала елку. Поскольку будущая мемуаристка сидела наверху, то разглядела "маленькое блюдечко плеши" на голове вождя и запомнила на всю жизнь его реплику: "Высоко забралась - больно падать будет". Второй раз она увидела его много лет спустя в гробу - собственно, воспоминания этим и ограничились, что, однако, не означает, что их не было: умудриться вместить в полуторачасовой формат все реплики и воспоминания - задача для одного ток-шоу неподъемная. Надергали по принципу - у кого ярче. Кое-кому вообще не повезло. Так, сидевший в кресле участника поэт Юрий Кублановский не произнес ни одной фразы. То есть наверняка произнес, но в окончательный вариант шоу его слова не попали.

Дискуссия в сущности умерла, не родившись, едва Антон Хреков попытался задать тему: "Кто он - святой или палач? Все-таки с нами он или не с нами?". "Сталин - наша слава боевая, Сталин - нашей юности полет", - тут же завелись коммунисты и поклонники вождя. А особенно непримиримый к оппонентам полковник Квачков перекинул мостик из прошлого в будущее, заверив присутствующих, что без Сталина и в ХХI веке нам с "либеральной помойки не выйти".

"Душегуб, исчадие ада, чудовище, разрушитель", - настаивали антисталинисты-энтэвэшники. Защитники Сталина требовали конкретных фактов, мол, жертв в 100 раз меньше, чем вы называете. Противники разводили руками: "Все факты - в открытой печати!"

Словом, каждый, как пришел со своим мнением, так при нем и остался. И это было бы совсем скучное зрелище, если бы НТВ в духе своих лучших традиций не разыскало и не пригласило в студию родственников Сталина - законных и незаконнорожденных. Правнучка Сталина, приехавшая с Камчатки, в течение всей программы демонстрировала полную индифферентность к предмету разговора: было понятно, что именитый прадедушка ей до фонаря. А тех, кто пытался отыскать в ее лице черты Сталина, она элегантно отбрила: "Вы ожидали, что я с трубкой и с усами?"

Расследованию амурных похождений молодого ссыльного мачо посвятили целый большой сюжет: серпом по сердцу коммунистов пришлись слова о том, что в юности их Бог не пропускал случая поволочиться за привлекательными сибирскими селянками, отчего, как известно, бывают дети. Дети, как и их папаша, уже отошли в мир иной, а внуки живы, и один из них по инициативе энтэвэшников даже прошел на наших глазах генетическую экспертизу, результат которой нам, видимо, сообщат позже.

Ну, а в финале ведущий предложил зрителям в студии самим решить, все-таки с ними Сталин или не с ними? 70% отмежевались от близости с вождем, 30 - согласились, что он по-прежнему с ними. Что, впрочем, тоже ничего не объясняет и не означает. Эти 30% ведь не сказали, что он лично с ними. Возможно, они считают, что не умерла сама тема и связанные с ней проблемы нашего прошлого и настоящего. Хреков же, исходя из результатов голосования, сделал однозначный вывод: "Россия расколота. Но необходимо собираться и говорить-говорить-говорить. Тогда мы, может, что-нибудь и выговорим".

Да ничего мы в таких форматах не выговорим! Дискуссия закончилась еще в 90-х, когда были опубликованы все возможные документы и названы ужасающие цифры людских потерь. Те, кто продолжают их оспаривать, либо циничные политиканы, либо навеки одурманенные старики, либо безголовые молодые придурки, не ведающие, что творят. 

В преддверии сталинского юбилея канал "Россия" вновь показал 12-серийный фильм Николая Досталя "Завещание Ленина" по "Колымским рассказам" Варлама Шаламова. И лучше выдумать не мог. Художественная правда фильма, как и невероятная по драматизму жизнь Шаламова, куда ярче и выразительнее множества пустопорожних дискуссий. Кто хочет - тот увидит, услышит и поймет, если еще чего-то не понял. Как не понял ничего водитель ритуального автобуса, привезший на кладбище гроб с телом Шаламова в последних кадрах фильма. Усатый палач - ровно такой, как на парадном портрете в рекламе НТВ, - украшает лобовое стекло его автобуса. Таких водителей мы встречаем по сию пору. Что, впрочем, тоже не значит, что Сталин - с ними. Это может быть просто дурью или данью моде, которую, как известно, задает все то же ТВ, решительно не заботясь о том, что оно порождает в мозгах и душах зрителей. На НТВ несколько лет тому назад демонстрировали 40-серийный реалити-сериал "Сталин. Live". То есть Сталин живьем, или живой Сталин. "Сталин живой, пока мы о нем так неистово спорим", - сказала одну умную вещь Тина Канделаки. Истинно так.

Ирина Петровская

Известия

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе