Система и её ценности

Концы и начала – года, жизненного цикла, телевизионного проекта – по самому факту своего осуществ­ления предполагают возникновение мыслей если не о вечном, то о многозначительном. Суетливо-поисковый конец года (выбор подарков) и расслабленно-отбирающее начало (что из свалившегося на голову включить в свою жизнь, а что убрать на дальнюю полку) подталкивают к точно таким же действиям в отношении предложений телеэфира. В котором некоторые ценности поменялись местами, неожиданно поднявшись в нашем восприятии или рухнув с поднебесных высот.
Да, мы живём в эпоху перемен. Да, часто эти перемены именно таковы, о каких говорилось в известной китайской поговорке – мол, не дай нам Бог жить в такую вот «переменчивую» эпоху. Перемены часто касаются сфер не самых значимых (не «по жизненным показаниям», как говорится в прописи некоторых лекарств), вроде бы даже второстепенных, но всё же ощутимых во всей их повседневной неудобоваримости. Так, к примеру, имея в своей домашней телевизионной установке все опции, необходимые для просмотра немалого пакета программ, я вдруг, по воле неизвестных мне умельцев, определяющих технические параметры трансляции телеканалов, обнаружила: перед Новым годом на первой кнопке оказался рекламный (керамические ножи, утягивающее бельё и т.п.) канал TV SALE, однако по праву идеологическому и даже, полагаю, коммерческому находившийся там «Россия-24» с этой же кнопки слетел на девятую. И много ещё «чудес» приключилось в предновогодние и новогодние дни в этой самой сфере технологического обеспечения нашего с вами телеэфирного бытия.

В числе чудес, которые я поначалу восприняла со знаком «плюс», было возвращение в сетку вещания, доступную жителям центра города Ярославля, телеканала РБК. Он ведь понравился нам с вами поначалу своей оперативностью, укоренённостью в экономической проблематике, умелым ведением интервью – особенно хороши были лихой лысоватый Виттель и вальяжная барст­венная Строева. Потом канал на какое-то время был у нас отнят, а по возвращении стал вызывать мучительный стыд и разочарование. Здесь разрослось столь презиравшееся что в позапрошлом, что в прошлом столетиях стремление «порадеть родному человечку». И уже не только дочка Немцова интервьюирует и даже комментирует на этом канале, не обладая беглостью и эрудицией своих коллег; и не только сам Немцов за рулём недешёвого джипа льёт елей на голову владельца канала, Прохорова; уже и сам владелец этого канала, Прохоров, появляется в числе новогодних поздравителей жителей России перед камерой (не волнуйтесь, телевизионной!). Причём титр на фоне других людей называет их место работы или вид деятельности, а титр на фоне владельца канала состоит из трёх скромных слов: «Гражданин Российской Федерации». Какая прелесть, однако, эта «будка гласности» (помните, была такая на ТВ в период постперестроечных экспериментов): любой гражданин Российской Федерации может наговорить в телекамеру свои пусть банальные, но приятные новогодние пожелания.

Вот она, чётко структурированная система ценностей, которая закрепилась в телеэфире, причём в том его сегменте, который публика считает наиболее продвинутым в плане социальной свободы и интеллектуальной наполненности. В связи с чем – о главном разочаровании, возникшем при возвращении в наш новогодний эфир канала РБК: программу «Система ценностей» стала вести сестра владельца канала, редактор журнала «Новое литературное обозрение» И. Прохорова. Каждая программа повторяется в эфире по нескольку раз, в разное время суток и в разные дни. Смотри – не хочу!

Тут впору бить себя по рукам, чтобы не написать что-то негативное об интеллигентной, пусть не яркой, пусть не заразительной в эмоциональном плане немолодой женщине, которая размеренным учительским тоном ведёт беседы с достойными её внимания людьми… о вечном… о прекрасном… о нравственном… У дочери Немцова – своя программа, у сестры Прохорова – своя. Всем сёстрам и детям по серьгам, а будет ли это смотреть публика и насколько ей интересны, авторитетны для неё и значимы для телевизионных рейтингов эти программы – видимо, неважно, моральный урон публики не подсчитывается, а коммерческие убытки, видимо, найдётся чем покрыть.

Впрочем, не будем только о скучном и неудавшемся. Было же что-то весёлое, забавное, симпатичное в эти новогодние дни? Да, было.

Самое забавное, по крайней мере, для меня, – было видеть на всех телеканалах процесс натягивания мордовской вышитой рубахи на корпулентного любимца русской публики, французского гедониста, впрочем, действительно обаятельного актёра Депардье. И ещё более забавно было видеть пойманный уже не всеми, но особо зоркими корреспондентами процесс обвешивания того же актёра нижегородскими котятами, привезёнными ему русскими дамами для заселения саранского жилья. Ну что тут в очередной раз скажешь кроме того, что уже сказал про «званых и незваных» Грибоедов! Система меняется, а ценности (или их девальвация) остаются.

Ну и ещё немного – о любимом, вернее, о том, что, казалось бы, любить невозможно, но что занимает в телеэфире неимоверно большое место и не теряет своего значения из года в год. О ценностях массовой культуры, о лицах и фигурах, мелькающих в новогодние дни давно и постоянно. О тех, кто стал выражением дурновкусия, синонимом китча. Первая из таких, кого надо бы раскритиковать, – Пугачёва. Второй, кого надо бы пригвоздить к позорному столбу, – Охлобыстин.

Но критиковать не хочется. Пригвоздить – молоток не поднимется.

Пугачёва, разумеется, не помолодела, разумеется, выпустила в финале «Рождественских встреч» кучу детишек вместе с их родителями – так Рождество же! Время умилять и умиляться! Она привела на роскошно (китч!) оформленную и спецэффектами разукрашенную сцену всех: дочку и бывшего зятя, вылеченных с её помощью друзей и бывшего мужа, собрала этакую семейную компанию. Но, поскольку это её традиция, её вечер, если угодно, для её удовольствия и на привлечённые ею средства было сделано, – почему бы нет? Певица Лолита к ней на «вы», а она к Лолите – на «ты», ну что ж, имеет право. Слащавый, но – что уже было приятно – совершенно лишённый столь востребованной сегодня агрессивности вечер был одним из наименее раздражавших в полупустом новогоднем эфире.

И – об этом наглом, покрытом татуировкой на всех видимых частях тела, картавом, вертлявом, высокомерном Охлобыстине. Что же, думаю, в последний из выходных дней, да ещё сразу в двух сериях, за которыми и потом должны последовать по две каждый будний вечер, смогут рассказать мне о «Методе Фрейда» (так называется сериал)? Этот любимец нигилистически настроенной, неформально сориентированной молодёжи, создатель издевательского, но местами действительно смешного сериала «ДМБ», исполнитель главной роли в «пофигистском», но тоже подчас забавном своими наблюдениями сериале «Интерны», ушедший от церковного служения многодетный отец, краткосрочный кандидат в российские президенты – ну что он Фрейду, да и Фрейд ему? А вот поди ж: как органично и независимо «топтался» на всевозможных ТНТ и СТС, так расположился и на официальном, малоподвижном и невероятно ревнивом Первом. И сценарий простоват, к тому же вторичен (были уже такие опыты, вроде «Обмани меня» т. п.); и актёры играют свиту, не допрыгивая до карнавальной свободы и беспардонного обаяния главного и единственного «цанни». Но наблюдать не за брызгами крови и кусками тел, а за – если не игрой интеллекта, то психологическими упражнениями – далеко не худшее занятие под аккомпанемент других вечерних дел.

Вот и оказывается, что ценностями оказываются не мнимое глубокомыслие, а по-прежнему – человеческие чувства и узнаваемая, хорошо если яркая, индивидуальность. А уж если эти ценности выстраиваются в систему, то телевидение, даже несмотря на технические прегрешения, мешающие вовремя находить нужные каналы и программы, имеет шанс встретиться со своим зрителем.

 Северный край 
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе