Россияне о телевидении и общественном влиянии на его содержание

Отчет исследовательской группы ЦИРКОН, июнь 2009

По материалам: ЦИРКОН

Введение. Основные параметры исследования

Настоящий документ представляет краткий аналитический отчет по результатам всероссийского зондажа общественного мнения по теме "Россияне о телевидении и общественном влиянии на его содержание", проведенного Исследовательской группой ЦИРКОН в период с 24 по 30 июня 2009 г.

Цели исследования

Целью исследования было получение информации о состоянии общественного мнения населения страны в отношении возможного государственного и общественного влияния на телевещание (содержание телевизионных передач).

Объект исследования

Взрослое население Российской Федерации (от 18 лет и старше).

Методика исследования

Методической основой исследования являлся выборочный опрос населения Российской Федерации по репрезентативной выборке. Опрос был реализован посредством включения блока из 12 вопросов по теме исследования во всероссийский омнибус "Кварта_09-2" (информацию о проекте см. здесь: http://www.zircon.ru/russian/service/4_11.htm ).

Объем выборочной совокупности всероссийского омнибуса составил 1601 респондентов. Выборочная совокупность репрезентирует население РФ по географии, а также параметрам пола, возраста, образования и типу населенного пункта.

Метод опроса – личное формализованное интервью по месту жительства.

1. Предпочтения россиян в отношении жанров телепередач. Представления о функциях телевидения

Согласно результатам опроса, активность телесмотрения граждан РФ является весьма высокой. Лишь немногим более 7% респондентов признались, что практически не смотрят телевизор (или не имеют его), еще примерно для каждого десятого участника опроса просмотр ТВ носит эпизодический характер. Подавляющее большинство россиян (примерно 80%) смотрят телепередачи практически ежедневно, около 40% уделяют просмотру ТВ более 2-х часов в день.

Наиболее привлекательными для аудитории являются новостные и информационные передачи: почти три четверти респондентов заявили о том. что предпочитают именно их. Каждому второму респонденту (51%) интересны художественные фильмы. Около четверти россиян предпочитают познавательные передачи, почти столько же – развлекательные программы. В своем пристрасти и сериалам признались лишь около 20% россиян, такова же и доля поклонников спортивных передач. Наименее популярными оказались ток-шоу и телеигры. Даже среди молодежи (от 18 до 24 лет) предпочтения распределились в пользу новостных программ (53%), доля тех, кто ответил, что отдает предпочтение развлекательным программам, составила в этой группе телезрителей 39% (второе место по популярности).

Заявленные россиянами в рамках опроса предпочтения в пользу новостных и информационных передач подтверждаются и результатами ответов на вопрос о главной функции телевидения. Вопреки распространенному мнению о том, что граждане ждут от телевидения, в первую очередь, развлечения, более половины респондентов (56%) среди четырех функций ТВ поставили на первое место по важности информирование о происходящих событиях, новостное вещание.

Развлекательная функция телевидения оказалась в представлениях российских граждан наименее важной, заметно уступив по значимости воспитательной и образовательной функциям: более половины участников опроса поставили развлекательную функцию ТВ на последнее место, и только 13% – на первое.

2. Оценка телепередач

В общественном мнении россиян доминирующее мнение о том. насколько точно современные телевизионные передачи отражают действительность, отсутствует. Оценки участников опроса разделились: около трети граждан считают, что современное телевидение достаточно объективно отражает действительность, не сгущая краски, но и не пытаясь навязать слишком позитивную картинку. Примерно такова же и доля считающих, что телевидение акцентирует внимание аудитории на негативных сторонах жизни, часто показывает различные катастрофы, акты насилия, разжигает журналистские страсти на пустом месте.

Каждый четвертый респондент считает, что современные передачи в целом направлены на то. чтобы сформировать у аудитории более позитивное видение реалий жизни, иногда замалчивая информацию о проблемах и отрицательных явлениях.

Результаты исследования показали, что отношение большинства россиян к передачам и фильмам, содержащим сцены насилия и сцены эротического характера скорее отрицательное: 65% и 55% респондентов соответственно заявили, что стараются такие программы не смотреть. Интерес к подобного рода сценам декларируют лишь 5-6% граждан страны.

Около четверти респондентов заявили о том, что время от времени готовы смотреть телевизионный контент, содержащий сцены насилия; около трети заявили, что, в зависимости от настроения и качества передачи, готовы смотреть и эротические сцены.

Стоит иметь в виду, что респонденты не всегда могут откровенно ответить на вопрос об отношении к эротическим сценам и сценам насилия на телевидении, что связанно с этической стороной вопроса. С большой долей вероятности можно допустить, что представленные результаты отражают декларируемое (социально одобряемое) общественное мнение, и в реальности доля россиян, проявляющая интерес к сценам насилия и эротическим сценам, выше.

О своем интересе к сценам эротического характера, как и к сценам насилия, несколько чаще заявляли мужчины, чем женщины, молодые россияне – чем граждане старших возрастных групп.

Согласно данным опроса, довольно высоки доли россиян, которые завили, что им приходилось после просмотра телепередачи или фильма испытывать стыд или страх (тревогу). У каждого четвертого телезрителя, по их признанию, часто возникает чувство стыда при просмотре различных телепередач, еще у трети респондентов такие эмоции также бывали, хотя и редко.

Как минимум, иногда в ходе телесмотрения бывает страшно почти половине россиян (12% испытывают страх часто, 37% – иногда).

В целом в оценках россиян, некоторые передачи российского телевидения выглядят довольно аморальными, опасными и вредными для просмотра. Результаты исследования показывают, что подавляющее большинство граждан указывают на наличие на российском телевидении передач, которые нельзя показывать.

Обращает на себя тот факт, что 74% (!) российских граждан считают, что такие передачи необходимо устранить с общедоступных каналов. При этом 39% считают, что их вообще нужно запретить, и это задача государства. 35% аудитории высказались менее радикально, и выступают за перевод таких передач на платные каналы.

Всего 15% респондентов указывают на наличие телевизионного контента такого рода и при этом считают, что с ним ничего не нужно делать, т.к. дело каждого отдельного канала показывать то. что интересно хотя бы немногим людям.

3. Отношение к государственному и общественному влиянию на содержание телевещания

Большинство представителей аудитории российских центральных телеканалов (70%) считает необходимым и оправданным вовлечение государства в регулирование СМИ, поскольку содержание некоторых передач (а иногда и каналов в целом) способно негативно повлиять на морально-нравственное состояние российского общества. При этом лишь каждый пятый респондент (21%) высказался за то, что ограничение деятельности СМИ в плане запрета определенных передач, является нарушением свобод и неправомерно в принципе.

На наш взгляд, речь не идет о желании россиян возродить на телевидении политическую цензуру. Под государственным регулированием понимается скорее "культурная" (нравственно-этическая) цензура.

Вышесказанное подтверждается данными других социологических опросов, которые показывают (например, ВЦИОМ, сентябрь 2007г., июнь 2008г.), что около половины россиян институт свободы слова и СМИ считают важным и ценным, а более половины населения РФ высказываются против цензуры, кажущееся противоречие между одобрением государственного вмешательства в работу центральных телеканалов и неприятием цензуры можно объяснить тем, что ситуацию на современном телевидении россияне воспринимают как свободу в ее крайнем проявлении – т.е. "беспредел", который должен быть подвергнут регулированию (и опять же не в смысле запретов по политическим мотивам).

Более того, половина россиян считает, что управление телевещанием не должно быть прерогативой исключительно профессионалов: в управлении и принятии решений о том, что следует показывать по ТВ. должны участвовать общественные советы или полномочные представители телезрителей.

Таким образом, отношение россиян к общественному влиянию на содержание телевещания следует признать скорее позитивным.

В связи с выше сказанным не удивительно, что две трети россиян выразили позитивное отношение к проекту закона о создании Общественного Совета по телевидению, против высказались в 3,5 раза меньше респондентов (20%).

Заметим, что даже среди молодежи (в возрасте от 18 до 24 лет) позитивное отношение к проекту оказалось превалирующим: 65% против 23%.

РЕЛИГИЯ и СМИ
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе