«Решил свой рост узнать удав…»

На свете много есть того,
Про что не знают ничего
Ни взрослые, ни дети.
И это вовсе не секрет,
Когда секрета вовсе нет,
Скучают все на свете.
Но почему? Да потому, что!..

Ужасно интересно
Все то, что неизвестно!
Ужасно неизвестно,
Все то, что интересно!
Откуда эта песенка, безошибочно скажут все — от мала до велика. И это вовсе не удивительно. Почему? Да потому что… 

У Мартышки, Слоненка, Удава и Попугая в этом году день рождения. Точнее, юбилей. Сорок лет назад на киностудии «Союзмульфильм» был выпущен мультфильм «38 попугаев» — про Удава, который захотел измерить свой рост. Но как его измерить, никто не знал. Пока не спросили у всезнающего Попугая. И тот предложил измерить рост Удава в попугаях... 

В том же 1976 году в Хорватии на III Международном фестивале анимационного кино «Animafest Zagreb» (основанный в 1972 году, сегодня он один из старейших и престижных в Европе) мультфильм «38 попугаев» был удостоен первой премии — «Хрустального кубка». И это отнюдь не один фестиваль, в котором он участвовал, и не единственная его награда.

И вовсе не секрет, что «38 попугаев» и еще девять мультфильмов с той же неразлучной четверкой, составившие одноименный цикл, вошли в золотой фонд отечественной анимации. 
Правда, поначалу… Короче говоря, если бы не режиссер Иван Уфимцев, Мартышка, Слоненок, Удав и Попугай остались бы только на бумаге. 


Иван Уфимцев


Уфимцев вспоминал:
— Однажды Григорий Остер, теперь классик, а тогда просто Гришка, притащил на студию «Союзмультфильм» сказку «38 попугаев». А там почему-то все нос от нее воротили. Сунули мне. Прочитал одну фразу: «”А куда ты ползешь?” — спросила Мартышка. “Сюда. Сюда ползу”, — проворчал Удав…» Казалось бы, ничего особенного, но она так мне понравилась! Просто обалдеть как! И я взял и сделал фильм. Хотя почти все в один голос отговаривали меня.
Конечно, мне невероятно повезло с командой. Великолепные актеры: Михаил Козаков, Василий Ливанов, Всеволод Ларионов, Надежда Румянцева. Мультипликатором был Юрий Норштейн. Лучший оператор — Александр Жуковский, который вместе с Юрой снимал «Ежика в тумане» и «Шинель». Композитор — Владимир Шаинский. А художник-постановщик — Леонид Шварцман?!.

«38 попугаев» — первая совместная работа Ивана Уфимцева и Леонида Шварцмана. Их сотрудничество, на редкость гармоничное, потом продолжилось. И тоже в кукольных фильмах: «Ежик плюс Черепаха» (1981), «Как будто» (1981), «Слоненок-турист» (1992), «Деревенский водевиль» (1993) и «Ах, эти жмурки» (1994). Похоже, они были на одной волне. В подходе и к творчеству, и вообще к жизни. Совпадение даже в отзывах друг о друге. Уфимцев: «Мы со Шварцманом — друзья. И очень даже большие! Он удивительно хороший человек». А вот что немного позже я услышала от Шварцмана об Уфимцеве: «Это удивительно душевный, отзывчивый, широкий человек». 

Художник Леонид Шварцман с женой и коллегой по киностудии «Союзмультфильм» Татьяной Домбровской. Москва. Фото Вячеслава Хондырева.

Художник Леонид Шварцман с женой и коллегой по киностудии «Союзмультфильм» Татьяной Домбровской. Москва. Фото Вячеслава Хондырева.

По словам Уфимцева, «действие сказки решили перенести во двор. Придумали портреты героев. Один — отличник-очкарик, другой — ремесленник… Посмотрели — скучновато. И сделали кукол такими, какими вы их знаете, — более или менее настоящими зверями».

Но и тут новая история — теперь уже с Попугаем. 

«Сначала Шварцман нарисовал его как обычного попугая: с длинным хвостом, крыльями, — продолжает Уфимцев. — Посадил на ветку. Кукольники смастерили куклу. И тут выяснилось, что мультипликаторам, которые заставляют персонажи «оживать», работать с этим Попугаем неудобно. Чего-то не хватает. Поразмыслили. Обрезали хвост, поставили болванку на лапки. И вот, нате-ка, перед нами тот, кого искали — хвастун, бахвал!»

А знаменитый жест Удава — помните, время от времени он подпирает «подбородок» кончиком хвоста? — придумал, по словам Леонида Шварцмана, гениальный Юрий Норштейн. 

Рисуя в разных мультфильмах — а их у него больше пятидесяти! — одних и тех же зверушек, Леонид Шварцман никогда не повторялся. Все эти собачки, верблюжата, котята, слонята или обезьянки невероятно выразительны, эмоциональны. В чем секрет? «За каждым сказочно-условным персонажем я видел реальный человеческий характер, чувства, переживания, — говорит он. — Например, Мартышка в “38 попугаях” — это взрослая женщина. А обезьянки из “Гирлянды из малышей” — озорные ребятишки». 

…Снова включаю диктофон. На пленке — интервью с Иваном Уфимцевым, октябрь 1998 года.


Иван Уфимцев


«Мне по душе кукольный фильм. Он дает больший простор для импровизации, а для меня это самое дорогое в творчестве. Причем импровизировать можно каждый день. Кроме того, в кукле есть какое-то отдаленное подобие живого существа. И конечно, мне доставляет невероятное удовольствие работа с актерами».

Кто кого озвучивал в «38 попугаях», а вернее — сыграл, опять же не секрет. Как и то, что к началу съемок «38 попугаев» больше всего ролей на «Союзмультфильме» — и каких! — было у Василия Ливанова (Карлсон из «Малыша и Карлсона», режиссер Борис Степанцев; Крокодил Гена в мультфильмах Романа Качанова; Бармалей в «Айболите и Бармалее» у Наталии Червинской; Кот из «Котенка по имени Гав» Льва Атаманова). А для Михаила Козакова, напротив, застенчивый Слоненок — первая главная роль на «Союзмультфильме». Причем этот актерский дебют стал неожиданностью для него самого.

Собираясь в тот день в гости к Уфимцеву, Козаков и не предполагал, что идет… на кинопробы. Увидев эскизы Шварцмана к новому мультфильму, предложил в нем что-нибудь сыграть. «Вот есть Слоненок!» — «Ну что я там буду делать?» — недоверчиво прогнусавил он. И тут же был утвержден на роль.

А потом, когда «38 попугаев» вышли на экран, расставаться со всеми героями — Мартышкой, Слоненком, Удавом и Попугаем — съемочной группе стало очень жаль. И Уфимцев попросил Остера: «Придумай что-нибудь еще». И с перерывами снял еще девять серий: «Куда идет Слоненок», «Как лечить Удава?» и «Бабушка Удава» (в роли Бабушки — Борис Владимиров, «он» же Авдотья Никитична) — это 1977 год; «А вдруг получится!..» и «Привет Мартышке» — 1978-й; «Завтра будет завтра» и «Зарядка для хвоста» — 1979-й; «Великое закрытие» — 1985-й и «Ненаглядное пособие» — 1991-й.

И на этом решил поставить точку. 

«Не исключено, что дальнейшая работа в конечном счете превратилась бы в халтуру, — объяснял он. — За эти годы мы так набили руку, что очередной фильм могли бы делать с закрытыми глазами. От этой привычки крайне устаешь.
Самое счастливое время для меня — период замысла. Весь во власти фантазии, воображения. Какие-то идеи, догадки, находки… А к финалу, когда фильм наконец смонтирован, то, поверите ли, глаза бы мои на него не смотрели! Правда, на худсовете, если бы кто-то отважился его забраковать, я бы ему горло перегрыз…»

На вопрос, для кого в первую очередь ставил фильмы, Уфимцев ответил так: «Для ребят от шести лет и... после 50. Одни — настоящие дети. Другие впадают в детство. И у тех, и у других особенно живое, обостренное восприятие — на основе чувства.

Прежде вcего, вне сомнения, фильм должен пробиться к сердцу. Уверен, профессионально сделанная, искренняя картина обязательно найдет отклик у зрителя. Я ведь потому и взялся, скажем, за сказки Григория Остера, что в их системе образов, в каждом герое заложена, казалось бы, и простая, и сложная мысль. Иначе я не представляю свою работу».

Кстати, по репликам, которые «ушли в народ» благодаря Григорию Остеру, цикл «38 попугаев», пожалуй, лидирует во всей анимации. Начиная с первого одноименного фильма про Удава: «У меня есть мысль!.. Мысль… И я ее думаю» (Удав); «Я про одно и то же не умею думать два раза» (Мартышка); «А что это вы такое делаете, извините…» (Слоненок); «Твой рост 38 попугаев и еще одно крылышко. Но крылышко можно не считать» (Попугай); «А в попугаях-то я гораздо длиннее!» (Удав).

…Нет на свете Ивана Уфимцева, Всеволода Ларионова, Надежды Румянцевой, Михаила Козакова, Бориса Владимирова. Но здравствуют, слава Богу, Леонид Шварцман, отметивший в прошлом году 95-летие, Григорий Остер, Владимир Шаинский — ему в декабре исполнилось 90, Геннадий Гладков, Василий Ливанов, Юрий Норштейн. 

Юбилей «38 попугаев» — еще одна возможность сказать спасибо всей съемочной группе за фильм, который по-прежнему посылает в мир любовь, радость и улыбку. Улыбку, от которой «всем теплей». Но это песенка уже из другого мультфильма.



Елена КОНСТАНТИНОВА

P.S. Где-то в сказочной Африке жили Мартышка, Слоненок, Удав и Попугай. Абсолютно разные во всем — привычках, манерах, интеллекте и т.п., они не только находили общий язык, общались друг с другом, но и дружили, а обиды, если случались, не доводили до конфликта. Ведь это так здорово, да?

Автор
Елена КОНСТАНТИНОВА
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе