«Операция...» провалена

«Первый» канал предложил вниманию зрителей амбициозный проект «Операция «Сатана».

Это уже пятый мини-сериал о работе и личной жизни сыщика МУРа Ивана Петровича Черкасова (Андрей Смоляков). Канал рекламировал картину броско, а подавал дозировано, предполагая, что увлекшаяся публика станет ежевечерне смаковать новую серию, оставаясь в плену жгучего интереса до самого финала.


Восьмисерийная «Операция «Сатана» поставлена Юрием Морозом по сценарию Аллы Криницыной. Действие происходит в 1975-м, в центре — борьба американской разведки за обладание советскими ракетными секретами. Своенравный Черкасов изгнан из МУРа и определен на место заурядного участкового — популярный фольклорный мотив. Таким же точно образом князья отсылали подальше от столицы, кажется, и Илью Муромца, и Добрыню Никитича. В исторической беллетристике популярен аналогичный сюжет о строптивом Александре Васильевиче Суворове. Но едва пахло жареным, мудрого и сильного защитника Отечества сановные особы возвращали со словами «забудь же прежние обиды и послужи-ка Родине, сынок».

Итак, самый первый эпизод «Операции...»: стратегические противники полны решимости навредить СССР, для чего составляют план с целью похищения наших технологических секретов. Второй эпизод: купленные супостатами шпионы из бывших «наших» вершат свои темные делишки. Третий эпизод: Черкасов, подобно фольклорному богатырю, которому в его изгнании некуда приложить силу, по утрам запивает пивом вчерашнее возлияние. Однако же, нутром почуяв, что Родина в опасности, трезвеет и активизируется. Знамо дело, никто, кроме майора, не способен противостоять западным врагам, объединившимся с местными предателями. Жанр принудительно диктует пробуждение добра молодца, который возвращается из унизительной ссылки прямиком в МУР. Черкасов начинает и выигрывает, несмотря на проблемы в семье, действия ангажированных Западом гэбистов во главе с мутным, как теперь намекают историки с публицистами, Андроповым.


Все, что касается майора Черкасова, по умолчанию принимаем с благодарностью. Протагонист по-прежнему стилизован под частного детектива, прямо скажем, нездешнего образца. Забавно, майор-одиночка, одетый на манер американских сыщиков из фильмов послевоенного «нуара», по факту борется как раз с американцами. Впрочем, на деле с ними сражаются гэбисты, Брежнев и Политбюро. Черкасов дан именно как