Не "Раскол", так смута

Как стало сравнительно недавно понятно, раскол - одна из самых древних и нестареющих забав на Руси.


Это становилось понятно по мере того, как мы вникали в суть сериала Николая Досталя "Раскол".

Требования


Эфир пестрит заверениями и требованиями.


К артистке Гришаевой: "Нонна, давай!"


...К певице Пугачевой: "Алла, дай миллион".


...Балерина Волочкова: "Поцелуй меня в пачку". (По губам считывается менее приличное пожелание).


...Театральный режиссер Роман Виктюк, обнаружив в душе Димы Билана какие-то залежи, попросил поп-артиста их выплевывать.


...Поп-артиста Киркорова об этом можно не просить; он только этим и занимается. С особым прилежанием в проекте "Призрак оперы".


...Блондинка Вера Брежнева вылезает из танка, снимает шлем и, выпустив на волю свою копну волос, извещает народ: "Я готова".


Словом, шоу-бизнесовый народ к самопожертвованиям и к разврату всегда готов.

Первые радости


ТВ, со своей стороны, всегда радо скандалам и дракам.


Одна из них на сей раз случилась у НТВшников на "Арене острых дискуссий" между двумя бизнесменами. Предприниматель Сергей Полонский, только было обмолвился в дискуссии на экономические темы, что ему хотелось бы дать в морду соседу справа - предпринимателю Александру Лебедеву, как тут же сам схлопотал по лицу от того, кому он угрожал. Пострадавший оказался в психологическом нокауте. Он никак не ожидал, что у соседа есть встречное желание, которое тот не раздумывая осуществит. Поднявшись с пола, Сергей отряхнулся и сказал: "Я в шоке". За кулисами драки он показывал почему-то не синяк на лице, а порванные джинсы на заднице.


Мораль: какие некачественные штаны производятся на Западе!


В студии неискренне огорчался модератор программы Антон Красовский. Было заметно, что на самом деле он доволен боксерским поединком, предвкушая высокий рейтинг, громкий резонанс, рекордные посещения видеосюжета в Интернете и т.д.


Судя по тому, сколь часто мелькали кадры с дракой в анонсах НТВ, счастливы были и топ-менеджеры компании.


Топ-менеджеры конкурирующих фирм, наверняка, исходили завистью. Но и им, помимо этого, стало чем заняться.


Они дружно занялись скандалом в рядах партии "Правое дело". Комментаторы и политологи - кто злорадно, кто фальшиво сочувствуя либералам - стали объяснять последним, как им не везет с лидерами. С этими гайдарами, чубайсами, хакамадами, а теперь и с прохоровыми...


Злее всех был Первый канал и его комментатор Антон Верницкий, который от души поглумился и над Прохоровым, и над его однопартийцем Евгением Ройзманом.


Снисходительнее прочих, но и ехиднее прочих оказалось НТВ. "Центральное телевидение" "хоронило" Прохорова с музыкой. Вернее, под песенку в хоровом исполнении "До свиданья, наш ласковый Миша". В Интернете с героем недели расставались под "Бумажного солдата" Окуджавы, что более соответствовало моему, например, настроению.


Весьма кстати пришелся пространный сюжет на том же НТВ про Аллу Пугачеву, которая поддержала Михаила Прохорова. Нет, ее ни в чем не обвиняли, никак не обличали. Просто рассказали историю ее финансовых отношений с каким-то подозрительным банкиром. Просто на примадонну бросили тень, которая упала и на ее политического союзника.


До конца раскрылся во всей этой истории штатный либерал Борис Надеждин. Он сильно веселился, перебегая из одного стана в другой и обратно. Перед телекамерами он сильно смахивал на бессмертного Ноздрева: ругал Прохорова и пытался влепить ему крепкую "безешку".


Пожалуй, только телеканал "Дождь" в своих программах сумел объективно разобраться в этой вроде бы незначительной по меркам политической жизни коллизии. Канал посвятил ей практически целый день. И не напрасно. Поскольку в зеркале ее нечаянно-негаданно отразились застойные явления общественно-политической жизни последнего времени.


Может, зеркало и кривое. Но оно не такое уж и неправдивое. Оно преувеличило дефекты, что не значило, что их нет.


Политики загубили на корню полезную идею. Впрочем, надо отдать должное и телевизионщикам: они своими дружными "наездами" на "Правое дело" добили ее.


Хотя, как сказать. Партию, возможно и прикончили. А ее лидер, не исключено, еще и поднимется. Как бы в назидание самим себе НТВшники вспомнили Ельцина.

Что нам Ельцин?

И что мы ему?


О нем сложили художественный фильм "Ельцин. Три дня в августе". Намерение было благое. Но исполнение оказалось неубедительным.


Намерение, как я понял, состояло в том, чтобы заново пережить, прочувствовать те роковые мгновения, когда мы были счастливы в единении, в солидарности. Когда фигура Ельцина значила для нас нечто большее, чем высокое и ответственное должностное лицо. Когда сам Ельцин олицетворял лучшее, что в каждом из нас было. Он символизировал проснувшееся в нас чувство достоинства. То самое чувство, которое, казалось, было навсегда попрано советской властью.


Сужу по себе, то была не борьба за лучшую жизнь, за благополучие... Путч воспринимался как оскорбление. К Белому дому в те три дня влекло почти подсознательное, инстинктивное стремление постоять за свое личное достоинство.


Авторы фильма, видимо, и вдохновлялись идеей передать одушевление людей этим желанием. Отсюда соблазн не просто дать хронику событий, но оснастить ее художественными образами. Здесь-то и притаилась ловушка.

Театральный режиссер Роман Виктюк, обнаружив в душе Димы Билана какие-то залежи, попросил поп-артиста их выплевывать


Когда ставится документальная драма, то довольно приблизительной реконструкции. Когда же снимается художественная драма, то работа не может ограничиться беллетристическими подмалевками и актерскими ужимками.


Можно было бы упрекнуть исполнителей, что они поверхностно играют. Но они в драматургическом отношении - на мели. Они умеют плавать, но когда под тобой нет глубины, то остается обозначать свои навыки.


Фильм не удался, что не помешало в студии после просмотра разгореться острой дискуссии. Ельцину досталось от Хинштейна, от Руцкого.


Но дело даже не в этом. Дело, видимо, в том, что гражданская война все никак не может кончиться. Сегодня она идет в холодной фазе, то затихая, то обостряясь. Она ветвится и дробится. Вон левые атакуют правых. А вон либералы меж собой сцепились...


Кажется, что раскол - это такой нескончаемый сюжет русской истории, плавно перетекающий в современность.


Собственно, почему так и было интересно смотреть 20-серийную эпопею "Раскол" на канале "Культура".


Такое впечатление, что вся история государства российского есть история многочисленных расколов. А когда они кончались, то начинались смуты.

 

Юрий Богомолов, обозреватель


Российская газета


Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе