Мы убиты подо Ржевом

Показанное в понедельник по НТВ документальное расследование «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова» произвело впечатление на общественность. Во-первых, очень внушительный для позднего вечера рейтинг – около 7% при столь же весомой доле – 22%. То есть пятая часть от всех, кто в тот момент были у телевизора, смотрели «Ржев».

Но едва ли не самый симптоматичный показатель – блогосфера. Потому что она интерактивна. Она буквально взорвалась.


Взрыв оказался разнонаправленным. И в сторону Жукова и Сталина, гнавших на убой тысячи солдат. И по адресу авторов, поднявших из архивов засекреченные документы, изложивших шокирующие факты, приведших ужасающие цифры потерь, обнародовавших свидетельские показания тех, кто уцелел в «ржевской мясорубке».

Вот отклик одного из многочисленных блоггеров, задетого за живое фильмом Алексея Пивоварова: «Про Вязьму я с детства знаю. Там без вести пропал один из моих родных дедов. А про Ржев, это мне мои дружки-копари постоянно рассказывают. Там, особенно на открытых полях, вообще не встретишь ни одного целого скелета - идет сплошная дробленая человеческая кость в несколько слоев вперемежку с болотной жижей. Такого не было больше нигде в таких масштабах, ни до, ни потом. Так вот бездарно порвать лучшие силы собственной армии...».

А вот мнение председателя Совета ветеранов войны: «Вы видели фильм «Ржев. Неизвестная битва Георгия Жукова»? Так за это автора не то, что в тюрьму, его повесить нужно».

Обе реакции высказаны в сердцах. Негодование – и там, и тут. И тому, и другому сердцу, что называется, зла не хватает.  

***

В иных случаях нам всем зла не хватает. Споры о войне, о победе, о вожде не то что не смолкают, но сам их градус с годами не понижается.

Да, мы пели уже после войны с ее ветеранами, что нам нужна Победа – одна на всех. Мы пели, что за ценой не постоим. Мы знаем, что они, наши предки, за ценой не постояли.

Мы теперь ее, цену, обсуждаем.

Или мы ее не должны обсуждать по требованию господина Шойгу? Или Победа все списала, всех оправдала? Всех наградила?..

***

Этот День, и особенно вечер, Защитника Отечества выдался на телевидении, как никогда, боевым: экран пылал пожарищами, грохотал взрывами, дымился, сверкал трассирующими очередями… Одна премьера военно-патриотического фильма сменить другую спешила… Я уж было подумал: не попросить ли бомбоубежища на канале «Культура», где как раз в это время шла картина Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен»… И тут нечаянно зацепился за «Ржев. Неизвестная война Георгия Жукова». И остался с теми, кто убит подо Ржевом, и кто тогда нечаянно выжил, и кто ими командовал. И совесть не позволила переключиться на церемонию «Оскар 2009».

…Командовали генералиссимус Сталин и маршал Жуков. Командовали они массовым закланием почти двух миллионов человеческих жизней.

Забавно, что буквально двумя днями раньше Первый канал показал художественно-документальный фильм «Великий полководец Георгий Жуков», где рассказывалось о всех триумфах этого полководца на полях сражений Великой Отечественной войны. Где он мужественно пожал руку генералу Павлову перед тем, как того расстреляют. Ничего не будет только в том фильме сказано о его ржевской неудаче. Ее как бы и не было вовсе. Были всего лишь бои местного значения.

Да, что взять с кинобеллетристики, где авторы вольны распоряжаться фактами и обстоятельствами; ее, этой самой кровавой баталии Великой Отечественной, нет и в учебниках по истории Отечественной войны. О ней избегал вспоминать в своих мемуарах и сам Жуков. И как теперь, после подробного фильма Алексея Пивоварова стало понятно, почему. Слишком чудовищной и непреложной была правда.

Если спустя шесть десятков лет, «копари», оказавшись в тех местах, ступают по «сплошной дробленой человеческой кости в несколько слоев вперемежку с болотной жижей», то можно себе представить, что собой представляли тогда, в 1942-м в 1943-м, те места…

Потом, те военкоры, кто прошли Сталинград, и, кто увидели ржевские просторы, сравнивали свои впечатления и не находили общих точек соприкосновения. И тогда было понятно, и теперь понятно, почему.

«Сталинград» был битвой, а «Ржев» оказался бойней. 

Даром, что ли ее пейзаж так ужаснул автора неунывающего Теркина… Даром, что ли ему только через несколько лет далось самое пафосное и душераздирающее стихотворение о войне – «Я убит подо Ржевом». 
Оно ведь написано не только от имени безымянного бойца из пятой роты, что пал «в безымянном болоте». Убитым себя чувствовал сам Твардовский.

Убитым Ржевом и вернувшимся с того света

В какие-то мгновения просмотра «Ржева» чувствуешь и себя убитым подо Ржевом. Убитым Ржевом.  
Дело чести вернуться с Того Света. Дело чести вернуть о них память.

***

В фильме есть свидетельство писателя Владимира Карпова, участника того наступления. Он был бойцом штрафного батальона, бился не за страх, а за совесть, был реабилитирован, стал разведчиком, переволок через линию фронта 79 «языков», удостоился звания Героя Советского Союза. После войны написал несколько томов по истории Великой Отечественной войны. На его счету большие монографии о Жукове и о Сталине. Но ни в одной, ни в другой нет ни страницы об ужасе, которому сам был свидетелем.

Но ведь и к нему взывали убитые подо Ржевом:

Наши очи померкли,
Пламень сердца погас.
На земле на проверке
Выкликают не нас

Нашим прахом по праву
Овладел чернозем.
Наша вечная слава -
Невеселый резон.

«Невеселый резон» слишком у многих людей тогда, по горячим следам войны вызывал раздражение. И сейчас вызывает.

«Веселый, патриотический резон», по их мнению, состоит в том, что массовое смертоубийство подо Ржевом бросает тень на великую Победу, что авторы документального фильма пытаются отнять у народа то, чем он гордится.

На самом деле, если тень на кого и брошена, то разве, что на великих полководцев Сталина и Жукова.
Так что: за ради светлых отутюженных мундиров генералиссимуса и маршала, ради гранитных памятников пожертвуем памятью о тех, кто полил ржевские болота своей кровью и завалил их своими телами?..  
Ведь они однажды уже были убиты подо Ржевом. Будем убивать их снова?.. На этот раз забвением?..

***

Все-таки, мы продолжаем жить на два дома. Под небом мифов. И в пространстве реальной истории. Каждый волен выбрать себе кров по душе, по разуму. И не обязательно ставить при этом друг друга к стенке.

Юрий Богомолов

РИА Новости
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе