Что стучится в дверь ко мне?

Простите за банальное начало, но я всё-таки скажу, что жить на свете интересно. Каждый день приносит что-то новое и часто неожиданное. Но этого мало, на деле всё ещё занятнее: старое может со временем обернуться новым. Во всяком случае этому открытию очень помогает исторический канал «З65 дней ТВ». На прошлой неделе он нас порадовал, прямо скажем, неожиданной трактовкой такой, как бы это помягче выразиться, неординарной личности, как Лаврентий Берия.

Всю свою долгую постсоветскую часть жизни я был твёрдо уверен, что большего изверга земля ещё не рождала со времён Дракулы. Нет возможности перечислить все его злодеяния. Впрочем, достаточно было взглянуть на фотографии этой покрытой широкополой шляпой личности, чтобы согласиться, что с такой физиономией безупречные люди не встречаются.


И вдруг мы узнаём, что всё не так просто. Грехов за ним, по-видимому, достаточно, но если покопаться в истории, можно найти ещё и кое-что иное.


Горная война на Кавказе. Зима 1942 года. Советское командование упорно считает этот фронт второстепенным. Начисто проигнорирован печальный опыт финской войны: на фронт посылаются плохо вооружённые, совершенно необученные боевым действиям в горах солдаты из Средней Азии, той территории, жители которой, по словам обозревателя канала Павла Смирнова, «ёжатся даже при открытом холодильнике». Не хватает даже шинелей, раны перевязываются портянками, солдаты обмораживаются, выживают те, кто ночует вповалку, тесно прижавшись друг к другу, навалив сверху шинели. Лежащие с краю переползают в середину и так получают свою долю тепла. А прекрасно экипированные гитлеровцы уверенно рвутся к кавказ­ской нефти. Посланные руководить Будённый и Каганович беспомощно топчутся и разводят руками. Близится полный и окончательный крах.


И тут, как чёртик из табакерки, возникает кавказец Берия, который быстро наводит порядок. Бездарные вожди пинком отлетают в сторону, в бой вводятся хорошо обученные силы войск


НКВД, и ситуация кардинально меняется. Трудностей по-прежнему достаточно, но немцы остановлены, и постепенно ситуация становится прямо противоположной.


Но меняется не только военная ситуация. Сам Берия и его войска становятся слишком значительной угрозой не только для внешнего врага. В Кремле ведь политическая и военная элита боится не одних немцев. Всякого, торчащего, как гвоздь, вылезший из доски на балетной сцене, надо загнать обратно. Или вовсе выдернуть. Вот уже с этого успеха и начинается пока незаметный закат этого несомненно умелого организатора и политика.


А ведь за ним – добавим то, о чём умолчал «365» – ещё и заслуги в деле организации атомной промышленности и космические достижения. Жестокий и бескомпромиссный лидер, Берия и здесь, как сказали бы сегодня, хороший менеджер. Ну как такое терпеть?! Не ровён час, и в его амбициозную голову полезут уже совсем дерзновенные мысли.


А ведь дело не только в самом Берии, которого, если честно, всё-таки не жалко: слишком много за ним кровавых дел, даже если часть из них ему приписана. А вот кого действительно жаль, так это отборные войска, действовавшие под его началом. Это они гибли в горах Кавказа, остановили немцев, а потом и вовсе выкинули их за пределы страны. Но поскольку Берия был объявлен лицом одиозным, про подвиги его воинов мы до сих пор молчим. Ну или говорим сквозь зубы, нехотя: как опубликовать соответствующие документы, под которыми стоит такая зловещая подпись? Про Будённого писать можно, всё-таки герой Гражданской войны, и усы такие пышные, а про этого гада...


Можно сколько угодно спорить, что бы случилось, если бы претендент на место Сталина одержал верх. Есть сведения, что многие реформы, осуществлённые Горбачёвым, были задуманы именно Лаврентием Павловичем. Но что случилось, то случилось. Главное теперь – воздать всем сёстрам по серьгам. Что в меру своих сил и делает «365».


Ту же цель восстановления исторической правды преследовал и фильм про Александра Васильевича Колчака. Разница, во-первых, в том, что реабилитация этого удивительного человека началась уже достаточно давно, а во-вторых, перед нами уже открытый враг советской власти, антипод Берии, если угодно. Тем ценнее усилия телеканала: как говорится, Платон мне друг, но истина дороже.


Вот уж чьи заслуги несомненны и достойны восхищения. Неутомимый исследователь северных территорий, заслуживший в молодости шутливое прозвище Мичман Нельсон, а с возрастом почётное звание Колчак Полярный, совсем не мыслил себя политическим деятелем, хотя и был избран эсерами и меньшевиками Верховным правителем России. Работал в Норвегии у самого Фритьофа Нансена, героически сражался с японцами в Порт-Артуре, принимал самое активное участие в возрождении русского военно-морского флота, строил ледоколы, словом, жил под девизом адмирала Макарова «В море – значит, дома». А закончил жизнь Верховным главнокомандующим Белой армии, расстрелянным в 47 лет. Исполнитель казни вспоминает, как адмирал Колчак, узнав о своей судьбе, воскликнул: «Как? Без суда?!» Человек, верный офицерской чести, он искренне не понимал, как такое может быть.


Как нам нынче не хватает таких вот беззаветных слуг Отечест­ва. И ещё раз спасибо телеканалу, который не даёт нам об этом забыть. На экране «365» время от времени вспыхивает афоризм замечательного польского острослова Станислава Ежи Леца: «Если из истории убрать всю ложь, неверно думать, что останется только правда. В результате может вообще ничего не остаться». Думаю, что «365» всё-таки успешно очищает историю от лжи, но в этом случае правда, пусть на донышке, но всё же остаётся.


Из других удачных передач этого канала за последнее время следует назвать фильм, в котором призрак расстрелянного конголезского демократа Патриса Лумумбы с горечью рассказывает о трагической судьбе этого государства, в котором более тридцати лет правил диктатор Мобуту, хозяйничали бывшие колонизаторы-бельгийцы, а дела шли всё хуже и хуже. Очень впечатляют кадры весело танцующих конголезцев: жизнь всё хуже, а они смеются и танцуют, расстрелы следуют за расстрелами, а они поют и веселятся, распевают гимн о том, какая у них прекрасная и свободная страна. Наверное, так высвечивается душа чернокожего населения Африки: жить так трудно, что если ещё и поддаваться ужасу голода и расстрела, можно сойти с ума.


Вам это ничего не напоминает? Недаром некоторые исследователи считают, что у нас с населением Чёрного континента много общего. Так увлечённо веселиться мы, правда, не умеем, но засилье регочущей, абсолютно бездумной эстрады, вызывающей оглушительный хохот массы зрителей, наводит на размышления.


Есть слабая надежда, что насильно собранные в единую колонию африканские племена медленно вырастут в нацию, но пока всё выглядит довольно мрачно. Как говорит в фильме Лумумба, «Запад смотрит на Конго с отвращением».


В Киншасе где-то в стороне одиноко стоит памятник Лумумбе, возле которого никто не останавливается. Борец за демократию прочно забыт, как и его смелые начинания. Нет в Конго (теперь Заире) своего рыцаря без страха и упрёка, каким в России был Александр Колчак. Впрочем, оба рыцаря кончили одинаково. У нас, кажется, тоже где-то уже стоит памятник Колчаку...


О многом ещё можно узнать, переключив каналы на «З65 дней ТВ». Так что же стучится в дверь ко мне в облике этого канала? Я бы ответил коротко: правда истории. Вот достучится ли столько, сколько хочется?


Хороший вопрос.


  Северный край 

Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе