Только для писателей: как поживает ресторан, в который не впустили Пугачеву

Наш корреспондент побывала в знаменитом заведении Центрального Дома Литераторов.
Бывший бальный зал отделан не только дубом, но и контрабандным сандалом. 
Фото: restcdl.rurestcdl.ru


Мечта сбылась! Мне довелось проникнуть в писательский ресторан в Центральном Доме Литераторов. Самый охраняемый ресторан Советского Союза, куда стремились все, а пропускали ТОЛЬКО писателей. Однажды отсюда выгнали даже Пугачеву, потому что у АБ не было писательских корок. Мне рассказывали, что Алла Борисовна предприняла штурм заведения, подралась с администратором и сломала ему очки, но внутрь дворца все равно не проникла. Примадонна кинула администратору "котлету", сказала: "Купи себе новые" и удалилась, освещая себе путь подглазным фонарем.


Теперь, чтобы попасть в детище архитектора Бойцова, никого бить не надо. Есть два других способа.

Первый: прийти с экскурсией, правда, непомерно дорогой от жадин из "Москвы глазами инженера".

Второй: насладиться прекрасным вообще задарма: забронировать столик и выпить в царских интерьерах чашечку кофе за 200 рублей. Я так и сделала.


Кухня в ЦДЛ отменная, так что одним кофе вы точно не ограничитесь.
Фото: Евгения КОРОБКОВА


- У нас строгий дресс-код! Мы в праве отказать посетителю с несоответствующими внешним видом! - устрашали меня по телефону.

Впрочем, как оказалось, словом "дресс-код" отпугивают как раз-таки писателей, которые по старой привычке заваливаются в учреждение в нетрезвом виде, с толстой пьяной женщиной и в бороде, полной вчерашних крошек.

При мне, например, по пустующему пространству шикарного дубового зала ходила девушка в джинсах, толстовке и кроссовках. Открыв рот, девушка снимала на телефон окружающее.


Цитата в тему

Из мемуаров писателя Бориса Камянова:

"Всех нас, молодых, как магнитом тянуло в ЦДЛ – Центральный дом литераторов на улице Герцена. Каждый вечер там собирались завсегдатаи: кто побогаче – в ресторане с великолепной кухней, кто победнее – в одном из двух кафе, где были буфеты, торговавшие водкой, коньяком, пивом и холодными закусками. Писатели подсаживались за столики друг к другу и к редакторам издательств, у которых тоже был доступ в ЦДЛ, крепко пили и устраивали свои литературные дела. В большом зале часто крутили фильмы, которые не показывали в кинотеатрах, в подвале была бильярдная, в вестибюле – книжный киоск, где можно было разжиться дефицитом. Попасть в этот рай земной начинающим писателям было ох как непросто: в дверях при входе стоял маленький щуплый еврей по прозвищу Крошка Цахес и требовал у каждого членский билет Союза писателей. Пройти нам удавалось только в том случае, когда нас проводили с собой счастливые обладатели заветных корочек".



ТАИНСТВЕННЫЙ АРХИТЕКТОР


Особняк снаружи похож на рыцарский замок, или пряничный домик, или все вместе (вход с Поварской, 50).
Фото: Агентство городских новостей «Москва»


Особняк снаружи похож на рыцарский замок или пряничный домик, или все вместе. Домик строился еще в 19 веке. Принадлежал генеральше Олсуфьевой и, между прочим, там заседала самая настоящая масонская ложа. Сам император Александр Третий приходил в ложу и даже сломал ногу на лестнице. С тех пор эта лестница скрипит историческим скрипом, и все сотрудники ресторана этим очень гордятся.


Этот рыцарский замок - одно из немногих сохранившихся творений загадочного зодчего Петра Бойцова


Не знаю, чем руководствовалась писательница Марина Степнова, когда наделила архитектора Петра Бойцова некрасивой внешностью, бугристыми прыщами по всему лицу и неопрятной тужуркой. На самом деле про внешность зодчего сведений вообще не сохранилось. Бойцов был самым таинственным архитектором, про которого неизвестно почти ничего. Во многом благодаря этому удобному обстоятельству он и стал героем популярного романа Степновой "Сад", где креативно переделывает хатку главной героини: прячет старый дом внутри нового. Вот это, кстати, действительно применимо к ресторану ЦДЛ, но с точностью до наоборот.

Особняк действительно перелицевали: с обратной стороны к нему пристроили новое здание, с выходом на Большую Никитскую. Но сделали это уже в конце 50-х годов ХХ века, когда зодчего давным-давно не было на земле. Именно так ЦДЛ стал "Домом на две улицы". Если заходить с Никитской (бывшей Герцена), то можно попасть на прощание с каким-нибудь известным писателем или на выступление еще живого известного писателя. (Как правило, и то и другое проходит в одном и том же Малом зале). Здесь же расположены буфеты и пафосный Большой зал, в котором обычно награждают лауреатов премии "Стихи ру".


С архитектурно-исторической точки зрения гораздо интереснее войти в непристроенную часть с обратной стороны, на Поварской.

Бойцов работал "под ключ": поскольку был женат то ли на дочери, то ли на сестре мебельного фабриканта - интерьеры продумывал сразу и тщательно. От того про залы ресторана складывали легенды. Мол, там такая красота, такая красота и все наполнено масонскими знаками. Понятно, что при советской власти дворец национализировали, какое-то время здесь были квартиры, пока в 1932 году он не попал в лапки литераторов.


В дубовом зале раньше проходили балы. Помещение отделано не только дубом, но и контрабандным сандалом а с двенадцатиметрового потолка свисает люстра, подаренная Сталиным



ЛЮСТРА И ЛЕСТНИЦА

Сейчас главный зал ресторана - это "Дубовый", бывший бальный зал, отделанный не только дубом, но и контрабандным сандалом.

Входишь и ахаешь: витражи на стеклах, барельефы первых владельцев, старинные китайские вазы, старинные часы, которые еще идут, и высоченный потолок в двенадцать метров! С него, кстати, свисает огромная люстра наподобие водопада. По непроверенной легенде эту люстру подарил ресторану сам Сталин, а раньше она висела в вестибюле станции метро «Комсомольская».

По еще более непроверенной легенде, по ночам здесь творятся странные дела, и люстра мигает, раскачивается, наподобие маятника, а лестница усиленно скрипит, вспоминая Александра Третьего.


Фото: Ольга Полуэктова


Старожилы предупреждали, что не стоит садиться за столик, где в шестидесятых подавился шашлыком и умер комсомольский поэт Дрофенко. Но мне чуть не поплохело от роскоши, так что я рухнула наугад за первый попавшийся столик и уже оттуда стала взирать на красоту.

На лестнице располагаются хоры. На них тоже можно питаться, но не всем, а членам клуба, а членство стоит сорок тысяч рублей в год. Впрочем, скажу по секрету, можно попросить официанта - и подняться наверх, полюбопытствовать. Там же наверху расположены кабинеты и фламандский гобелен, которым очень гордятся.

Как-то в шестидесятые в ресторан приезжала из эмиграции внучка хозяйки, МарьВасильна Олсуфьева. По иронии судьбы, старушка занималась переводом на иностранные языки произведений заседавших в ресторане писателей.

- А можно мне посмотреть мою детскую? - робко попросила бабушка.

Ей великодушно разрешили, даром, что на "детской" висела строгая табличка "Партком".


Фото детей владельцев особняка, семьи Олсуфьевых. Вторая слева - Марья Васильевна. Находясь в эмиграции она будет переводить на итальянский произведения русских писателей



ПОД ЗВЕЗДОЙ «МИШЛЕН»

Кстати, туалет здесь тоже шикарный, правда, располагается за трехметровой дверью и без опознавательных знаков. Английский санфаянс, живая роза в вазе.

С туалетной темой, между прочим, связан визит президента США Рональда Рейгана. Он приехал в Союз в 1988 году и встречался с общественностью именно в ресторане ЦДЛ. Говорили, что у Рейгана было не все в порядке с желудком, а поскольку бежать до туалетов ЦДЛ далеко, то президентский переносной унитаз расположили где-то поблизости от зала, удачно замаскировав.

Приятного аппетита.

Походив по дворцу, я сделала вывод, что он напоминает ресторан "Гагрипш" в Абхазии (Гагра).

Однако есть существенное преимущество. Если в «Гагрипше» совершенно невоспитанные официанты и плохая кухня, то в ресторане ЦДЛ все на уровне.

Вышколенные сотрудники, похожие на актеров из "Аббатства Даунтон" обрадовались мне так, словно Пугачева с Галкиным вернулись и заодно император Александр ожил. Любили, ценили, уважали. А мажордом даже фотографировал со всех ракурсов и оказался по совместительству хорошим фотографом.

Да и кухня здесь такая, что, увы и ах, одним кофе я не ограничилась. Когда-то знатный гурман Михаил Булгаков хвалил местную кухню в романе "Мастер и Маргарита". Считается, что именно ресторан ЦДЛ писатель воспел под видом литкормушки "У Грибоедова", где заседал могущественный Массолит. Филейчиков из дроздов ныне не подают, но есть не менее вкусные блюда. Как-никак ресторан получил звезду "Мишлен".



НА ПОСОШОК

«Кайфуйте, заказав шампанского»

Если говорить о недостатках заведения, я нашла только одно. Здесь напряженка с розетками. Прийти и поработать за компьютером не удастся, кроме как за одним столиком возле рояля. Но, с другой стороны, сюда работать и не ходят. Не для того красота аж с царских времен сохранилась! Как говорил Андрей Вознесенский, ресторан ЦДЛ - отличное средство поправить дела, если кругом невезуха:

«Небрежной походкой забредайте в ЦДЛ, на глазах у опупевших врагов, приведите с собой красивую девушку, садитесь напротив и кайфуйте за столиком, заказав бутылку шампанского. Пусть сдохнут».

Автор
Евгения КОРОБКОВА специальный корреспондент отдела культуры
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе