«Золотая маска» включила в афишу фестиваля все заметные спектакли прошлого сезона

Национальная театральная премия «Золотая маска» объявила номинантов конкурса, который пройдет в Москве с 27 марта по 15 апреля.
Конкурсная афиша большая: в ней 11 опер, 11 балетов, 10 драматических спектаклей большой формы, 8 — малой формы, и это еще не все. Комментируя выбор, главный эксперт по драмтеатру Дина Годер отметила, что много спектаклей — это «не значит расцвет. Просто один интересен чем-то одним, другой — другим, и т. д.».

Среди драматических спектаклей большой формы господствуют интерпретации классики. Новую драматургию ставят только на малых сценах и «в подвалах».

Достижения театров и режиссеров экспертный совет решил не разделять: в номинацию «Работа режиссера» попали семнадцать постановщиков восемнадцати спектаклей. Список украшает имя Льва Додина, а новое имя в нем всего одно — Роман Феодори, поставивший в Барнауле пьесу Брехта «Мамаша Кураж и ее дети».

На женские роли в этом году урожай. Бывали годы, когда не могли наскрести и двух актрис, а сегодня их десять, в том числе Полина Агуреева, Елизавета Боярская, Янина Лакоба, Евгения Симонова и Чулпан Хаматова.

Мужчин, напротив, набралось всего семь (бывало и десять), зато среди них Константин Райкин и Евгений Миронов.

В оперном и балетном конкурсах представлены все привычные игроки — Мариинский и Большой театры, Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, Новосибирск, Пермь, Екатеринбург, Казань. С ними вместе теперь не только петербургский театр «Зазеркалье», но и с ходу вписавшийся в прошлом году в компанию лидеров Михайловский театр. Новых игроков два — Астрахань, где поставили «Мадам Баттерфляй», и московский Детский музыкальный тетр имени Наталии Сац: с приходом в худруки Георгия Исаакяна там началась новая жизнь, которую и ознаменовал спектакль «Любовь к трем апельсинам».

Среди балетов в этом году нет традиционной классики, зато много классики ХХ в. А вот в номинации «Современный танец» год выдался неурожайным — отобрано лишь две работы. Не лучшим образом дело обстоит в оперетте и мюзикле — там тоже едва наскребли три работы, из них две, по существу, рассчитаны на детей.

Сильный конкурс ожидается не только среди драматических актрис, но и среди оперных певиц. В числе девяти претенденток — Хибла Герзмава, Лариса Дядькова, Екатерина Семенчук, Альбина Шагимуратова. Последняя, молодая певица с мировым именем, патриотично представляет Татарский театр оперы и балета имени Мусы Джалиля.

Мужской оперный конкурс тоже не робкого десятка, в нем участвует даже мировая звезда Уиллард Уайт.

Балеринский конкурс просто блестящий — тут и Диана Вишнева, и Екатерина Крысанова, и Наталья Осипова: экс-солистка Большого, впрочем, теперь выступит в спектакле Большого театра «Утраченные иллюзии», являясь примой Михайловского театра: все надеются, что Владимир Кехман возражать не станет.

Кукольных спектаклей всего три — но, по словам Дины Годер, один лучше другого.

Конкурс хореографов — просто загляденье: Мауро Бигонцетти, Начо Дуато, Даглас Ли — мастера мирового балета ныне ставят на российской сцене.

Из четырех спектаклей конкурса «Эксперимент» два — из разряда новой драмы, но отнесены в эту номинацию, поскольку и решены новыми театральными методами.

Работа экспертных советов «Золотой маски» давно уже стала отлаженным механизмом, фестивальный цикл организован четко, и, на взгляд со стороны, его ход представляет собой идиллию чистой воды. Однако, жаркие споры все же велись, причем и в музыкальном, и в драматическом экспертном совете.

В обоих случаях яблоками раздора становились спектакли Кирилла Серебренникова. Эксперты прокатили «Околоноля», поставленный Серебренниковым по пьесе Натана Дубовицкого (по слухам, под этим псевдонимом скрывается Владислав Сурков). Противники спектакля возымели небольшой перевес над его защитниками. С другой стороны, у оперы «Золотой петушок», которую Серебренников поставил в Большом театре, оказалось больше защитников, и спектакль в конкурс попал. Третью работу плодовитого Серебренникова — спектакль «Отморозки» по Прилепину — собирались отсечь на том основании, что она играется силами студентов, но театр «Седьмая студия» позиционировал работу как профессиональный продукт, с чем экспертам осталось только согласиться.

Помимо конкурса «Золотая маска» представляет, как всегда, обширную внеконкурсную программу. К ее объявлению подоспел и новый сайт театра www.goldenmask.ru, интегрированный с социальными сетями и обещающий своевременную публикацию новостей и расписания.

Vedomosti.ru
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе