«Золотая маска» Анастасии Светловой

12 апреля, в День космонавтики, волковцы играли на фестивале «Золотая маска». Играли на нерве, на пределе возможностей.

Каждая реплика, звучавшая со сцены, встречала душевное движение зрительного зала. Из трёх работ, выдвинутых Волковским театром на «маску» – «Три сестры», «Кармен» и «Екатерина Ивановна», эксперты фестиваля избрали «Екатерину Ивановну» и выдвинули спектакль в четырёх номинациях. Глубокий, насыщенный многообразными смыслами и символами, спектакль в режиссуре Евгения Марчелли с выдающейся актёрской работой Анастасии Светловой и прекрасным актёрским ансамблем не мог не привлечь внимания жюри фестиваля. Работа актрисы ещё до «Золотой маски» была удостоена премии Тверского театрального фестиваля, и на недавнем областном театральном фестивале жюри присудило Светловой премию в номинации «Открытие фестиваля».  


Специальная премия жюри «Золотой маски» присуждена Светловой «за предельность сценического существования и глубину воплощения образа». Игра Анастасии Светловой – высшая степень самозатратности, распахнутости души – игра «на разрыв аорты». Полярные крайности характера Екатерины Ивановны доводят героиню до экстатического безумия, финал её судьбы – уход в гибельное пространство.

«Екатерину Ивановну» в Ярославле вначале приняли, наверное, так, как и постановку МХТ в 1912 году. Репутация спектакля была скандальной. Прошёл месяц после премьеры, и публика начала воспринимать эту работу иначе: проникновенно, прочувствованно, трогательно. И сам спектакль меняется во времени. К нему нельзя предъявлять бытовые критерии. Внимание к душевной жизни героини начинается с ощущения её нездешней парадоксальности. Светловой и театру удаётся преодолеть инерцию публики, вовлечь её в высокое действо, чтобы прийти туда, где убивают Красоту.

Экспертные советы «Золотой маски» просмотрели более 400 постановок. В итоге в фестивале участвовали 55 спектаклей из 15 городов России. Прорваться на этот высокий и престижный подиум, где в центре такие актрисы-легенды, как Ольга Яковлева (ведущая роль в спектакле «Обрыв» в МХТ), почти невозможно. Соревноваться со столицами – почти неподъёмно. Однако в по-следние годы благодаря усилиям Бориса Мездрича о Волковском театре заговорили.

Театр смело входит в новое пространство, не боится рисковать, спектакли вызывают споры публики. На этом непростом пути никто не застрахован и от ошибок. Но театр последовательно возвращает репутацию Первого театра России. Безусловно, и в прежние времена у нас были хорошие спектакли. Но от вхождения в современный театральный поток Волковский молчаливо устранялся, и дело ведь не в «масках», не в наградах, а в том, что театр ныне – полноправный участник современного театрального процесса.

15 апреля в Гостином дворе прошла церемония вручения премии. Конечно, к нынешней награде причастны все создатели спектакля – от постановщика Евгения Марчелли до костюмеров, гримёров, реквизиторов и монтировщиков. Но премия даётся Насте Светловой. Получить престижную награду из рук председателя жюри Алексея Бартошевича – учёного-театроведа с мировым именем, требовательного и строгого ценителя – что может быть более почётно?

И лёгкие, стремительные шаги по ковровой дорожке – мгновения высшего счастья. Огромная корзина белых роз для Анастасии Светловой, актрисы в пятом поколении актёрской династии, – сот-ни полторы свежих, росистых, благоухающих...


Северный край
Поделиться
Комментировать

Популярное в разделе